Интервью с известным казахстанским политологом Эдуардом Полетаевым.

ИАЦ МГУ: Основываясь на информации СМИ, можно сделать вывод о фактическом отсутствии реальной дискуссии по теме новой национальной идеи. Вопрос о Патриотическом акте остается в центре внимания, но нет реальных подтверждений тому, что эта дискуссия действительно носит общенациональный характер. Действительно это так? Что влияет на отсутствие живой дискуссии в обществе? Существуют ли реальные перспективы формирования национальной идеологии в ближайшем будущем?

Э.Полетаев: Стоит сказать, что направленные в общество идеи носят достаточно смелый характер, они требуют осмысления. Вопрос не то чтобы стоитв отсутствии или наличии какой-то реальной дискуссии. Главное в том, чтобы общество не возилось с информационными химерами, продуцируемыми теми, кто оперативно «берет под козырек» и комментирует в положительном ключе различные инициативы. Национальная идеология требует «изучения будущностей», а для этого нужны междисциплинарный комплексный подход и время. При этом лошадей никто не гонит.

Скажем, главная политическая задача апреля – это проведение XXI съезда Ассамблеи народов Казахстана, которая как раз и будет посвящена культурно-гуманитарным вопросам, касающимся «Стратегии-2050», т.е. это культура, духовность и согласие. Сейчас многие общественные деятели, политики, а ведь приглашено около полутора тысяч человек, заняты подготовкой к этому мероприятию. Поэтому дискуссия по идеологическим вопросам в определенной степени приостановилась. Нужно понимать, кому Нурсултан Назарбаев поручил разработку Патриотический акта – это, в первую очередь, аппарат президента, правительство, Ассамблея народов. Какие-то вещи вполне вероятно будут озвучены как раз на сессии Ассамблеи.

ИАЦ МГУ: Может ли быть сформирована общая евразийская идеология? Что может стать ее основой?

Э. Полетаев:В первую очередь, в основу должны лечь общечеловеческие ценности, которые равны для всех государств, выстраивающих евразийскую интеграцию – духовность, культура, общее историческое прошлое, победа в Великой Отечественной войне. На самом деле, этих общих тем гораздо больше, и они звучат не только на дипломатическом языке во время официальных встреч, но и в различных публичных дискуссиях – это образование, достойная зарплата, крепкая семья.

Простые люди, коих большинство, хотят от интеграции житейских выгод. Когда известный американский футуролог Френсис Фукуяма в своей книге «Великий разрыв» рассматривал происхождение сотрудничества, он исходил из того, что человеческая склонность объединяться является не просто социально сконструированной, а естественной, в том числе благодаря взаимному альтруизму. То есть когда сотрудничество приносит выгоду, то проблем не будет, препятствием ему оказывается лишь опасение быть обманутым. Именно этим опасением и руководствуются противники интеграции. Поэтому в основе интеграционных ценностей желательна максимальная открытость, тем более что новые информационные технологии XXI века вполне способствуют этому.

При этом мы видим, что акцент нынешних интеграционных объединений делается на экономической составляющей, на то, что мы создаем достаточно мощный общий рынок, что у каждого из нас есть цель стать более конкурентоспособным. Основная идея – это экономические блага, которые получает каждое государство в союзе и недополучает по отдельности. Когда четко прояснится этот момент и, самое главное, население усвоит все положительные моменты интеграции, то его моральная поддержка укрепит интеграционный выбор.

Между тем, помимо совместной работы в ТС и над ЕАЭС у нас есть еще и двусторонние отношения между Казахстаном и Россией, которые вполне комплементарны, а ведь во временном отрезке наработок здесь гораздо больше, поэтому есть на что опереться. Правда, хочется отметить, что в российских СМИ освещению интеграции уделяются жалкие крохи телевизионного времени и газетных полос. Складывается ощущение, что россиянам, для кого и делаются информационные продукты, процессы, о которых мы говорим, не особо интересны.

ИАЦ МГУ: Как я понимаю, идеология должна идти не сверху, от государства, а как раз снизу, от общества…

Э. Полетаев:Знаете, как показывает ряд опросов общественного мнения, население в принципе поддерживает идеи интеграции. Однако многие вещи оно просто сейчас не ценит. То есть оно к ним привыкло и воспринимает их как данность, хотя они во многом являются следствием тех объединяющих процессов, которые идут со времен развала Советского Союза.

Скажем, свободный безвизовый въезд в большинство стран СНГ. Или то, что казахстанцы могут 90 дней в России находиться без регистрации. Последнее — это положительный результат для населения, решенный в рамках двусторонних отношений. В Казахстане, на границе с Россией, есть большое количество областных центров, у которых существуют глубокие экономические, культурные контакты с такими же приграничными центрами РФ. Просто становится меньше проблем. Даже то, что не нужны визы – это уже большой плюс. А ведь в Европе существует только одна страна — Сербия, которая предоставляет казахстанцам круглогодичное право безвизового въезда. Уважительное отношение друг к другу вызывает больше доверия. Да и телепередачи, популярные на постсоветском пространстве, визиты культурных деятелей – это тоже следствие того, что связи не были разорваны, а только укреплялись.

Подготовила Ромащенко Валерия

Продолжение следует…

Источник: Информационно-аналитический центр

от wefund