Гендерное равенство, мужской декрет, репродуктивные технологии – новые явления становятся нормой и ставят под сомнение само понятие «традиционная семья». О семейной политике в меняющемся мире говорили участники экспертного клуба «Мир Евразии».
«Изменение традиционных семейных ценностей в мире идет с использованием законов, продвигаемых через механизмы государственной власти», – отметил политолог Эдуард Полетаев. И изменения эти, далеко не всегда приносящие государствам пользу, с помощью новых информационных технологий стремительно распространяются по планете: «Стоило Нидерландам в 2001 году узаконить однополые браки, как их примеру последовали другие государства Европы и Латинской Америки. Кроме того, во многих странах подобные союзы признаются если не де-юре, то де-факто». На постсоветском пространстве традиционалисты оказывают противодействие внешнему информационному влиянию. Но перемены в области семейных отношений происходят и у нас, и этот процесс требует изучения и определенной реакции госорганов.
«Хотя вопросам положения семьи уделяли внимание еще древние философы, современное усиленное внимание связано с появлением так называемой постсемьи. Если в традиционных семьях имеет место быть понятное гендерное разделение труда между супругами, то постсемья объединяет партнеров, обоих ориентированных на реализацию как в семье, так и в профессии», – говорит Полетаев. Генедерное равенство нацелено не только на защиту прав женщин. Сейчас уже рассуждают о том, что равное распределение ответственности между супругами за обеспечение семьи продлевает мужчинам жизнь. Создаются условия для того, чтобы семьи самостоятельно распределяли свои обязанности. «В странах Северной Европы понятие «мужской декрет» давно уже никого не удивляет. В Казахстане работающий отец также может оформить отпуск по уходу за ребенком», – заметил Полетаев, добавив при этом, что случаев таких немного, и, как правило, они связаны с неблагоприятными, трагичными семейными обстоятельствами.
В Казахстане всегда уделялось внимание институту семьи, но сейчас поднимается новый тематический дискурс в области семейной политики, пояснил политолог. В частности, приходит понимание, что в поддержке государства нуждаются не только социально уязвимые слои общества, но и семьи, у которых с точки зрения государства все благополучно. «Согласно направлению «Молодая семья», предусматривающего возможность аренды квартиры с последующим выкупом без первоначального взноса и по сниженным процентным ставкам, по программе «Доступное жилье-2020″, на момент подачи заявления возраст супругов не должен превышать 29 лет. А современные тенденции говорят о том, что молодой семья может быть и в 35 лет. Здесь, возможно, нужна определенная коррекция в возрастном плане, тем более, что средняя продолжительность жизни граждан Казахстана увеличивается», – сказал Полетаев.
«Увеличивается средний возраст создания молодой семьи. Хотя пока большая часть браков все еще заключаются в возрасте до 25 лет», – отмечает первый заместитель председателя Жулдыз Омарбекова. Но каждый четвертый брак распадается, подчеркнула социолог, и с каждым годом количество разводов только растет. «В Казахстане более 400 тысяч женщин воспитывают детей одни, в статусе матерей-одиночек. Также в стране более 60 тысяч одиноких отцов», – привела она данные статистики. Становится нормой заводить детей, не вступая в официальный брак. «Многое меняется в институте семьи, например, роли отца и матери. И мы должны быть готовы к этим переменам. Может, стоит пересмотреть отношение к институту брака, переосмыслить, что является нормой, а что нет, как нам двигаться дальше, стоит ли сохранять этот институт в нынешнем виде?», – обратилась с вопросом к другим участникам заседания Омарбекова.
«А в чем норма в стремительно меняющемся мире? – ответил риторическим вопросом политолог Адиль Каукенов. – Если человек одинокий, мы говорим, что он несчастный. Но понятия «одинокий» и «несчастный» – отнюдь не равнозначны по смыслу. Разве каждая семья счастлива? Например, пьет мужик водку и делает это не от хорошей жизни, затем приходит домой и бьет домочадцев, и разве все счастливы? Такая семья нормальная? Очень даже может быть, если мы говорим о том, что норма – это то, что принимает большинство».
Генеральный директор Международного центра казахстанско-китайского сотрудничества China center рассказал о разнице восприятий одного и того же явления на примере неудачного перевода. По словам Каукенова, в Китае большое внимание в экспертном сообществе уделяется процессам эволюции семьи и воззрений на семью, эта тема широко освещается в СМИ. Одна из таких заметок в прошлом году получила скандальное продолжение в русскоязычном сегменте интернета: «На русский язык было переведено, что в Китае женщины, которые не вышли замуж после 28 лет, называются «женщинами-объедками». На самом деле, в более качественном переводе, этот термин означает «излишек женщин», что также имеет негативную коннотацию, но оскорбления не несет». По мнению эксперта, в рамках дискуссии об «одиноких и несчастных» молодежь подталкивают к ранним бракам, когда еще нет понимания, что семья – это экономическая единица: «Потом, в процессе разводов появляются жалобы, мол, ипотеку не потянули, квадратных метров для счастья не хватает… В Европе это давно поняли – отсюда брачные контракты, поздние браки, потому что все готовы к тому, что прежде необходимо экономически состояться. Столетиями вырабатывалось брачное законодательство».
Желание многих пар сначала испытать друг друга совместной жизнью, прежде чем заключить официальный брак, который подразумевает экономические последствия, продиктовано рациональными соображениями. Но в обществе, особенно с восточными традициями, к псевдогражданскому браку относятся как к постыдному явлению. «Подходить к браку с точки зрения якобы нормальной и традиционной семьи не надо. Может быть, нашему экспертному сообществу как раз требуется выработать, что есть норма, донести ее до чиновников. Пора понять, что современный мир изменился, что важно дискурс рассмотреть с разных сторон, не только с позиции ментального понятия «уят», – резюмировал Каукенов.
Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Леся Каратаева согласилась с тем, что только предстоит осмыслить, что значит семья в современном мире, каковы ее функции: «Скажем, необязательно сегодня вступать в брак, чтобы выполнить свою репродуктивную функцию. Что касается воспитательно-социализирующей функции, мои наблюдения показывают, что в неполных семьях детям часто уделяется больше внимания со стороны родителя. Родитель, воспитывающий ребенка в одиночку, пытается компенсировать отсутствие второго. В нынешних условиях у женщины есть возможность быть экономически независимой. Статусная функция в нашем обществе проистекает из традиционности мышления и негативно влияет на институт семьи: женщина ходит в очках, чтобы скрыть синяки, она не готова развестись, ведь как только она развелась, она уже относится к «женщинам-объедкам». При этом женщина получает двойную нагрузку, когда выходит замуж и одновременно работает. По замерам ООН, у женщины-домохозяйки степень нагрузки, километража и переноса тяжестей вполне сравнима с нагрузкой рабочего на горнодобывающем предприятии. Надо решить, зачем нам эта семья и изменить стереотипы, отношение к ней. Мы говорим о необходимости семьи, но мало кто говорит о необходимости ее качества».
В свою очередь заместитель главного редактора газеты «Московский комсомолец в Казахстане» Сергей Козлов призвал бороться с конкретными проблемами, например, с насилием в семье, не ставя под сомнения основы: «Семья – это всегда сложно, в любые эпохи. Возникают проблемы, которых ранее не было. Для каждого времени они – свои. Но если мы будем сомневаться из-за этого в простых и естественных вещах, задаваться вопросом «зачем нам семья»… В Бангладеш, например, не задаются такими вопросами, жители этой страны просто живут и рожают детей. Так вот, придут люди, которые не будут задаваться этими вопросами. У них просто будут нормальные семьи. И они заменят нас, сомневающихся, которые этими вопросами задаются».
Между тем политолог Полетаев напомнил: в странах СНГ с января стартовал Год семьи, что нацеливает государства, представителей экспертного сообщества и НПО на поиск эффективных форм поддержки семьи и семейного воспитания.

Аманжол Смагулов

Источник: Nomad

от wefund