Первый год существования Евразийского экономического союза (ЕАЭС) был непростым. Однако союз действует и постепенно развивается. По оценкам президента РК Нурсултана Назарбаева, озвученным в октябре этого года на заседании Совета безопасности, ЕАЭС имеет хорошие перспективы, несмотря на неблагоприятную конъюнктуру мирового рынка и иные внешние условия, не позволяющие полностью раскрыть потенциал интеграционного объединения. Особенно важным глава государства считает открытие перед казахстанским бизнесом больших возможностей для налаживания межгосударственной кооперации и наращивания экспорта.
Среди важных процессов и событий этого года следует отметить увеличение непосредственных участников, а также потенциальных партнеров ЕАЭС. В первом случае речь идет о присоединении к союзу Армении и Кыргызстана. Что касается партнерства, то 29 мая было подписано первое соглашение о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) – между ЕАЭС и Вьетнамом. Правда, данное событие имеет преимущественно политическое значение. Тогда как его экономический эффект, скорее всего, проявится гораздо позже. В частности, известно, что с вступлением данного соглашения в силу в рамках взаимной торговли сторон будут обнулены таможенные пошлины по 60% товарных позиций.
Другим заметным событием в этом ряду стала достигнутая руководителями Китая и России договоренность о сопряжении региональных интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП). В том числе это касается заключения в обозримом будущем соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между союзом и КНР. Судя по всему, Москва и Пекин пошли на все это с целью недопущения столкновения интересов в Центральной Азии в процессе реализации рассматриваемых интеграционных проектов. Известно, что в настоящее время по линии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) ведутся переговоры с Китаем по вопросам указанного соглашения. Пока трудно сказать, к чему в итоге придут стороны. Тем не менее, для Китая было бы выгодным создать с союзом ЗСТ, что позволит устранить ограничения (в частности, ввозные пошлины) для свободной поставки различных китайских товаров в Казахстан, Кыргызстан и Россию.
По данным разных представителей ЕЭК, в настоящее время более 30 стран и межгосударственных объединений заинтересованы в свободной торговле с ЕАЭС. Уполномоченными лицами ведется деятельность по изучению целесообразности заключения соответствующих соглашений, в частности, с Египтом, Израилем и Индией. Кроме того, с инициативой создать ЗСТ с Ираном выступила Армения. Из перспективных партнеров в лице других межгосударственных объединений рассматриваются МЕРКОСУР (общий рынок стран Южной Америки – прим.), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) и т.д.
ЕАЭС также заинтересован в развитии взаимовыгодного сотрудничества с Европейским Союзом (ЕС). Однако в свете ведущейся с 2014 года «войны санкций» между Западом и Россией перспективы такого сотрудничества выглядят весьма туманными. Примечательно, что в ноябре т.г. председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер сам обратился к президенту РФ Владимиру Путину с предложением рассмотреть возможности взаимодействия ЕС с ЕАЭС в режиме консультаций со странами-участницами. В то же время он четко увязал положительное решение данного вопроса с выполнением Минских соглашений. Не исключено, что глава Еврокомиссии использовал рассматриваемое предложение именно для побуждения России к определенным уступкам по Украине. В свою очередь, российская сторона расценила такую постановку вопроса, как неуместную.
Что касается участия Казахстана в ЕАЭС, то он изначально подошел к этому вопросу с чисто прагматической стороны, рассчитывая извлечь определенные экономические дивиденды. Судя по всему, речь главным образом идет здесь о стремлении добиться от России экспорта своей нефти через ее территорию по внутренним тарифам этой страны, а также расширении возможностей для сбыта различных казахстанских товаров на российских рынках. Имеются и политические интересы, включая сближение с Россией, особенно на уровне правящих элит, а также использование фактора ЕАЭС в процессе многовекторного лавирования между различными геополитическими игроками.
Вместе с тем в силу ряда обстоятельств имеют место и определенные негативные моменты в рассматриваемом процессе. В частности, наблюдается снижение объемов внутренней и внешней торговли. Так, по официальным статданным, взаимная торговля между странами-участницами союза в январе-августе этого года снизилась на 26% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. А внешняя торговля ЕАЭС с третьими странами за первое полугодие т.г. сократилась на 33,2%. Кроме того, в деловых и экспертных кругах Казахстана критически воспринимаются ограничения, установленные Россией относительно движения по ее территории различных товаров из ЕС, США и других стран, участвующих в «войне санкций». Только в течение 2015 года Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ (Россельхознадзор) не было пропущено в Казахстан достаточно большой в совокупности партии различных продуктов питания из Бельгии, Германии, Дании, Латвии, Норвегии, Польши и т.д.
В любом случае Казахстану важно поддерживать и развивать конструктивные отношения с Россией, включая торгово-экономические. ЕАЭС в этом плане призван дать дополнительные возможности, включая свободный выход на рынки РФ. Конечно, на практике далеко не все, что прописано в Договоре о ЕАЭС и других документах, выполняется. Но это характерно практически для всех бывших и действующих межгосударственных объединений на постсоветском пространстве. Казахстан же зарекомендовал себя инициатором создания и активным участником ряда данных объединений, ни разу не допустив выхода отсюда или приостановления своего участия в них. Такой тактики ему следует придерживаться и в рамках евразийской интеграции.
Другое дело, что Казахстану следует занять более активную позицию в ЕАЭС в соответствие со своими национальными интересами. Тем более, что в 2016 году наша страна будет председательствовать в Высшем и Межправительственном экономических советах союза. В связи с этим целесообразно усилить работу членов Коллегии (министров) и других сотрудников Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) из числа казахстанцев, добиваться через них неукоснительного соблюдения всеми странами-участницами договорных обязательств и полной отмены изъятий и ограничений для свободного движения товаров на всем пространстве союза, обращаться при необходимости для защиты прав и законных интересов казахстанских бизнесменов в Суд ЕАЭС и т.д.
Казахстан может также выступить с рядом инициатив, позволяющих увеличить экономическую составляющую ЕАЭС. В том числе это может быть определение общей позиции и формата взаимодействия стран-участниц союза с ВТО. В целом, в процессе своего участия в данном объединении Казахстану важно научиться отстаивать свои права и интересы, причем в официальных рамках и без необходимости частого использования кулуарных способов договариваться с партнерами по тем или иным вопросам.
Андрей Чеботарёв, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива»
(выступление на заседании экспертного клуба ОФ «Мир Евразии» на тему «Интеграционная мозаика и перспективы Казахстана», г. Алматы, 22.12.2015 г.)
Источник: Информационно-аналитический центр