Кинематографистам нужно активнее использовать инструменты интеграции

25.11.2016

Обсуждая объединяющую роль большого экрана, казахстанские общественные деятели, киноведы, экономисты, политологи, культурологи и журналисты на заседании экспертного клуба «Мир Евразии», прошедшего в Алматы, неизбежно пришли к вопросам: что собой представляет постсоветский кинематограф сегодня, какие ценности он транслирует, есть ли у него потенциал?

 

Ключевым словом современной культуры является интеграция. На наших глазах происходит расширение контактов между людьми, рост взаимовлияния и сближения народов и стран, формирование общечеловеческих культурных ценностей. Весь XX век и начало XXI-го прошли под знаком развития кинематографа. Поэтому фильмы, позволяющие увидеть явления в динамике, стали одним из важнейших источников изучения реальности. Кино родилось благодаря слиянию нескольких видов искусств и его традиционно изучают самые разные науки.

 

Природа кинематографа объединяет людей, это одно из его самых важных качеств. Понимание магической силы кино определило то, что многие политические лидеры считали его важнейшим из искусств. Ведь оно влияет на жизнь общества, вызывая эмоции и формируя сознание зрителей, заставляя, в том числе задумываться над важными вопросами. В свою очередь, общество требует от кинематографии новых технических приемов и креативных идей. То есть между обществом и кино существует постоянная связь. Боле того, по уровню развития кинематографа в той или иной стране можно в определенной степени судить о состоянии общества.

 

На евразийском пространстве из всех видов искусства кино занимает уникальное место. Это целый социальный институт, который зачастую делал восприятие мира зрителями лучше, отражал доминирующие в обществе ценности и нормы, идеалы и стремления. Даже обычные комедии объединили миллионы людей, способствуя формированию общего культурного поля. Не случайно концепция кинофестиваля «Евразия», проходящего в Алматы, вытекает из геополитического положения Казахстана — на пересечении культур Запада и Востока. Киноискусство стран Евразии и его многонациональные традиции связывает многолетнее тесное сотрудничество, которое идет, и будет иметь продолжение.

 

Например, первые казахстанские фильмы были сняты при поддержке кинематографистов из Москвы. В Казахстане в годы ВОВ работала Центральная объединенная киностудия художественных фильмов, организованная на базе эвакуированных «Мосфильма», «Ленфильма» и Алма-Атинской киностудии. В послевоенные годы некоторые из фильмов, снятые при совместном участии, становились одними из лидеров проката. В настоящее время на международных площадках демонстрируется биографическая киноэпопея «Путь лидера», 18-24 ноября состоялась Неделя нового российского кино в Казахстане, а 24 ноября вышла в широкий прокат лента «28 панфиловцев», дублированная на казахский язык, снятая на народные деньги посредством краудфандинга, при поддержке министерств культуры двух стран.

 

«В постсоветскую эпоху кино фактически утратило свой объединяющий потенциал. И это наблюдается как на межгосударственном уровне, так и внутри казахстанского общества, – считает директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев. – Достаточно посмотреть, кто известен и интересен современной молодежи. В основном это фантастические и мистические киногерои иностранных фильмов. Казахстанцы из разных поколений и социальных групп смотрят, по сути, разное кино и каждый имеет своих героев и ценности. Единство в многообразии, конечно, хорошо. Но без общего знаменателя этого единства просто не будет. Так что очень важно создать соответствующий знаменатель в отечественном кино».

 

Кинематограф должен сближать людей, искать точки соприкосновения представителей разных национальностей, говорил легендарный режиссер Эльдар Рязанов. Можно вспомнить много конкретных образцов евразийской культуры и искусства, которые позволяют народам понять и принять друг друга, найти общие интересы. Все это способствует обеспечению стабильности, создает благоприятный климат для развития сотрудничества на евразийском пространстве в непростых и зачастую противоречивых условиях глобализации.

 

Президент Ассоциации кинокритиков Казахстана, доктор искусствоведения Гульнара Абикеева полагает, что совместная работа киностудий постсоветских государств, основанная на общей истории, будет продолжаться и дальше. Как считает главный кинокритик страны, казахстанским кинематографистам нужно активнее использовать инструменты интеграции. Абикеева пояснила: помимо интеграции в кинопроизводстве – копродукции, которая в Казахстане развивается уже более десяти лет, есть еще и интеграция кинопрокатчиков. Вот в этой области, считает она, заключен огромный, еще не использованный потенциал.