Кризис управления: Диагностировать, лечить и предотвращать нужно было еще вчера

27.10.2017

«Сегодняшнее состояние дел — это не кризис учебников, а кризис управленческий, который не позволяет удерживать фокус деятельности уполномоченного органа на долгосрочных целях, управлять приоритетами, не обеспечивает прозрачность и понятность системы образования для всех ее участников, не создает мотивации для интенсивного, творческого труда и профессионального роста людей внутри системы», — заявила старший советник Kesarev Consulting Наталья Малярчук, выступая на заседании экспертного клуба на тему: «Просвещенные люди Евразии. Модернизация образования: традиции и тенденции развития, факторы качества и эффективности».

StanRadar.com приводит выдержку из выступления эксперта:

«К сегодняшней ситуации в системе образования (на всех уровнях), включая озвучиваемые проблемы с программами и учебниками необходимо относиться, как к следствию кризиса управления в уполномоченном органе.

Одной из главных причин этого кризиса, как представляется, является отсутствие целеполагания (куда идем дальше и чего хотим достигнуть в итоге) и представления о происходящем на всех уровнях.

Характерными признаками такого кризиса являются:

  • Реформы, сменяющие одна другую, а зачастую противоречащие одна другой;
  • Отсутствие полноценной экспертизы достигнутых результатов по той или иной инициативе/реформе;
  • Непрозрачность процесса принятия решений;
  • Несамостоятельность лиц, принимающих решения.

Подтверждением тезиса, об отсутствии понимания происходящего, служит простой факт — основные данные по эффективности системы образования, которые в том числе включаются в отчеты, основаны на данных ОЭСР, Всемирного банка, ЮНЕСКО, ООН. И ни одного собственного источника. Но и международные институты не дают полной картины происходящего.

Возможные решения обозначенных проблем:

  • Ввести мораторий на реформы, довести до логического завершения уже озвученные инициативы, провести оценку полученных результатов;
  • Осуществить комплексный аудит системы управления образования на всех уровнях. Исключить дублирование функций на региональном и республиканских уровнях, оптимизировать процессы внутри системы для сокращения бюрократии (надо чтобы учителя, преподаватели, ученые все-таки 90% времени занимались своей профильной деятельностью, а не написанием отчетов), выработать единую для всех систему измерения эффективности и сбора статистической информации;
  • Провести ревизию деятельности общественных консультативно-совещательных органов (общественные советы). Сейчас – это в основном группа лояльных людей, имеющих собственные интересы, в том числе и коммерческие в системе образования. То есть мы наблюдаем прямой конфликт интересов, когда заинтересованные лица (ректоры вузов, бизнесмены от образования) участвуют в процессах принятия решений уполномоченного органа и лоббируют изменения, которые облегчают им условия ведения своего образовательного бизнеса.

Сегодняшнее состояние дел — это не кризис учебников, а кризис управленческий, который не позволяет удерживать фокус деятельности уполномоченного органа на долгосрочных целях, управлять приоритетами, не обеспечивает прозрачность и понятность системы образования для всех ее участников, не создает мотивации для интенсивного, творческого труда и профессионального роста людей внутри системы.

 

Заседание экспертного клуба на тему «Просвещенные люди Евразии. Модернизация образования: традиции и тенденции развития, факторы качества и эффективности» было организовано ОФ «Мир Евразии». Материал предоставлен организаторами мероприятия.

 

Источник: Stanradar.com