В г. Алматы состоялось заседание экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Море дружбы и сотрудничества: состоится ли прикаспийский прорыв?». Проблемы и перспективы многостороннего взаимодействия обсудили известные казахстанские экономисты, политологи и журналисты.
Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря планируется подписать на пятом Саммите глав прикаспийских государств в Астане, который должен состояться в 2017 г. Вопрос его проведения зависит от согласования проекта Конвенции на встрече глав МИД в Ашхабаде. В настоящее время работа над проектом находится на заключительном этапе, по многим вопросам достигнуто принципиальное согласие.
«Тема сближения интересов становится все более актуальной, особенно в условиях возрастающей напряженности в мире, — отмечает политолог Эдуард Полетаев. — Это видно как по динамике работы экспертных советов и количеству встреч и конференций, так и по тональности заявлений о статусе Каспия, звучащих из уст компетентных представителей практически всех стран, заинтересованных в разделе каспийского шельфа. Особенно много позитива наблюдается в нынешнем году».
Проблема определения правового статуса Каспийского моря актуализировалась после распада СССР. На его месте, являвшегося наряду с Ираном одной из двух стран на Каспии, в 1991 г. возникли четыре прикаспийских государства — Азербайджан, Казахстан, Российская Федерация и Туркменистан. Таким образом, появление новых субъектов международного права актуализировало задачу разграничения Каспия уже между пятью странами. Кроме того, каспийская региональная проблематика выдвинулась на значимый план во внешней политике мировых держав с энергоемкой экономикой. До этого и по настоящее время статус Каспия регулировался договором 1921 года между Россией и Персией и договором о торговле и мореплавании 1940 года между СССР и Ираном.
Стало ясно, что без определения правового статуса Каспийского моря, в котором четко и ясно закреплялись бы не только сферы влияния, права каждого государства, но и их обязанности, обойтись практически невозможно. При этом переговорный процесс по решению этого вопроса шел долго в силу ряда причин: наличие разных подходов и лоббирование собственных интересов каждой из стран; появление спорных точек в вопросе освоения сырьевой базы Каспия; милитаризация региона; комплексность Конвенции, как юридического документа, обозначающего множество аспектов деятельности на море и т.д.
Определение правового статуса, по сути, означает широкий комплекс проблем регулирования государственной принадлежности акватории, суверенных прав на недропользование, энергетической безопасности, включая транспортировку нефти и газа, сохранения уникальных биоресурсов, согласованной природоохранной политики, судоходства, метеорологии, сотрудничества в области сейсмологии, контроля над повышением уровня воды, строительства искусственных островов, научных исследований. Подписание Конвенции повлечет за собой рост инвестиций во все прикаспийские страны.
При этом, несмотря на сложность переговорного процесса, Каспий не стал морем преткновения, а обрел статус моря сотрудничества и взаимодействия. За прошедшее время сторонами проделан огромный объем работы, а число неурегулированных вопросов стало гораздо меньше.
Прикаспийские государства расширили взаимодействие. Они предприняли совместные усилия для обеспечения безопасности (во всех аспектах, в том числе в экологическом), между ними выросли культурно-гуманитарные связи. Поступают предложения о придании региону статуса свободной экономической зоны, создании Организации каспийского экономического сотрудничества или регионального центра, который бы координировал приграничное сотрудничество и т.д. Каспий непременно должен оставаться морем дружбы и работать на процветание народов стран региона.
«Дальнейшее развитие событий может идти по разным сценариям. Каспийское море – общее достояние. Есть вероятность выработки особого международно-правового статуса Каспия, с помощью пакетно-комплексного или рамочного решения проблемы. Есть прецедент раздела Северного моря: статус Каспия может определиться с помощью Международного суда и видоизмененных положений Конвенции ООН по морскому праву. Но как бы не развивались события вокруг Каспия, очевидно одно: рано или поздно странам все равно придется договориться. Для этого придется учитывать политическое, экономическое, национальное, культурное и религиозное многообразие, твердо придерживаться принципов взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования. А также взвешенно строить отношения с крупными центрами силы и международными структурами безопасности», — отметил Эдуард Полетаев.