Государству необходимо поддерживать молодежь, но нужно тщательно выбирать инструменты. Молодежную политику на постсоветском пространстве обсудили участники заседания экспертного клуба «Мир Евразии»
Дисбаланс на рынке труда
1 января 2019-го в Казахстане стартовал Год молодежи. Запланировано множество мероприятий в поддержку государственной молодежной политики и самой молодежи. Внимание к ней – один из главных трендов общественно-политической тематики на всем евразийском пространстве. Постсоветские государства в молодежной сфере сталкиваются практически с одними и теми же проблемами.
По данным межгосударственного статистического комитета СНГ, в странах содружества проживают около 60 млн юношей и девушек в возрасте 15–29 лет (во время проведения исследования в СНГ была включена Украина, – прим. ред.). Доля молодежи составляет от 18 до 29% от общей численности населения в разных государствах СНГ, постепенно снижаясь в большинстве из них. Население стареет на фоне растущей продолжительности жизни и миграции молодежи в другие страны, в основном в пределах региона, в поисках лучшей работы и возможностей получения образования.
Такая тенденция будет иметь серьезные последствия в будущем, в том числе влияя на устойчивость страновых рынков труда и пенсионных систем. Молодежная безработица в странах СНГ, за исключением Казахстана, в 1,4–1,9 раза превышает ее общий уровень. Молодые люди нередко испытывают трудности при поиске работы, часть из них оказывается в ситуации долгосрочной вынужденной незанятости. Во многом это является следствием дисбаланса между объемами и профилями подготовки специалистов и потребностями рынка труда.
Для эффективного использования молодежного потенциала нужно усилить поддержку со стороны государств и обществ. При этом действующие подходы молодежной политики зачастую неэффективны, отметили участники дискуссии. В том числе потому, что интересы государства и молодежи могут не совпадать. В качестве примера координатор проектов центра социальных и политических исследований «Стратегия» Ольга Симакова привела казахстанскую госпрограмму «С дипломом – в село»: «Инструменты поддержки молодежи создаются не для нее, а для государства. Молодежи, может быть, не хочется переезжать в село, ей надо выехать из села. Но в предложенном курсе звучит «поддержка села», а не «поддержка молодежи на селе». Государство никак не может определиться: молодежь – это проблема или возможность для него».
Избранная каста
Повышение интереса государства к молодежи обычно является предвестником какого-то электорального процесса, заметил старший научный сотрудник Евразийского научно-исследовательского института Даурен Абен. Но проблема не в уровне интереса и не самих программах поддержки, а в механизмах их реализации, считает эксперт.
«Проникся бывший студент той же программой «С дипломом – в село», поехал в сельскую местность, а потом несколько лет ждет свою квартиру, живя в комнатушке. Ему подъемные выдали, а их все равно на жизнь не хватает. Или, например, программа «Жас маман» – собираются обучать молодежь необходимым специальностям, но хватит ли для них рабочих мест? Много грандиозных планов, деклараций, а механизмов мало. Тема молодежи не может актуализироваться лишь в течение какого-то одного года, это должна быть последовательная политика государства», – подчеркнул Даурен Абен.
При этом не стоит делать из молодежи избранную касту, добавил ученый. И с этим мнением согласны многие эксперты. Декан высшей школы государственной политики и права Алматы менеджмент университета (AlmaU) Аскар Нурша полагает, что по отношению к молодежи наблюдается некий эйджизм, что подразумевает создание стереотипов и дискриминации по возрастному признаку.
«Есть две социальные группы – молодежь и пожилые люди, к которым общество относится снисходительно, которых незаслуженно считают ограниченными в правах, что несправедливо. Мы не должны строить политику, исходя из возраста. Лучше к совершеннолетнему гражданину и гражданину на пенсии относиться одинаково. Здесь должен действовать закон, а не снисхождение», – убежден декан AlmaU. Строить молодежную политику, по его мнению, надо не по возрастному принципу, а по направлениям. И такие направления должны прорабатываться детально.
«Когда мы говорим о молодежи, то объективной ее характеристикой выступает возраст, но внутри этого возраста люди абсолютно разные. Есть категория молодых людей, которые живут с родителями, соответственно, не имеющие заработка. Но они попадают в категорию молодежи так же, как и студенты, и люди, которые не учатся, но работают. У всех них социальные потребности абсолютно разные, – добавил профессор Казахстанско-Немецкого университета Рустам Бурнашев.– Пока мы наблюдаем по отношению к молодежи патерналистский подход. Вот есть конкретный список утвержденных инструментов поддержки молодежи. Но где гарантия того, что конкретный представитель молодежи из этого списка половину инструментов не вычеркнет, как неинтересные для него?».
По мнению участников обсуждения, при существующем подходе бюджетные средства нередко используются нерационально. Зачастую пользу не получают ни молодежь, ни государство.
Истина где-то рядом
Возрастная градация потеряла смысл также из-за перемен, которые произошли в течение последних десятилетий, продолжил независимый политолог Замир Каражанов. Сегодня мужчины вступают в брак в среднем в 30 лет, тогда как к молодежи относят людей до 29 лет. Аналогичная ситуация и с трудовой деятельностью: карьеру начинают поздно, а иногда очень поздно, поскольку люди становятся мобильными, переходят из одной сферы деятельности в другую. Студенчество также не является синонимом молодости, поскольку люди могут получать образование, перешагнув 30-летний рубеж.
«Иными словами, возрастная граница «молодых и старых» размылась. Что касается профессиональной сферы, которую в опросах молодые люди считают важной для себя, то здесь имеет место нездоровая тенденция. Молодые люди выбирают сферы, в которых наблюдаются высокие коррупционные риски. Вины молодых людей нет. Просто в обществе недостаточно надежно работают социальные лифты, а образование стало дорогим удовольствием. Чтобы не получить потерянное поколение, нужно проводить реформы в чувствительных для молодых людей сферах. А это образование, экономика, улучшение бизнес-среды, формирование прозрачных механизмов отбора на вакансии», – отметил Замир Каражанов.
Позитивные сдвиги в сфере молодежной политики есть, считает политолог Эдуард Полетаев. Он напомнил о проектах, реализуемых в Казахстане и России, которые позволяют талантливым молодым управленцам заявить о себе. Так, среди «100 новых лиц Казахстана» немало молодых людей, истории успеха которых служат вдохновляющим примером для сверстников и подрастающего поколения. А открытый конкурс для руководителей нового поколения «Лидеры России» может стать хорошим примером для других постсоветских государств по созданию социальных лифтов. Победители этого конкурса получают образовательные гранты в размере 1 млн рублей, наставничество от гуру бизнеса и шанс попасть в кадровый управленческий резерв, а затем занять высокую должность в сфере госслужбы.
Чтобы выстроить эффективную молодежную политику, государственным мужам необходимо задаться правильными вопросами. Главный научный сотрудник Казахстанского института при президенте РК (КИСИ) Леся Каратаева озвучила их, сославшись на социолога и философа Карла Мангейма.
«В основе любой молодежной политики лежат ответы на два ключевых вопроса: чего мы ожидаем от молодого поколения и что мы можем ему дать. При этом ответ на второй вопрос всегда формулируется в зависимости от ответа на первый. И, что примечательно, истина всегда «где-то рядом». Очевидно, что темп жизни укоряется, что сокращает время на осмысление возможных последствий предпринятых действий. Цена ошибки многократно возрастает. Мировой опыт последнего десятилетия наглядно показал, к чему может привести недостаточное внимание со стороны государства к нуждам молодого поколения. Завышенные ожидания, отсутствие работы и социальных лифтов, проблемы с созданием достойных современного уровня развития человечества условий жизни, все это заставляет молодых людей либо концентрировать всю жизненную энергию на поиске хлеба насущного, либо искать виноватого. Задача государства видится в создании благоприятных условий для развития молодых людей – возможности получить качественное образование, иметь реальные шансы трудоустроиться и сделать карьеру, обладать достойными условиями проживания и быть свободным от любых проявлений возрастной дискриминации», – резюмировала Каратаева.
Аманжол СМАГУЛОВ
Источник:
Информационно-аналитический Центр «Евразия-Поволжье»