Оценка кадрового потенциала выпускников недостаточно исследована
В настоящее время Казахстан проводит масштабную программу модернизации экономики и остро нуждается в инженерно-технических кадрах. Специалистов гуманитарного профиля могут готовить местные вузы, но по целому спектру технических специальностей в республике никого не обучают вообще. В стране реализуется поручение президента Касым-Жомарта Токаева о переориентации программы «Болашак», в результате чего приоритетными станут технические, естественнонаучные и сельскохозяйственные направления подготовки специалистов. По данным направлениям будет увеличено число стипендиатов и количество вузов, включая российские. Об этом говорили казахстанские и российские специалисты в области педагогического процесса на прошедшем заседании экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Образовательное сотрудничество России и Казахстана: новые приоритеты».
Несколько лет назад в Казахстане уже поднимали вопрос о необходимости подготовки IT-специалистов, инженеров, занимающихся роботостроением и нанотехнологиями. В связи с этим было увеличено количество грантов для студентов, обучающимся техническим специальностям.
Недавно президент Казахстана на встрече с представителями бизнеса заявил следующее: «Мы слишком много производим юристов, экономистов, менеджеров. Нам сейчас нужно поставить образование на технические рельсы. Программу «Болашак» мы переориентируем и будем направлять наших молодых людей на учебу, в том числе в Россию, а может быть, и в первую очередь в Россию, в известные технические вузы. И недавно я поставил вопрос по открытию филиалов ведущих университетов мира именно по техническим специальностям. Казахи, молодые казахи должны быть технарями. Это мое глубокое убеждение».
В ближайшее время в стране намечено открыть филиалы российских вузов, которые будут ориентированы на технические специальности. «Мы не первое десятилетие говорим о том, что в Казахстане дефицит специалистов-технарей, — отмечает заместитель генерального директора по аналитическим проектам Eurasian Center for People Management (ECPM) Леся Каратаева. — Государство на уровне грантовой поддержки активно способствует развитию технических специальностей. Например, было принято решение, что доля грантов на эти специальности по программе «Болашак» будет увеличена с почти 40% до 60%. Если принять во внимание, что помимо технических специальностей стипендии «Болашак» предоставляются еще и по естественно-научным, гуманитарным, социальным, педагогическим и медицинским специальностям, то становится видно, что доля технических была доминирующей и до 2022 года».
Эксперт также сказала о том, что государство прилагает усилия для поддержки казахстанских студентов по наиболее востребованным специальностям, но куда-то потом эти специалисты исчезают. «Что касается грантовой поддержки абитуриентов казахстанских вузов, то технические специальности и в этом направлении не первый год являются приоритетными, — подчеркнула она. — Возьмем в качестве примера данные за 2017 год. Тогда на специальность «Основы экономики и права» выделили 31 грант, на «Экономику» — 80, на «Финансы» — 60. В том же году на «Биотехнологии» выделили 520 грантов, на «Автоматизацию управления» – 455, на «Вычислительную технику» – 648, на «Технологии конструирования изделий легкой промышленности» – 363. Странно, что мы бьем в набат по поводу нехватки специалистов, стремясь ликвидировать дефицит кадров, целенаправленно увеличиваем количество грантов на технические специальности, но проблема так и не уходит с повестки дня».
Почему так происходит? Где, когда и как Казахстан теряет человеческий капитал? По всей видимости, этот вопрос еще ждет своего детального рассмотрения. «Однако, уже сейчас очевидно, что казахстанские вузы успешно справляются с ролью организаций, оказывающих образовательные услуги для граждан, но все еще не стали ключевым элементом системы обеспечения рынка труда необходимыми кадрами. Возможно потому, что и сам бизнес не уделяет достаточного внимания процессу подготовки специалистов в вузах», — считает специалист.
С одной стороны в стране говорят о нехватке специалистов по техническим специальностям, с другой стороны должны предполагать, что Россия и Казахстан конкурируют за наиболее талантливых студентов. «Отсюда вопросы: в какой стране будут работать молодые специалисты, вернутся ли казахстанские студенты, которые обучаются на территории России, на родину? – рассуждает профессор Казахстанско-Немецкого университета Ирина Черных. — И насколько выпускники российских вузов будут востребованы казахстанским рынком труда? Оценка кадрового потенциала даже тех, кого выпускают казахстанские вузы, не очень исследована. В этом смысле мы уже знаем печальный опыт некоторых выпускников программы «Болашак», которые с трудом устраиваются по специальности в те или иные исследовательские центры, на производство, а их знания и навыки, которые они получали в западных странах, становятся невостребованными здесь хотя бы потому, что исследовательские задачи, которые решают наши центры, совершенно иные».
Здесь становится важным вопрос, связанный с исследовательскими практиками. «В Казахстане мы, сталкиваясь с ситуацией в сфере образования, усиливаем еще больше эту неопределенность в силу того, что нет системного исследования образовательного поля на государственном уровне, — убежден профессор Казахстанско-Немецкого университета Рустам Бурнашев. — Например, популярно мнение о том, что у нас не хватает инженеров. Мы же понимаем, что в условиях рыночной экономики и при наличии открытых форм профессионального обучения, если бы не хватало инженеров, они приезжали бы из заграницы. А раз они не привлекательны, значит, они просто нам не нужны. Но гипотезы об их дефиците возникают. Следовательно, надо проводить исследования».
Однако руководитель сектора изучения мировой экономики и евразийских интеграционных процессов Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» Алексей Чекрыжов уверен, что для таких стран как Казахстан и Россия отрасли, которые сегодня являются приоритетными – нефтехимический кластер, IT, технические специальности – даже несмотря на большое количество студентов, все равно останутся востребованными, особенно в условиях западных антироссийских санкций. «Именно те отрасли, на которые оказывается давление, особо будут нуждаться в высококвалифицированных выпускниках», — заявил он.
Директор Института мировой экономики и международных отношений Акимжан Арупов считает неслучайным акцент на развитии технических специальностей. «Наверное, у министерства образования и науки Казахстана имеются статданные, — предположил он. — Львиная доля казахстанских абитуриентов, выезжающих в Россию, как раз выбирают не педагогические и гуманитарные, а технические специальности. Именно на западе страны, где много иностранного капитала, управляющий инженерный персонал представлен многими зарубежными специалистами. И мы правильно делаем, что требуем замещать иностранных специалистов отечественными».
Кроме технических специалистов высокого уровня Казахстану нужны педагоги нового типа, выполняющие неклассические задачи. «Например, Всемирный экономический форум разработал программу «Образование 4.0» для внедрения практико-ориентированного обучения еще на этапе средней школы, — резюмировал эксперт. — Современные ученики хотят получать навыки, которые можно применить в реальной жизни. Поэтому прежде, чем говорить об акцентах на те или иные технологические специальности, мы должны начинать со школы, с подготовки учителей».
Юлия МАЙСКАЯ