Пандемия показала качество систем управления в разных странах.
В борьбе с коронавирусом нет конкретики, говорили эксперты на заседании экспертного клуба «Мир Евразии». Среди претензий — «размытые» планы выхода из карантина, слабая адаптация госаппарата и многое другое.
Хотя некоторые присутствующие увидели в происходящем и положительные стороны.
Окончание. Читайте также первую часть.
Как дальше жить будем?
Экономист Айдархан Кусаинов считает, что пандемия показала качество систем госуправления в разных странах. Где госменеджмент оказался слабым, недовольных становится все больше.
— Что мы видим в Казахстане и как мы с этим жить будем? Нет конкретики: запреты то внедряют, то отменяют, планы выхода из карантина размыты, долго думают, платить пособие по утере работы или не платить, и т. д., — заявил Кусаинов.
Эксперт утверждает, что Казахстан «проигрывает в негласной конкуренции с другими странами».
— В той же России люди быстрее вышли из карантина, путешествуют, взаимодействуют между собой. Тема пандемии коронавируса там сейчас не первая по значимости для масс-медиа.
Мы получили внутренний виток недоверия действиям представителям некоторых ведомств,
ощущение, что люди предоставлены сами себе. Демонстрация нелогичности и спонтанности подрывает уверенность в своей стране, — сказал он.
Политолог Аскар Нурша с Кусаиновым не согласен.
— Не соглашусь с тем, что госуправление в Казахстане не справилось с ситуацией. Да, есть проблемы, есть коррупция. Но за прошедшие три десятилетия был сформирован госаппарат, и он функционирует, — сказал он.
Общество видит все в черных красках
Кроме того, Нурша обратил внимание на сетевое сообщество, заявив, что его реакция «слишком критична», в том числе и на пандемию. Например,
в России показатели примерно такие же, но информационное освещение более спокойно
— Я не хочу сказать, что в Казахстане все хорошо. Но в социальных сетях в последнее время сформировалось критичное восприятие всего происходящего. Какую сферу ни возьми, у нас все плохо, пора уезжать, — говрит Нурша.
Однако стоит обратить внимание, что «госаппарат сопротивляется переменам и плохо адаптируется в новой обстановке». В частности, слабую адаптацию он показал и в пандемию.
— Аппарат работает так, как привык работать в предыдущие 30 лет. Он немного адаптировался под требования нового президента Касым-Жомарта Токаева, но этого мало. Думаю, что темпы проходящих изменений пока еще недостаточны. Слышащее государство – это по большому счету конструкт, который работает поверх привычной схемы работы госаппарата. Сегодняшняя задача заключается не только в развитии слышащего государства, но и
в замене управленческих процессов, старой автоматики, переписывании кода, доведении до автоматизма новых бизнес-процессов
Госаппарат завален бюрократией, в нем отсутствует элемент принятия нового. Без импульсов сверху он мало на что способен, — сказал Нурша.
Политолог заявил, что в принятии решений нужна децентрализация, но осторожная. Важные решения должны спускаться из столицы на региональный уровень. Кроме того, необходим контроль гражданского общества.
После коронавируса потребуется ручное управление всеми отраслями
Шавкат Сабиров, президент Интернет-ассоциации, считает, что пандемия показала отсутствие эффективного кризисного реагирования.
— Впрочем, экономика, бизнес, здравоохранение и многие другие отрасли и до пандемии находились в незавидном месте. Каждый год выпускается огромное количество школьников и студентов. Кто-то что-то сделал по поводу рабочих мест для них? В основном только разговоры и предложения. Эмиграция достигла значимых размеров. К 3-4 курсу наши студенты за рубежом уже задумываются о получении иного гражданства.
Потому что в стране для их последующего трудоустройства мало что делается,
— подчеркнул он.
Одна из основных претензий эксперта к госуправлению — неумение работать системно.
— Мало перспектив в сфере IT, кибербезопасности. Одного начальника убрали, другого поставили, а по сути, сменили шило на мыло. У меня пока пессимистические ожидания. Вряд ли кто-то сможет быстро поменять всю эту махину. Нет «скамейки запасных» среди чиновников, из кресла в кресло пересаживаются одни и те же люди.
После пандемии Казахстану нужно будет ручное управление всеми отраслями,
— заявил он.
Зато политолог Ирина Черных в ситуации нашла и положительные стороны. Например, в рамках ЕАЭС раньше было слабое сотрудничество в сфере здравоохранения. Сейчас начались позитивные сдвиги.
— Совсем недавно приняли несколько совместных программ и планов действий стран-членов в рамках ЕАЭС. Выработаны единые санитарно-эпидемиологические требования по транспортным и зеленым коридорам, перемещению людей. Принят комплексный план мероприятий в области здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Также в связи с пандемией впервые стали говорить о проведении совместных учений специалистов профильных организаций, — сказала она.
Правда, в последнем случае речь идет только о планах. Как они будут реализовываться, пока вопрос открытый.
Где брать медиков?
Эксперт также отметила, что республика нуждается в медицинских кадрах.
Медики даже входят в перечень желательных профессий для привлечения квалифицированных мигрантов
Утвердили его еще в 2005 году. Но от соискателей по этому варианту требуются наличие ученой степени и звания, научно-исследовательских разработок международного значения и так далее. А что они получат здесь?
— Единственная преференция, которая давалась медицинским работникам, эмигрировавшим в Казахстан, это сокращение срока проживания для получения гражданства с 5 до 3 лет. Многие эмигрировавшие из Узбекистана долго искали работу, их дипломы не признавались.
Чтобы пройти все этапы подтверждения своей квалификации, они работали санитарами
При этом в больницах были заинтересованы как можно скорее принять их на работу в качестве врачей. Вот и ответ на вопрос, насколько эффективно работают наши те или иные государственные институты, — сказала Черных.
Источник: Информационный портал 365INFO.kz