В дни пандемии коронавируса формат дистанционного образования для Каспийского региона и для Астраханской области в частности – не стал неожиданным. Опыт организации образовательного процесса посредством онлайн-технологий как элемента гуманитарного международного сотрудничества государств Каспийского региона и имеет Ассоциация государственных университетов стран Прикаспия, много лет в формате дистанта с учащимися, физические возможности которых ограничены, работает министерство образования Астраханской области. Однако, в связи с переходом на онлайн-обучение в условиях ограничительных мер, представители высшей школы стран Большого Каспия всё же столкнулись с рядом методологических и технических проблем. В связи с этим актуальным оказался тренинг, организованный Центром международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия» и Центром аналитических исследований «Евразийский мониторинг» под названием ««Интернет-технологии в высшем образовании: обмен опытом дистанционного и смешанного обучения в ВУЗах Большого Каспия».
Мероприятие прошло 15 мая в формате телемоста, а ведущими и экспертами тренинга выступили директор Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг», политолог Алибек ТАЖИБАЕВ (Нур-Султан, Республика Казахстан) и директор Евразийского центра экономико-правовых исследований НАО «Университет Нархоз» (Алматы, Республика Казахстан) Андрей Шенин. Участие в тренинге приняли представители высшей школы из России.
В начале тренинга Алибек ТАЖИБАЕВ провёл небольшой экскурс по дистанционному формату обучения и рассказал об этической составляющей общения в формате онлайн:
«Если мы традиционно можем работать с аудиторией от 15 до 300 человек (зависит от размеров потока), то сейчас мы уходим в совершенно бескрайние возможности с нашими реципиентами. Более того, созданная информация может потом использоваться десятки, а может быть и сотни лет. Сегодня мы можем констатировать изменение системы образования», — подчеркнул эксперт. По словам Тажибаева, во время пандемии в Республике Казахстан активно использовались все возможные технические возможности для дистанта: телевидение, спутниковая и мобильная связь. Правда для контроля образовательного процесса самым подходящим вариантом общения ТАЖИБАЕВ считает формат видеосвязи.
Говоря о методологии учебно-технологического процесса, эксперт разделил его на несколько блоков. «Самое важное в процессе — это организационный блок. Он должен состоять из введения, памятки, инструкции. Здесь мы разрабатываем определённый контент, который позволит нашим студентам в удобное время протестировать Zoom, Moodle или другую программу для дистанта. Следующим этапом утверждается асинхронная площадка для коммуникаций. Это может быть социальная сеть, форум, мессенджеры — такое место знакомств участников образовательного процесса. Можно выработать более предметные инструкции. Скрин с экранов, графические указатели. Также в процессе обучения важно руководство по изучению курса: в зависимости от дисциплины это могут быть первоисточники, кейсы, презентации, исследования. Далее мы разрабатываем программу курса как отдельный документ».
Также директор центра «Евразийский мониторинг» сделал акцент на обратной связи преподавателя с учащимися: «Она должна касаться не столько вас как преподавателя, а технологии, которую вы используете в процессе. Анкета «на входе» и «на выходе» с вопросами «что понравилось», «что нет», «что сократить». Такой входной и выходной контроль».
Следующим блоком по мнению эксперта в образовательном кейсе должна идти теоретическая учебная информация и практическая составляющая.
О технологических трудностях рассказал и второй эксперт – Андрей ШЕНИН. По словам представителя «Университета Нархоз», не у всех студентов есть техническая возможность выйти на связь из дома, а также «поймать» хороший скоростной интернет. Также он отметил, что нередко в вузах Республики Казахстан к контролю за преподавателями подключается ректорат. «Любой представитель ректората может подключиться к лекции», — подчеркнул Шенин. «Несмотря на положительные отзывы о формате дистанта, он не даст сногшибательного результата. Как элемент классического образования — да, как полноценная замена дистант не работает. Такие выводы я бы хотел сделать», — сказал эксперт.
Начальник международного отдела Астраханского государственного технического университета выступила перед слушателями с обзором работы сетевых университетов в рамках СНГ и ШОС, рассказала о тех возможностях и вызовах, с которыми сталкиваются такие высшие учебные заведения. А также поделилась опытом создания подобной модели вуза в рамках Ассоциации университетов прикаспийских государств. Ассоциация сейчас делает первые шаги в этом направлении. В частности, реализуются программы мобильности, чтение лекций, проведение совместных конференций и круглых столов на русском языке, онлайн-курсов повышения квалификации. Модель сетевого университета прикаспийских государств, безусловно, является перспективной, и позволит в будущем унифицировать высшее образование в регионе по целому ряду направлений, а также будет способствовать сохранению и продвижению русского языка в странах Большого Каспия.
Во второй части тренинга эксперты и участники пообщались в режиме «вопрос-ответ».
В завершении встречи организаторы предложили слушателям тренинга организовать курсы повышения квалификации по информационным технологиям в учебном процессе высшей школы для преподавателей вузов из России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Узбекистана. «Мы планируем провести 72-часовые курсы повышения квалификации. В Российской Федерации такие курсы являются обязательным условием для преподавателей вузов. Возможно, для наших коллег из других прикаспийских государств это тоже будет актуально. Мы приглашаем вас принять участие в этих занятиях, по окончании которых всем будут выданы сертификаты. Обучение бесплатно», — рассказала руководитель Центра «Каспий-Евразия» Ксения ТЮРЕНКОВА.
Также она проанонсировала исследование, проводимое центром «Евразийский мониторинг» и центром «Каспий-Евразия», посвященное использованию IT-технологий в образовательном процессе.
«Это позволит нам лучше увидеть реальную картину, узнать, с какими сложностями сталкиваются преподаватели и студенты и выработать решения, которые помогут сделать этот процесс более удобным», — сказала ТЮРЕНКОВА.
По окончании тренинга ««Интернет-технологии в высшем образовании: обмен опытом дистанционного и смешанного обучения в ВУЗах Большого Каспия» все участники получили сертификаты о прохождении.