Предполагается, что следующего года должен начать действовать Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Данный документ, как считают казахстанские эксперты, значительно облегчит предпринимательскую деятельность и позволит государствам пополнить бюджеты.
Торговлю с внешнеэкономическими партнерами часть стран ЕАЭС уже несколько лет ведет через общую границу. За годы функционирования Таможенного союза, помимо преимуществ такого подхода, были выявлены и проблемы. Главная из них – различия национальных таможенных законодательств. Именно для того, чтобы сгладить противоречия, упростить таможенные операции и обеспечить их прозрачность, было решено создать наднациональный документ – Таможенный кодекс ЕАЭС.
— Условно таможенное законодательство состоит из двух частей – ставок и процедур. Ставки унифицировали еще в 2010 году, а процедуры – только теперь, – пояснил суть нововведений постоянный участник экспертного клуба «Мир Евразии» Сергей Домнин, главный редактор делового журнала «Эксперт-Казахстан». – Разработка и принятие единого Таможенного кодекса ЕАЭС – шаг довольно решительный, поскольку, с точки зрения бизнеса, вся таможенная граница должна быть объединена не только тем, что, пересекая ее, мы платим какие-то тарифы. Необходимо, чтобы имелась возможность на любом участке границы ЕАЭС воспользоваться едиными процедурами.
В проекте Таможенного кодекса прописано внедрение электронного декларирования. Причем часть операций, например, подача и выпуск таможенной декларации, будут совершаться без участия таможенного инспектора. И эта мера, как подчеркнул Домнин, не только сбережет время и нервы бизнесменов, но и снизит коррупционные риски. В проекте кодекса также предусмотрено, что товар должен отправиться по назначению в течение четырех часов после регистрации таможенной декларации. При этом, как отметил эксперт, таможенники обязаны будут пропустить груз, если декларацию приняли, своевременно не заметив нарушение. Данная норма также снизит возможность давления и вымогательства со стороны таможенных инспекторов. Кроме того, все таможенные операции будут осуществляться по принципу единого окна.
Правда, как отметил политилог Эдуард Полетаев, важное преимущество нового кодекса – «единое окно», по словам некоторых экспертов, внедрят не сразу. Отложить могут и другие новшества, считает политолог. Он напомнил, что проект Таможенного кодекса ЕАЭС был подготовлен рабочей группой по совершенствованию таможенного законодательства и решением коллегии ЕЭК от 18 декабря 2014 года направлен в страны-члены ЕАЭС для внутригосударственного согласования. В ответ было получено около 1500 поправок и замечаний, и сейчас разработчики пытаются выработать решения, которые бы устраивали все пять стран.
К слову, Казахстан направил большое число предложений. В частности, он выступил против отмены принципа резидентства, который предполагает растаможивание товара по месту регистрации компании.
— В Казахстане сейчас проходит реформа налогового и таможенного законодательства – их хотят объединить, условно говоря, в один кулак. А другие страны такие реформы осуществлять не намерены. Как столь разные законодательства будут сопрягаться друг с другом, пока не очень понятно, – сказал Эдуард Полетаев.
Он также добавил, что Таможенный кодекс ЕАЭС облегчит реализацию совместных экономических проектов с третьими странами:
— В будущем предполагается создание транзитной международной цепи поставки товаров через всю Евразию. Если рассуждать о сопряжении ЕАЭС с китайским проектом «Великого Шелкового пути», то с внедрением нового кодекса будет гораздо легче пройти товарам от Шанхая до Калининграда или Санкт-Петербурга. Теоретически каждая страна, которая начнет взаимодействовать с ЕАЭС в формате зоны свободной торговли, поймет, что новый Таможенный кодекс несет много полезных вещей для представителей ее бизнеса. Ведь важный плюс кодекса в том, что он предусматривает оформление одной таможенной декларации, это особенно удобно при мультимодальных перевозках. На Евразийском пространстве не везде долетишь и доедешь, есть проблемы с дорогами. Без такого рода перевозок на больших территориях не обойтись. В Казахстане, например, 14 аэропортов из 18 отдали в управление железнодорожной компании. Незнакомый с нашей реальностью человек не может понять, как железные дороги могут управлять аэропортами. Хотя это сделано для того, чтобы упростить в стране мультимодальные перевозки. Но на этом пути есть много сложностей не только управленческих, но даже климатических.
Таможенный кодекс ЕАЭС – не только снизит уровень коррупции на таможне, но и будет способствовать борьбе с теневой экономикой. Такое мнение высказал главный редактор информационно-аналитического центра Caspian Bridge, политолог Замир Каражанов.
— Электронное оформление документов – важный элемент прозрачности. Одно дело то, что оформлено на бумаге на каком-нибудь далеком пограничном переходе. Другое дело, когда информация о поступлении товара идет в единую базу и видна на всем пространстве ЕАЭС: мол, да, был тот или иной товар завезен. И при наличии такой единой базы контрабанда затруднена, – убежден Каражанов. – Есть проблема и с теневой экономикой. Цифры все время «бегают», в зависимости от того, кто их озвучивает. Кто называет, к примеру, что теневая экономика составляет 20 процентов, кто – 30 процентов. Таможенный кодекс поспособствует сдерживанию теневой экономики, поскольку является межгосударственным документом.
По мнению политолога, в кодексе отражено «все самое лучшее, что можно было сделать».
— Но главное ожидание от документа – не борьба с теневой экономикой и не снижение коррупционной составляющей, хотя это тоже хорошо, а оживление торговли между нашими странами. Кстати, она часто рассматривается как один из показателей развития внешних связей Казахстана. Глава государства во время визитов часто говорит о том, сколько было подписано документов, скажем, по инвестициям, и как эти документы могут улучшить торговый оборот между странами. Сейчас рост экономики замедляется. И первая надежда связана с теми партнерами, с кем Казахстан состоит в интеграционных объединениях. Поэтому от действия нового кодекса ожидают дальнейшего развития торговли, дальнейшего формирования общего рынка, где могут более успешно реализовываться товары, производимые в странах союза, – резюмировал Замир Каражанов.
По мнению президента Евразийской ассоциации франчайзинга Бекнура Кисикова, у Казахстана не самые лучшие позиции благодаря этому документу, хотя именно наша страна внесла много поправок.
— Чего я жду от нового Таможенного кодекса? Мы избежим многих барьеров, но за короткий период времени создать унификацию и гармонизацию такого большого числа документов будет трудно. И если кодекс примут впопыхах, то он будет дальше дорабатываться и поправляться уже после принятия, – считает Кисиков. – Меня, как представителя ассоциации франчайзинга, больше всего интересует защита интеллектуальной собственности, авторское право и гармонизация этих законов в рамках ВТО и ТРИПС (TRIPS – соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности). Это соглашение у нас вообще не работает или плохо работает. Меня пугает Китай, который находится рядом, где нарушаются вообще все авторские законы и права интеллектуальной собственности. И в этом отношении Россия и Казахстан имеют более или менее цивилизованный подход. Но с этими проблемами наши предприниматели столкнутся после вступления Казахстана в ВТО. И другие огрехи еще будут выявляться. Но я надеюсь на профессионализм участников рынка – мы пройдем сложности.
Опасения по поводу товаров из Китая высказал и Сергей Домнин. Он привел слова председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов РК Даулета Ергожина, который говорил, что у кыргызской стороны появляется большая возможность осуществлять серый импорт из КНР в страны ЕАЭС.
— В идеале от контрабанды могут спасти лишь сводные мотоманевренные группы из таможенников и пограничников всех стран, которые будут стоять на кыргызской границе, – отметил Домнин. – Но, учитывая, что в Казахстане реализован проект свободной экономической зоны «Хоргос – Восточные ворота», ввозить товар через Кыргызстан становится все менее и менее выгодно.
Подводя итоги, участники дискуссионного клуба «Мир Евразии», резюмировали: Таможенный кодекс ЕАЭС будет выгоден и бизнесу, и государствам, но все его плюсы и минусы выявятся только в процессе работы. Учитывая, что многие механизмы будут внедряться в течение нескольких лет, то и ощутимые результаты мы получим нескоро.

Виктор Санькович

Источник: Информационно-аналитический центр

от wefund