К чему может привести фальсификация истории Великой Отечественной войны?

08.05.2015
В Алматы прошло заседание экспертного клуба на тему «Неравнодушная история. Современные риски и тенденции, связанные с пересмотром итогов Великой Отечественной войны».
Государства постсоветского пространства уже потерпели несколько крупных поражений на идеологическом фронте, развернувшемся вокруг истории Второй мировой войны. Республики, бывшие когда-то частью огромной страны, победившей фашизм, сегодня разделились в своем отношении к общему историческому прошлому, констатировали участники заседания экспертного клуба «Мир Евразии». Так, по Прибалтике и Украине открыто маршируют люди с фашистской символикой. В нескольких странах подход изменился, но, к счастью, не столь кардинально, например, 9 мая стало называться Днем памяти. Казахстан, Россия, Беларусь и Армения придерживаются традиционных взглядов на историю Великой Отечественной войны (ВОВ) и позиционируют себя в качестве наследников Победы. Однако и здесь не все гладко. Например, в России в последние годы активно борются с организациями неонацистов, существование которых само по себе постыдное явление. В Казахстане, к счастью, не столь явственно, но тоже прослеживаются отголоски фальсификаций.

На фото: Айгуль Омарова

В частности, независимый политолог и публицист Айгуль Омарова говорила о том, что определенная часть общества придерживается мнения, будто для казахстанцев Великая Отечественная война была чуждой: «Лет 12 назад я впервые услышала выражение, мол, это не наша война, мы к этой войне не имели никакого отношения. Для меня было самым страшным, что это сказал отец моей подруги. А дело все в том, что из их родственников на войну практически никто не ушел. В целом я заметила и по социальным сетям, и по различным форумам, что против войны и гвардейской ленточки выступают те, чьи родные не имели никакого отношения к войне».

 

На фото: Казбек Бейсебаев

Об этом явлении говорил и бывший консул Казахстана во Франции и Швейцарии Казбек Бейсебаев: «К сожалению, такое мнение присутствует. С одной стороны, есть объективные причины. Война все дальше отодвигается во времени, и последующие поколения уже мало знают о ней. Со своей стороны я сделал многое для того, чтобы эта война воспринималась все-таки нашей. С помощью единомышленников удалось создать книгу «Мы помним, мы гордимся». В ней опубликованы воспоминания ветеранов, внуков и детей участников ВОВ. Но главная ценность книги в том, что в ней собрано более тысячи безымянных фотографий солдат Красной Армии, призванных из нашего региона».
По словам Казбека Бейсебаева, в книгу также вошли воспоминания ветеранов из разных стран о сослуживцах-казахах, собранные автором проекта «Я помню» Артемом Драбкиным (порталiremember.ru). Идея книги такова: юные казахстанцы должны знать, какими героями были их деды и через что им пришлось пройти. При этом стоит подчеркнуть, что средства, необходимые для выпуска книги, а это 3,2 миллиона тенге, собирали по крупицам. «Это исключительно народная инициатива, которую реализовала группа энтузиастов. К сожалению, все мои обращения в госорганы и национальные компании остались без ответа – не выделили ни одного тиына. Поддержку оказали только некоторые СМИ», – сказал Бейсебаев.

На фото: Леся Каратаева

В свою очередь доктор исторических наук, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Леся Каратаева отметила, что казахстанская молодежь иначе воспринимает историю ВОВ и мало что знает о Второй мировой в целом. «Я тоже в окопах не сидела, но мое детское представление выстроилось в результат чтения художественных книг и просмотра таких фильмов как «Семнадцать мгновений весны»,  «Крепкий орешек» 1957 года,  «В бой идут одни старики»,  «А зори здесь тихие», – поделилась она. – Современная казахстанская молодежь этих книг уже не читает и фильмы такие не смотрит. В то же время мышление у современной аудитории слайдовое: для осмысления информации оно требует картинку. Вот и получается, что старые фильмы мало востребованы аудиторией, а новых создали мало».
Кроме того, как отметила Леся Каратаева современные фильмы о Второй мировой войне – это, как правило, экшн. Молодой зритель видит захватывающие сцены взрывов и перестрелок, головокружительные панорамные съемки батальных сцен, но не видит за всем этим страдания человека. Между тем, по ее мнению, самый действенный способ противостояния фальсификации истории – это показывать детям, что собой представлял фашизм. Ведь одних только фотографий, запечатлевших страшные преступления нацистов, вполне хватит для воспитания устойчивого неприятия даже легких форм ксенофобии. Кинематограф же обладает массовым воспитательным эффектом, и многие участники заседания высказывали недоумение по поводу того, что мощнейший идеологический ресурс не используется.
«Более миллиона казахстанцев принимали участие в Великой Отечественной. Где наш кинематограф? Где наши историки?– задал риторический вопрос политический обозреватель республиканской общественно-политической газеты «Литер» Олег Сидоров. – Помимо кино, есть еще компьютерные игры. Одна из самых популярных – World of tanks. Когда ты играешь в нее, ты узнаешь, в том числе, технические характеристики танков – немецких, советских, то есть это обращение к истории. Почему игру, которая популярна на всем постсоветском пространстве, на казахский язык перевели белорусы? Где наши патриоты?».
Его коллега политический обозреватель интернет-газеты Zonakz.net Владислав Юрицын заступился за историков: «Вот историк Лайла Ахметова и ее книга «Панфиловцы: 60 дней подвига, ставших легендой» (написана в тандеме с Владиславом Григорьевым – «Радиоточка»). Она построена на сопоставлении советских и немецких архивов. И там хорошо видны различия. Например, наши писали, что немцев было больше, чем указано у самих немцев, но и немцы тоже писали в сводках, что наших было больше, чем на самом деле».
За кинематографистов в свою очередь вступился руководитель политолог Эдуард Полетаев. Он напомнил, что не так давно режиссер Акан Сатаев снял фильм «Бауыржан Момышулы», который показывали по одному из республиканских каналов. Признавая, что этого, конечно, мало, модератор заседания подчеркнул: в Казахстане тоже кое-что делается для сохранения исторической памяти.
«Например, в начале марта партия «Нур Отан» запустила сайт kaхarman.kz, где рассказывается о героях Великой Отечественной войны на казахском и русском языках. Вспомните частную инициативу группы Motor-Roller, ее песню о войне. То есть нельзя сказать, что Казахстан вдалеке от этих процессов. Но, действительно, чем дальше дата Великой Победы, тем больше история будет интерпретироваться, – считает Полетаев. – На самом деле, не во всех странах постсоветского пространства, но в целом от СССР нам осталась мемориальная и монументальная культура памяти. Это огромные стелы, Вечные огни, мощные изваяния, Родина-мать и т.д. Насколько это воспринимается новым поколением, любителями гаджетов, еще не исследованный вопрос», – отметил Полетаев.
Участники экспертного клуба были единодушны в том, что для сохранения памяти о войне нужно искать новые формы подачи информации – будь то компьютерные игры, комиксы или мобильные приложения, снимать фильмы и писать книги, которые будут востребованы в молодежной среде. И задача эта архиважная, поскольку речь идет не только о памяти и благодарности потомков. Великая Победа – это общее героическое прошлое постсоветских государств, которое дает ощущение силы каждой стране в отдельности и чувство надежного плеча рядом. Не случайно история Великой Отечественной войны, ее вехи, итоги, ее символы и герои – все это на протяжении многих лет подвергается нападкам фальсификаторов.
По мнению Эдуарда Полетаева, Великая Отечественная война как историческое событие используется сейчас либо в качестве аргумента, либо контраргумента в различных дискуссиях, и люди порой становятся заложниками всяких интерпретаций. Появилась контристория, которая постепенно институционализируется.  Манипулируя фактами, предавая значение одним событиям и замалчивая другие, можно поссорить достаточно большое количество людей и создать неразрешимые противоречия.
Аманжол Смагулов

Источник: медиапортал «Радиoточка»