Казахстанские эксперты обсудили плюсы и минусы дистанционных форм преподавания, обучения, коммуникаций, чье развитие ускорила пандемия коронавируса
«Пандемия коронавируса и ее последствия представляют собой вызов на неопределенный период, как в мировом, так и в национальном масштабе. Это относится ко всем сферам жизни – к экономике, политике, здравоохранению, безопасности, также и к повседневному бытию людей. Но в особой степени это относится к сфере образования — и здесь, прежде всего, к студентам, учащимся, к их родителям, к преподавателям, к образовательной политике, управлению, инновационным и технологическим формам обеспечения образовательного процесса», — заявила профессор кафедры международных отношений и мировой экономики факультета международных отношений КазНУ им. аль-Фараби, директор центра Евразийских исследований Галия Мовкебаева. Свое выстуление на заседании экспертного клуба «Мир Евразии», состоявшегося в онлайн формате под названием «Интеграция в масках: влияние мобильности на мир труда и образования» она посвятила стремительно меняющимся и труднопредсказуемым требованиям к сфере образования в новых условиях.
Еще до пандемии информационные и коммуникационные технологии произвели революцию в обучении. Многие эксперты в своих выступлениях сходились в том, что даже после того, как закончится пандемическая угроза, в странах ЕАЭС и не только существенная часть людей продолжит учиться удаленно. «Однако появляются разные мнения на счет серьезных изменений на рынке образовательных услуг, — подчеркнул политолог Эдуард Полетаев. — С одной стороны, польза онлайн очевидна, скажем, иметь возможность учиться у известных преподавателей. С другой стороны, во всем нужна мера. Потому что онлайн образование – это односторонняя передача информации. Мало живого эмоционального контакта. Нет процесса воспитания, который может организовать человек в офлайн, имеются трудности с дисциплиной».
По мнению экспертов, наиболее подверженными воздействиям негативных последствий пандемии COVID-19 с экономической точки зрения оказались университеты и обучающиеся в них студенты. Если основная масса школ и колледжей преимущественно финансируются государством, то значительная часть вузов стран ЕАЭС немалые деньги получают за счет иностранцев, которые учатся на платной основе. Как с этим быть в дальнейшем – вопрос, который только решается. В условиях, если пандемия продолжится, как конкурентоспособность вузов изменится? Ведь при онлайн обучении можно выбрать вуз лучше и престижней. Многие региональные вузы с низкими рейтингами могут потерять своих студентов. Как бы это грубовато не звучало, некоторые выступающие онлайн-образование называли образованием для нищих.
По мнению декана Высшей школы государственной политики и права Алматы Менеджмент Университета («AlmaU») Аскара Нурша, надо посмотреть, куда нас заведет борьба с коронавирусом, насколько долго она продлится. По его данным, в сфере образования Казахстана уже наблюдается тенденция к сокращению преподавательских кадров. «Вузы начинают экономить, переводить педагогов общеобразовательных дисциплин за штат, — рассказал он. — Возможно, будут закупать преподавание у других поставщиков образовательных услуг, если внутри страны это обойдется дорого. То есть это приведет к тому, что на рынке образования начнут вымываться преподавательские кадры за счет экономии со стороны вузов. Российские и зарубежные вузы могут предложить Казахстану собственные онлайн продукты. Если они окажутся выгодными, то сотрудничество может расшириться, станет долгосрочным. Конечно, это касается не всех вузов, а лучших. Возникнет некая конкуренция различных сетевых вузовских альянсов».
«Цифровое неравенство может быть быстро преодолено при необходимости, — выразил уверенность старший преподаватель кафедры «Государственная и общественная политика и право», Алматы Менеджмент Университет («AlmaU») Александр Губерт. — Но теперь очное образование, действительно, станет доступно не каждому. Отработка системы дистанционного образования таким массированным способом происходит впервые. Мы и раньше внедряли онлайн образование, но так, чтобы всех сразу окунуть – это был стресс для всех. По своему опыту скажу, что качество будет страдать. Тот, кто раньше обучался дистанционно, понимает, что это требует гораздо больше самодисциплины, времени, усилий и т.д., чем очное образование».
Нужно искать возможности и способы, несмотря на карантин, оставлять хотя бы частично очное образование, сказал специалист. «Потому что идет разделение общества. И в Казахстане, и в других странах. А это возможность манипулирования. Как социальные сети манипулируют людьми, так и в онлайн образовании будут отрабатываться и использоваться соответствующие механизмы. И без того сегодняшняя система среднего и высшего образования вызывает много вопросов, имеются проблемы именно с точки зрения подготовки студентов, его качества, реального значения дипломов. Система онлайн пока не способствует тому, чтобы это качество улучшалось», — считает Губерт.
Заместитель главного редактора газеты «Аргументы и факты – Казахстан» Сергей Козлов также убежден в ущербности онлайн образования. «Есть такая игра, как онлайн шахматы, — напомнил он. — Спросите у профессиональных шахматистов, как длительная игра в онлайн шахматы влияет на реальное мастерство спортсменов. Они ответят, что это губительный процесс и совершенно неприемлемый для человека, который хочет стать профессионалом. И таких сравнений множество».
«У некоторых наших преподавателей нагрузка значительно увеличилась, — поделилась проблемами директор Центра ЮНЕСКО КазНУ им. аль-Фараби, профессор Лайла Ахметова. — Несмотря на то, что я с интернетом знакома очень хорошо, у меня постоянно в последнее время был стресс на занятиях. Часть студентов не приходили в онлайн, потому что не было интернета. У многих только смартфоны, нет компьютеров, и они не могут полноценно выполнить домашнее задание. Экзаменационная сессия длилась пять недель вместо трех. К тому же в онлайн обучении забывается о роли архивов и библиотек, где много бумажных документов и книг. Не все знания есть в интернете. Вышестоящее начальство проводит большое количество семинаров, вебинаров. Понятно, что надо знать документы о том, как в условиях удаленного обучения работать. Но невозможно это все сразу одолеть и понять. Большое количество людей в условиях стресса становятся больными. Должна быть психологическая поддержка, разгрузка. Практически все документы в области образования надо подвести под «удаленку», а это буквально каждый шаг в обучении. Это отнимает большое количество времени, но, с другой стороны – нельзя не читать и не изучать эти документы, иначе отстанешь от жизни».
Однако, на заседании экспертного клуба было немало оптимистических оценок и мнений по поводу работы «на удаленке», стресс проходит, а жизнь упорядочивается. «Будучи преподавателем вуза, достаточно успешно провожу занятия в режиме онлайн, даже организовывал учебные игры, в ходе которых студенты проявляют креативность, — рассказал директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев. — При составлении четкого расписания занятий связь между личным и рабочим временем не теряется. К тому же удобно, что не надо тратить время на дорогу из дома в вуз и ожидать опаздывающих студентов. Свои минусы у онлайн обучения есть. Но, если правильно все организовать, то плюсов будет больше. Особенно с точки зрения коммуникации с иногородними и зарубежными коллегами и слушателями».
«Являясь внештатным преподавателем, я не испытала стресса, поддержала коллегу профессор Казахстанско-Немецкого университета, сотрудник Представительства Фонда им. Розы Люксембург в Центральной Азии Ирина Черных. — Дело в том, что мы видим новые тренды в процессах коммуникации академического сообщества, образовательных структур и институтов. Академическое сообщество стало ближе друг к другу. Появилось больше возможностей общаться с коллегами, дистанционный формат интегрирования действительно объединяет, в том числе и коллег из стран ЕАЭС».
«Собранность появилась, — константировала профессор Ахметова. — Оформленность собственных знаний и умений в новых форматах, освоение новых и разных технологий. Например, пришлось изучить семь платформ, чтобы выбрать, в какой будет более комфортно работать и мне, и студентам». «Наша школа (по изучению китайского языка – ред.) неожиданно расширила ареал учеников, мы получили студентов из других регионов Казахстана, России и Беларуси. То есть деятельность тех, кто сумел преобразовать привычную систему, при всех проблемах онлайн, получила новые импульсы», — поделился директор Центра китайских исследований China Center Адиль Каукенов.
Какие же стоят проблемы и новые вызовы? Например, цифровое неравенство, которое сегодня фиксируется не только в Казахстане, но и по всему миру. «Пандемия COVID-19 стала тем фактором, который подтвердил, что мы однозначно провалили программу E-learning, по итогам реализации которой практически все школы в Казахстане должны были быть обеспечены компьютерами и высокоскоростным интернетом, — убеждена профессор Черных. — По статистике порядка 300 тысяч семей, имеющих детей-школьников, не имеют компьютера, нормального доступа в интернет. Международные организации сейчас занимаются перераспределением старой компьютерной техники и ее поставок в малообеспеченные семьи, чтобы ребенок мог начать учиться, имея доступ в интернет». Университеты также столкнулись с похожими проблемами при переходе на дистанционный формат обучения. Вопрос будет стоять и о его стоимости. Студенты уже спрашивают о том, почему не снижена стоимость обучения в вузах, ведь преподавание дистанционное. Этот вопрос пока так и остался открытым.
Профессор Мовкебаева сообщила о том, что пандемия диктует формы реализации академической мобильности. Сегодня уже существует так называемая виртуальная (онлайн) академическая мобильность. Реальная (физическая) академическая мобильность будет сокращаться. Многие европейские вузы уже отказываются от непосредственной академической мобильности в ее первозданном виде, открывают онлайн-курсы. «Мои коллеги и студенты прошли онлайн-курсы ведущих университетов ближнего и дальнего зарубежья, получили сертификаты. В КазНУ им. аль-Фараби уже с 2014 года существуют массовые открытые онлайн курсы на платформе open.kaznu.kz, которые прошли более 15 тысяч человек. Создана платформа открытого образования Казахстана, где 24 казахстанских вуза являются партнерами, сюда входит Альянс вузов Шелкового пути, в котором более 130 университетов ЕАЭС и СНГ. По большей части это бесплатные и доступные курсы. Здесь выступают с лекциями видные представители бизнеса и науки. Дистанционное образование открывает новые возможности, когда мы можем услышать лекции ведущих ученых с мировым именем», — рассказала она.
Для стран ЕАЭС, по ее мнению, актуальными, как никогда становятся вопросы цифровизации образования, диверсификации образовательных программ и индивидуализации обучения. Необходимо в большей степени усилить сотрудничество между исследовательскими университетами и центрами, создать информационно-аналитический портал, который поддерживал бы актуальным контентом академическую мобильность студентов, преподавателей из стран ЕАЭС. Важно внедрение сетевого партнерства в сфере образования, науки, инновационной деятельности.
Юлия Майская
Источник: Сайт политической информации Казахстана SPIK
Фото — liter.kz