Евразийские государства декларируют привлечение инвестиций в свои экономики в качестве одной из важных задач. Оказала ли свое влияние на данный процесс интеграция и есть ли препятствия для роста инвестиционной активности, рассказали спикеры экспертного клуба «Мир Евразии» …

Обеспечение макроэкономической устойчивости и развития – одна из приоритетных задач для стран ЕАЭС как на национальном, так и на наднациональном уровне. Для этого евразийским государствам необходимо стимулировать деловую и инвестиционную активность. На данный момент есть определенные препятствия для роста инвестиций, считают участники заседания «Влияние «эффекта соседства» на расширение инвестиционного сотрудничества стран Евразии».

Как отметил политолог Эдуард Полетаев, страны ЕАЭС заинтересованы в привлечении как взаимных, так и внешних инвестиций. Евразийская интеграция должна способствовать этим процессам, и, прежде всего, росту инвестиционной привлекательности внутри Евразийского союза. Однако экономическая статистика свидетельствует, что государства ЕАЭС не слишком привлекательны для инвесторов из стран-союзниц. «Хотя за последние два года внутренние инвестиции выросли, они значительно проигрывают в объемах внешним, сказал Эдуард Полетаев. – Объем внешних инвестиций в страны ЕАЭС, по данным за 2016 год, составил более 50 млрд. долларов, а внутренних – всего 1,2 млрд., что явно недостаточно».

Отставание по объему внутренних инвестиций в ЕАЭС вполне закономерно, полагает главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК (КИСИ) Вячеслав Додонов. Экономику союза на 85% представляет Россия, напомнил эксперт: «Ее потенциал, экономические возможности и финансы не сопоставимы с тем, что могут предложить другие страны. Например, накопленные инвестиции из России в Казахстан составляют более 12 млрд. долларов. Всего вместе с другими иностранными инвестициями около 220 млрд. долларов».

Представитель КИСИ также констатировал, что динамика валового притока инвестиций в Казахстан от партнеров по ЕАЭС не претерпела существенных изменений после начала работы союза в 2015 году. «Если анализировать период, начиная с создания Таможенного союза, который появился в 2011 году, то приток значительно увеличился по сравнению с предыдущими годами, в среднем вырос в 22,5 раза. Но вот уже в период существования ЕАЭС большого прироста не наблюдалось. Я имею в виду в первую очередь инвестиции из России в Казахстан. Ежегодные притоки инвестиций за годы существования ТС и ЕАЭС колеблются от 1 до 1,5 млрд. долларов. На этом уровне пока все и держится. При этом инвестиции из Казахстана в Россию в 2015–2017 годах росли в среднем на 400–550 млн долларов в год. Это довольно существенные цифры», – подчеркнул Вячеслав Додонов.

Что мешает взаимным инвестициям?

Внутри ЕАЭС есть несколько работающих инвестиционных векторов, отметил представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов. Инвесторы из России вкладываются в развитие проектов в Беларуси, казахстанские инвестиции направляются в Россию, а белорусские – в Казахстан. При этом объем белорусских инвестиций в Казахстане неуклонно растет с момента образования Таможенного союза.

«Данные Национального банка РК свидетельствуют, что за счет ЕАЭС, в том числе идет рост и российских, и белорусских инвестиций в Казахстан. Но в целом в рамках ЕАЭС взаимные инвестиции не могут быть большими», – убежден Марат Шибутов. По его мнению, внутри каждой из евразийских стран существуют свои причины, которые препятствуют привлечению внешних средств в реальный сектор.

Так, в Беларуси главным препятствием для иностранных инвесторов глава Ассоциации приграничного сотрудничества назвал большую долю государства в экономике и сложные условия приватизации. В результате в стране трудно приобрести активы. В Армении слабая экономика и практически нет привлекательных объектов для вложений. Вкладывать деньги в Кыргызстан рискованно из-за общественно-политических рисков. Кроме того, по словам Марата Шибутова, известны случаи, когда у инвесторов в соседней республике возникали конфликты с местными жителями, с преступными группировками. В России основные крупные производства находятся под контролем госкомпаний. Иностранным инвесторам предлагаются сложные проекты, требующие значительных вложений, но в перспективе не обещающие большой прибыли.

«Что касается Казахстана, то у нас, несмотря на сырьевую экономику свободных крупных месторождений уже фактически нет. Нефтяных вообще крупных нет, осталось немного урановых. Но на мировом рынке предложение превышает спрос на уран. Последний большой инвестиционный лот был в 2017 году, на нем выставлялось 108 месторождений. В итоге их продали с третьей попытки. Если же говорить об обрабатывающей промышленности, то в среднем в Казахстане на соответствующих предприятиях используется около 60% мощностей, иногда даже меньше. То есть их уже столько построили, что нет возможности загрузить на полную мощь. Это касается также и отраслей пищевой промышленности. Предприятия, конечно, могут еще больше производить, но сырья нет. Получается, что инвесторам на пространстве ЕАЭС особо вкладываться не во что», – резюмировал Марат Шибутов.

Есть ли перспективы?

Объем взаимных инвестиций может быть увеличен при реализации межгосударственных проектов, заметил директор центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев. По его словам, страны ЕАЭС давно пытаются наладить многостороннее сотрудничество, но пока преобладает двусторонний формат. И этот формат совсем неплох, пояснил Вячеслав Додонов на примере Казахстана. Он подчеркнул, что партнеры по евразийскому пространству, хотя и вкладывают значительно меньше средств, чем инвесторы из дальнего зарубежья, но зато в те сферы, которые важны для диверсификации казахстанской экономики.

«У инвестиций из стран Запада в Казахстан есть особенность: достаточно большой их объем представлен такими отраслями, как нефте-, горнодобывающая и все что с ними связано, например, с геологоразведкой. Развитые страны, которые, как мы надеялись, будут вкладывать деньги в высокие технологии, интересуются только сырьем. В целом на добывающую промышленность и сопутствующие виды деятельности в Казахстане приходится порядка 85% иностранных инвестиций. В обрабатывающую же промышленность больше вкладываются страны, которые принято считать менее развитыми,– Россия и Китай. В частности, инвестиции из России в Казахстан в основном идут в обрабатывающую промышленность. На эту сферу приходится примерно 24% всех российских инвестиций, на добывающую – 21%», – рассказал экономист. 

По данным главного научного сотрудника КИСИ, по количеству действующих предприятий с участием иностранного капитала в Казахстане лидирует Россия. На 1 февраля 2019 года в стране зарегистрировано около 18 тысяч таких компаний, из них 6360, или 35%, – это предприятия с участием российского бизнеса. На втором месте  Турция, на долю которой приходится чуть больше 9% совместных предприятий. На третьем месте – Узбекистан, на четвертом – Китай.

Эксперты уверены, что у евразийских государств есть потенциал для увеличения взаимных инвестиций в будущем. Как отметил Эдуард Полетаев, этому способствует так называемый эффект соседства. «Как показывает мировая практика, значительная часть соглашений о региональном сотрудничестве заключается между соседними странами или государствами, находящимися в одном географическом районе мира. На Евразийском пространстве соседское положение также оказывает существенное влияние на экономическое развитие стран. Я думаю, это связано с большими расстояниями, и логистикой в том числе. Просто-напросто приходится сотрудничать друг с другом, потому как другие партнеры далеко и с ними работать не всегда выгодно», – считает политолог. 

В то же время, как отметили участники экспертного клуба, странам ЕАЭС необходимо создавать условия для роста взаимных инвестиций. В частности, в рамках союза существует проблема информационной закрытости. Потенциальные инвесторы зачастую не знают о перспективных проектах и объектах на территории союзных государств, им трудно получить доступ к другой необходимой информации. Кроме того, всем государствам союза необходимо продолжать работу по улучшению инвестиционного и бизнес климата.

Юлия МАЙСКАЯ

Источник: Сайт политической информации Казахстана «SPIK»

от wefund