Казахстанский туризм: многое зависит от мелочей

24.12.2014

С 1 января 2015 года Казахстан становится активным участником ЕАЭС. По данным пресс-службы Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), единый рынок услуг в ЕАЭС с 1 января 2015 года может охватить более 40 секторов экономики, в том числе и туризм. Согласно некоторым международным исследованиям, страны ЕАЭС входят в число лидеров по динамике роста туристической отрасли. Вырисовываются серьезные перспективы развития внутреннего туризма. Тема «Туризм объединяет: наследие, культура, инфраструктура и технологии» была поднята на заседании экспертного клуба ОФ «Мир Евразии».

— Скорее всего, в рамках ЕЭК будет идти работа по приведению нормативно-правовой базы в этом направлении к единому знаменателю, — сказал, открывая заседание, политолог Эдуард Полетаев. — Для простого потребителя туристических услуг открываются серьезные возможности. В частности, мы видим сейчас, что жители приграничных регионов Казахстана, отправляясь на отдых за рубеж, часто пользуются услугами туристических операторов России, которые организуют чартерные рейсы из Новосибирска, Омска, Челябинска. Но, основная, на мой взгляд, задача будет заключаться в формировании ряда трансграничных маршрутов. Необходимо наладить те связи, которые были утеряны с развалом СССР по привлечению в Казахстан многих туристов из Кузбасса, Восточной и Западной Сибири, что было характерно в советское время. Как вы считаете, каковы в ближайшем будущем могут быть изменения в туристических отраслях стран ЕАЭС? Как повысить конкурентоспособность предоставляемого отдыха? В чем перспективы специализированных видов туризма?

Юрий Киринициянов, главный редактор международной газеты «Весь Мир», ответил, что развитию внутреннего туризма в Казахстане мешают несколько мифов.

— Вот один из них: в Казахстане есть горы, прекрасная природа, экзотики хоть отбавляй. А значит, иностранцы поедут сюда толпами, будут восторгаться нашими ландшафтами и с готовностью платить свои доллары и евро. Это не так. Как-то случай свел меня с одной француженкой, журналисткой, которой приглянулись Кольсайские озера. Она приехала туда, целый день с упоением лазила по горам в поисках интересного кадра, а вечером, пыльная, грязная и усталая вернулась на турбазу. И тут выясняется, что туалет типа «дощатый сортир» находится в 59 метрах от домика. Он исторгает ароматы, не соответствующие великолепной природе. Горячий душ не предусмотрен в принципе. Есть сауна, но там в тот момент отдыхали руководящие товарищи, а может, истопник запил. Девушка плюнула и произнесла на ломаном русском: «Ноги моей здесь больше не будет».

От таких деталей многое зависит. Надо вкладывать солидные деньги в сервис. Ну не понимают иностранцы, как это можно отдыхать в таких, мягко говоря, спартанских условиях. А вот другой миф, прямо противоположный: построим шикарный отель, подведем удобную дорогу, и все, остальное приложится. Наши люди гордые, они каким-то там отдыхающим улыбаться не приучены. Я не знаю, как учат наши педагоги студентов в тех вузах, которые работают с туристами. Да, нужно преподавать географию и экономику. Но, прежде всего, необходимо ломать психологию.

Люди, которые обслуживают гостей, делают это подчас «через губу». Однажды я сделал замечание горничной в одном из отелей Борового: «Девушка, почему у вас грязные полотенца, кровати скособочены?». Ответ меня поразил: «Я тут подрабатываю, а вообще преподаю информатику в школе. Это так – между делом». Как же так? Эта учительница неплохо зарабатывает в отеле, иначе бы не пришла сюда. Так почему она презирает своих постояльцев? Казалось бы, две страны с мусульманскими традициями, Турция и Казахстан. Но у турков не считается зазорным обслуживать кого-то, улыбаться, выполнять прихоти клиента, в разумных пределах, разумеется.

И третий миф. «Нашу страну все знают, мы самые, самые…» Это не так. В Европе и Америке немало людей, которые путают Казахстан с Афганистаном. А потому нужно пропагандировать любимую страну. Я думаю, что Казахстану надо использовать многонациональное своеобразие, которое у нас есть. Уже имеется опыт создания этнических деревень, и этнических этноаулов, но слишком робко мы все это делаем.

По мнению эксперта, создание частных структур в туризме — правильное направление, и его надо поддерживать, освободить турфирмы, которые развивают внутренний туризм от налогов, например, на пять лет. Или выдать им кредиты с небольшим процентом под специальные программы.

Лолита Ким, главный специалист отдела развития туризма Управления туризма Алматы сообщила, что «туризм сам по себе развиваться не будет, поэтому им нужно заниматься». Уже разработана концепция развития туристской индустрии до 2020 года.

— Очень мало информации распространяется об Алматы и о Казахстане в целом за рубежом, — отметила она. — Мы были в Гонконге на выставке, так люди спрашивали: «Где находится Казахстан?». Нужно было объяснять им все с самого начала по карте мира. Надо работать над такими вещами. Далее: какие-то мелкие детали портят всю картину. На улицах, например, нет транскрипций на английском языке, персонал не всегда вежливо встречает гостей. Начинается все с аэропорта и паспортного контроля. Активное внимание туризму начало уделяться недавно, примерно в 2012 году, когда образовалось наше управление. Когда в то время люди проходили паспортный контроль, в аэропорту работало всего несколько окошек, и создавалась огромная очередь. Я не скажу, что сейчас очереди меньше, но в любом случае мы работали с аэропортом, с пограничным контролем, они открыли больше окошек. То есть, обрисованы какие-то проблемы. Мы подписали соглашения с Беларусью – с Минском, с Россией – Москвой и Казанью, о взаимном сотрудничестве. Причем не только со странами ЕАЭС, но и с зарубежными странами, например, с Китаем (Урумчи), Кореей и другими об обмене туристскими группами.

Управление туризма города Алматы в перспективе планирует вести работу по следующим направлениям: участвовать в проводимых заседаниях и выставках Всемирной федерации туристских городов «WTSF», внедрить систему туристского ориентирования в Алматы, для увеличения въездного потока принимать участие в международных туристских выставках и ярмарках, проводить ознакомительные экскурсии по городу для официальных делегаций и гостей Алматы.

Виктор Санькович, специально для Матрица.kz

Источник: Матрица.Kz