Казахстан находится в центре гастрономической карты Евразии, а его южная столица Алматы – на евразийском гастрономическом перекрестке. О преимуществах, проблемах и вкусах спорили участники очередного заседания экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Традиции и реалии евразийского гостеприимства: культурно-гастрономическая карта Евразии»
«Уникальность казахской кухни в том, что она состоялась в экстремальных природных условиях. Большая часть территории страны – это пустыни и полупустыни. При этом национальная еда самодостаточна и полноценна. Это важная «фишка», о которой надо говорить», – считает режиссер и путешественник, обозреватель газеты «Аргументы и факты – Казахстан» Олег Белов.
По мнению экспертов, гастрономической столицей Казахстана по праву является Алматы – другие города пока отстают и по количеству, и по разнообразию заведений общепита.
«Здесь глобализация отражена в названиях кафе и ресторанов – «Венеция», «Версаль» и так далее. Кроме того, на местную кухню оказывают влияние и региональные особенности: помимо советской кухни, много узбекской, китайской, дунганской, уйгурской, корейской, – отметил политический обозреватель интернет-газеты Zonakz.net Владислав Юрицын. – То есть ожидания, как и результаты от посещения Алматы для гурманов, огромные. Южная столица Казахстана находится на каком-то евразийском гастрономическом перекрестке».
Казахстанцы склоны пробовать новое, выбирать и оставлять все лучшее себе, объяснила феномен местной кухни директор проектно-консалтинговой фирмы DPR Studio Жанна Прашкевич. Она напомнила, что страна славится хорошим мясом и замечательными поварами.
«В 2018 году лучшим пиццмейкером (пиццайолой – мастером по приготовлению пиццы, – прим. ред.) в России был признан уроженец Петропавловска, который работает в Астане. Но исторически так сложилось и продолжает складываться, что ресторанное дело не особо прибыльное. Рентабельность ресторанного бизнеса в стране на данный момент колеблется в районе 15–20 процентов», – рассказала Прашкевич.
Из-за низкой доходности этого бизнеса, рестораторами становятся либо по любви к кулинарному искусству, либо по расчету на создание выгодного имиджа, считает глава проектно-консалтинговой фирмы. Гораздо выгоднее заниматься так называемым той-бизнесом, который, как подчеркнула Прашкевич, не надо путать с ресторанным бизнесом: «Это больше ивент (мероприятие со специально приглашенной аудиторией, – прим. ред.). Там нет таких рисков, как в ресторанном бизнесе, который сложен тем, что вне зависимости от размеров задействованных помещений, есть сразу несколько видов бизнеса в одном – производство, логистика, хранение по всем нормам, маркетинг, кассовый, складской учет. А в той-бизнесе работа идет по предоплате, что намного спокойней и маржинальнее».
Между тем во многих странах мира рестораны являются важной частью туристических маршрутов. Более того, в последние годы гастрономический туризм стал отдельным и очень популярным направлением для путешественников. По данным Всемирной туристской организации ООН (UNWTO), спрос на гастрономические туры составляет порядка 30% от международных туристических прибытий. Данное направление в Казахстане пока не развито, хотя, как отмечали эксперты, на различных туристических форумах озвучивались планы продвигать бренд центральноазиатской кухни, который бы включал в себя лучшие рецепты национальных кухонь народов региона.
На сегодня основные потребители рынка HoReCa (сфера гостеприимства, – прим. ред.) в Казахстане – это местные жители, отметил главный редактор делового журнала «Эксперт-Казахстан» Сергей Домнин. «Если же говорить о гастрономическом туризме, как об экспорте услуг, то нужно рассматривать все проблемы туризма. Сектор этот у нас нестабильный, он зависит от того, проводятся крупные мероприятия вроде EXPO и Азиады или нет», – пояснил журналист.
Для развития гастротуризма нужны пакетные решения, считает Домнин. Речь идет о создании туристических кластеров, в рамках которых гости могли бы не только ознакомиться с природными красотами, но и, например, посетить фермы, места развлечений и зрелищ с национальным колоритом, а также попробовать национальную еду. Такие возможности уже есть, добавил Белов. Он рассказал о крупнейшем в стране верблюжьем хозяйстве в Казахстане, которое находится близ Алматы.
«Там есть возможность не только самостоятельно приготовить баурсаки и запить их шубатом, но и подоить верблюдицу. Сотрудницы агрокомплекса сделают все возможное, чтобы верблюдица не укусила и не лягнула вас. Мне удалось немного подоить и даже сделать фото этого процесса. Это незабываемые ощущения и колоссальный опыт прикосновения к древней культуре», – поделился впечатлениями журналист.
Винодельческие хозяйства и пасеки также работают с туристами. Кроме того, в Казахстане проводятся различные гастрономические фестивали, которые также могут использоваться для увеличения туристического потока и продвижения бренда национальной кухни, убежден Белов. Он также отметил, что казахстанцам необходимо избавляться от комплекса, «что у нас якобы ничего особенного нет». В ходе обсуждения эксперты предложили использовать одну из особенностей – пристрастие казахстанцев к пышным празднествам – в рамках развития гастрономического туризма.
«Чем знаменит наш Казахстан? Какой бы не был у него уровень экономического благосостояния, свадьбы никто не отменял. Одним из этапов туристических визитов в нашу страну могло бы стать посещение фестиваля свадеб, – озвучил идею директор Института мировой экономики и международных отношений Акимжан Арупов. – По дороге из Алматы в сторону Талгара есть галерея ресторанов. Они на несколько месяцев вперед забронированы для проведения свадеб. Туристам, мне кажется, было бы интересно на это посмотреть».
Такая услуга для туристов может быть доступна не только в рамках специального фестиваля, полагает Белов: «Уже озвучивались идеи, чтобы во время большой свадьбы или тоя специально организовывался столик для туристов. Для них это было бы реальным зрелищем – увидеть размах свадьбы в Казахстане, с музыкантами, специальными тронами, сотнями гостей.
Для туристов это будет словно погружение в восточную сказку. На самом деле это то, чем мы можем гордиться. Можно легко соединить той-бизнес и туризм. Люди будут специально ехать за зрелищем, затем рассказывать об этом тем, кто также захочет воочию увидеть пышные казахские праздники».
Направление той-туризма, как считает журналист, наиболее перспективно в южных городах Казахстана, где традиции проведения масштабных праздников особенно сильны.
По мнению участников дискуссии, продвигать национальную еду и зарабатывать на этом можно за счет экологически чистой продукции.
«Для отечественной пищевой промышленности характерно высокое качество продуктов питания,– говорит независимый политолог Замир Каражанов. – Слышал много раз о том, что наши продукты охотно покупают китайцы. Оценили их качество и в России, где открываются магазинчики «Продукты из Казахстана». Это происходит из-за того, что продукты настоящие, их ингредиенты выращены в естественной среде, без опасных химикатов».
Защищают потребителей и от других неоднозначных «добавок», отметил руководитель общественного фонда «Мир Евразии», политолог Эдуард Полетаев.
«Сегодня, когда существует производство небезопасной для организма продукции, гастрономическую культуру Евразии следует оберегать. Не случайно в странах Евразийского экономического союза в конце 2018 года вступили в силу новые требования к маркировке продукции, содержащей генно-модифицированные организмы. Надпись «ГМО» теперь будет наноситься крупным шрифтом рядом с единым знаком обращения продукции на рынке ЕАЭС», – заключил политолог.
Юлия МАЙСКАЯ, специально для Матрица.kz
Источник: Матрица.kz