24 января в Астрахани состоялось очередное заседание Каспийского экспертного клуба. На встрече был презентован доклад учёных МГИМО, посвящённый вызовам, стоящим на пути реализации МТК «Север-Юг». Эксперты-международники, логисты, промышленники, представители органов государственной власти и экономисты разделились на 2 лагеря: те, кто считает этот проект жизнеспособным и те, кто по объективным обстоятельствам не верит в успех.

Основной доклад «МТК «Север-Юг»: вызовы, побеждающие преимущества» представил старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО, кандидат политических наук Алексей ТОКАРЕВ (соавтор доклада – аналитик ИМИ МГИМО Адлан МАРГОЕВ).По мнению экспертов, перед МТК «Север-Юг» сегодня существует ряд вызовов – бюрократических, экономических, политических, инфраструктурных. К бюрократическим можно отнести низкую проработанность МТК в документах российского стратегического планирования. Так, в «Стратегии развития железной дороги» до 2030-го года говорится об объединении дорог России, Азербайджана и Ирана, но в то же время МТК «Север-Юг» там не приоритетное направление. В федеральном проекте «Морские порты России» на 2019-2024 годы говорится об увеличении мощности портов Волго-Каспийского бассейнана 1 млн. тонн. В сравнении с портами других бассейнов – это минимальный показатель. К тому же в документах «потерялся» порт в Каспийске.

Среди инфраструктурных вызовов эксперты выделяют изношенность железной дороги Астара-Ялама в Азербайджане и низкий уровень электрофикации железных дорог в Иране, а также отсутствие путей до порта Энзели и до Астары от Решта. Токарев упоминает санкции против Ирана и вылазки, периодически организуемые пакистанскими террористами возле иранского порта Чабахар – одной из стартовых точек МТК в качестве ключевых международных вызовов, стоящих перед «Севером-Югом». Также он подчёркивает, что торговля Индии сегодня ориентирована на страны Центральной Азии. По оптимистичным оценкам экспертов международного клуба «Валдай», грузооборот по коридору может достигнуть 5 млн. т, хотя 20 лет назад, когда проект существовал только на бумаге, заявлялись цифры в 30-50 млн. т. Для сравнения годовой оборот Суэца – 1 млрд. т. «Это не означает, что не надо работать, не надо модернизировать транспортную систему, повышать уровень интеграции железных дорог России и Азербайджана, использовать Каспий для транзита контейнеров из Ирана и развивать астраханские порты, но полагать сейчас, что «Север-Юг» станет интегрированным коридором, мы не можем. Европейская доля в экспорте Индии (как и в китайском экспорте) стабильно падает последние 12 лет, и сейчас непонятно, чем наполнять коридор. Геополитические и экономические внешние вызовы создают очень значимые препятствия, и за пределами России «Север-Юг» испытывает давление и менее успешен, чем китайский «Один пояс – один путь», — говорит Токарев.

Международный транспортный коридор «Север-Юг» призван обеспечить связьмежду Индией и Европой через Иран и Азербайджан. Межправительственное соглашение о создании МТК было подписано Россией, Индией и Ираном в сентябре 2000 года в ходе второй Евроазиатской конференции. Об этом напомнила руководитель проектов Каспийского экспертного клуба, заместитель директора Международного экспертного совета BakuNetwork, аналитик Гюльнара МАМЕДЗАДЕ.

Весьма эмоциональным оказалось выступление директора транспортно-логистической компании «Лакор» Игоря ЗАГРЕБЕЛЬНОГО:

«В стране нет нормальной стратегии развития МТК «Север-Юг». Строительство порта Оля похоже на стройку космодрома. Для справки: по маршруту «Мумбай – Новороссийск» привезти 20-ти футовый контейнер стоит 1250 долларов. При желании мы даже до Астрахани не довезём по этой цене. Когда говорят «давайте контейнеры через Иран пустим», возникает вопрос «зачем? Зачем, если у меня есть уже схема готовая, и она работает?»

По словам экспертов, годовой грузооборот между Россией и Индией за год составляет порядка 2 млн. т. Это значит, что стартовые 5 млн. т, которые прогнозируют МТК «Север-Юг», или же заявленные руководством страны в перспективе 20-25 млн. т практически нереальны.

Одним из немногих, кто выступил в противовес пессимистичному настрою большинства экспертов, стал генеральный директор ОЭЗ «Лотос» Сергей МИЛУШКИН. Он поднял вопрос скорости грузоперевозок, которая актуальна в связи с ростом популярности интернет-торговли: «Авиация не выгодна экономически. По морю быстро не получится. Отсюда возникает некое конкурентное преимущество нашего коридора, которое в Европе видят, а в Астрахани нет. Бывает…» — говорит МИЛУШКИН.

«Коридор «Север-Юг» — это большая перспектива, но он сложен из нескольких кусков, и каждый имеет свою логику и развитие. У нас огромное количество интересантов на Урале. Поэтому мы однозначно считаем, что перспектива есть. Так же считает В.В.Путин, который при подписании раздела дна Каспийского моря заявил о том, что у нас 25 млн. т грузов должны идти.Мы не можем оспаривать мнение президента.

Что касается документов стратегического планирования, есть поручение президента от мая прошлого года, в котором совершенно чётко указано правительствуРоссии совместно с правительством Астраханской области создать особую портовую экономическую зону. Документы мы все сдали, и в течение февраля ОЭЗ в районе порта Оля будет создана, что создаст первый этап предпосылок развития и льготы для всех перевозчиков, логистов, производителей, чтобы наполнить грузовой базой», — подчеркнул генеральный директор ОЭЗ «Лотос».

Много риторических вопросов в рамках круглого стола было посвящено порту Оля. Замминистра промышленности региона Андрей НАЛИМОВ выразил надежду: «Возможно, в ближайшее время ситуация изменится. Изначально порт хороший. В него вложено порядка 20 млрд бюджетных средств, есть хорошая транспортная составляющая и всё, что надо для эффективной работы».

Заседание Каспийского экспертного клуба носило и прикладной характер. В обсуждении приняли участие председатель Межрегиональногопрофсоюза работников промышленности, транспорта и сервисаВладимир БОСОВ, замначальника Астраханского агентства фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД», начальник железнодорожной службы АО «Морской торговый порт Оля» Сергей БУНИН, проректор по приёму в вуз и международной деятельности АГТУ Сергей ВИНОГРАДОВ, генеральный директор ООО «Автопаромный грузовой терминал» Вадим КУЗНЕЦОВ, транспортный инженер ООО «ВТГ Проектная логистика» Алексей РОЖКО, президент ТПП Астраханской области Татьяна ШАТЕЕВА.

Организаторами встречи выступили Центр международных и общественно-политических исследований «Каспий Евразия» и Астраханский государственный технический университет.

от wefund