Культура в Казахстане развивается по российским лекалам. Если Кремль запрещает что-то смотреть россиянам, то тут же Астана выдает запрет на этот же продукт в Казахстане. Советские культурные архетипы на общем пространстве бывшего СССР воспроизводятся и сейчас. Поэтому, как бы далеко не расходились пути стран, они вынуждены возвращаться в одну и ту же культурную парадигму.
В ходе очередного заседания экспертного клуба «Мир Евразии» политолог Эдуард Полетаев отметил, что 2018 год решением Совета глав государств СНГ объявлен Годом культуры. По его словам с распадом СССР культурное пространство претерпело множество изменений. При этом, изменения в культурных ориентирах новых независимых государств проходили не так быстро, как реформы в политике и экономике. С одной стороны, наступила коммерциализация, упрочила свое влияние массовая культура, но с другой стороны, резкое сокращение финансирования культурных проектов в странах СНГ позволило им в определенной степени «законсервироваться» до лучших времен.
В последнее время на постсоветском пространстве видна тенденция к созданию новой системы культурного взаимодействия, восстановлению и дальнейшему развитию исторически сложившегося пространства культурных ценностей.
На постсоветском пространстве с 2011 года реализуется программа «Культурные столицы Содружества» по аналогии с программой «Культурные столицы Европы». Культурной столицей СНГ в нынешнем году стал армянский город Горис, в следующем ею будет белорусский Брест, а в 2020-м – казахстанский Шымкент. Кроме того, в СНГ 2019 год будет объявлен Годом книги, 2020-й — Годом 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Директор Института международного и регионального сотрудничества при Казахстанско-Немецком университете Болат Султанов заметил, что в казахской традиции баи, когда ели мясо, отдавали беднякам сорпу, чтобы их не только поддержать, но и «выпустить пар». У нас сейчас серьезный кризис: противоречия между бедными и богатыми растут, посетовал он. По его заверениям, эпоха социализма вызывает ностальгию по бесплатным медицине и образованию и практической полной занятости. Чтобы не допустить объединения наемных работников против работодателей, возникают попытки разделить людей в республиках СНГ по национальному признаку. Наше общество делится на тех, кто живет внизу, и тех, кто наверху.
«У казахов в давние времена было правило: правитель имел право отрубить голову подданному, но не имел право лишить его языка. Другой пример я бы сформулировал следующим образом: у нас есть старики, но нет аксакалов. Потому что аксакалы всегда могли возразить правителю, если были с ним не согласны. И правители, как правило, прислушивались к их мнению. Где такие авторитетные аксакалы сегодня? Где грань между национальной гордостью и национальным чванством? Любой человек имеет право гордиться своим языком и культурой, это нормальное явление. Но когда он начинает говорить, что его язык и культура лучше других – это именно чванство. И здесь нам нужно работать над культурой диалога», — сделал просторное заявление г-н Султанов.
Президент ОФ «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова считает, что в Казахстане произошла подмена понятий. Под словом «культура» чаще всего понимается «образованный», «имеет образование». На фокус-группах часто взрослые говорят о том, что молодежь бескультурна, не знает советских авторов, не читает советские книги, не смотрит советское кино. Да, это так. Но молодежь справедливо парирует: если мы не читаем книги именно в бумажном варианте, и не читаем именно тех, кого читали родители, то это не значит, что мы вообще не читаем. Таким образом, очевидно, что это столкновение способов потребления информации может выглядеть, как противоречие в восприятии «что такое быть культурным человеком».
Запрос на культуру никуда не ушел. Возможно, кризис культурных ценностей в том восприятии, о котором говорят культурологи и есть, но то, что для населения в Казахстане очень важно быть культурными – это очевидно. Само представление о том, что есть хорошо, как надо, и как должно быть, для значительного числа людей остается по-прежнему одинаковым: достижение в образовании и профессиональной деятельности (в 2009 году 63%, в 2017 году 56%), уровень общей культуры (38%). Другое дело, что статус и власть стали играть большую роль по сравнению с достижениями в профессиональном плане.
Примечательно, что в исследовании «Интеграционный барометр ЕАБР» на вопрос «Из каких стран в нашу страну надо больше приглашать артистов, писателей, художников, закупать и переводить книги, кино, музыкальную, другую продукцию?» большинство респондентов назвали культурные продукты стран СНГ — 68%, и прежде всего, России. Есть небольшой интерес и к странам ЕС, в основном, к Франции, и, что примечательно, Турции.
Главный научный сотрудник КИСИ Ирина Черных заметила, что ощущение кризиса культурных ценностей и культуры в целом – это свойство каждого поколения, свидетельствующее об абсолютно естественном процессе изменения общества.
«На мой взгляд, современное общество, и Казахстан не исключение, как и Россия — это постмодернистские общества, достаточно фрагментированные на отдельные социальные группы и слои, которые образуются вокруг определенных ценностей», — считает она. «Большую роль здесь играют СМИ. Мы до сих пор находимся в российском информационном пространстве. Но мы в Казахстане больше знаем о России, чем Россия хочет знать о своем одном из крупнейших стратегических партнеров. За последний месяц было два упоминания в российских СМИ о Казахстане. Михаил Ширвиндт в программе «Вечерний Ургант» рассказывал, как он сел в такси, а «за рулем сидит казах узбекского пошиба». А это федеральный канал. При том, что видимых сообществ мигрантов из Казахстана в России нет. Второй момент прозвучал в интервью Ирины Хакамады, она сказала: «У нас нет русского Назарбаева в России, а нам нужна именно такая консолидирующая фигура». Также прошла информация по новостным блокам об Астанинском процессе, связанным с мирным урегулированием в Сирии. В итоге для российской аудитории Центральная Азия – это белое пятно», — сказала Ирина Черных.
Кинопродюсер Сакен Бельгибаев заметил, что «рядом с нами Китай, где прекрасно понимают, что культура – это механизм, который сначала позволит найти взаимосвязи с другими людьми, потом сделать их потребителями своей культуры, и лишь затем покупателями продукции. По этой причине сейчас мы свидетели реализации программы возрождения Культурного Великого шелкового пути». По его словам, в Казахстане весьма архаичные подходы к поддержке культуры.
«Мне довелось поучаствовать в разработке первого казахоязычного мессенджера «Айтыс». Сейчас он малоизвестен. Но через год после его выхода он распространился среди людей, которые переехали из аулов в большой город. Остальные казахоязычные остались на привычных русскоязычных или англоязычных мессенджерах. Это говорит о том, что идти в будущее нужно другими путями. И программы поддержки культуры надо нацелить на молодежь и ее интересы».
Культура с точки зрения казахстанского композитора Санжара Байтерекова — это тот доступный и работающий язык диалога, который остается самым последним для тех, кто находится в прямой вражде. И именно в данный стратегический механизм коммуникации государство должно вкладывать средства и усилия», — сказал он.
Обозреватель газеты «Аргументы и факты Казахстан» Олег Белов подчеркнул, что из багажа прошлого есть три культурных проекта, которые прижились и сейчас. Это КВН, в котором команда из Казахстана – действующий чемпион. Успешно развивается версия этой игры на казахском языке. Это «Авторская песня», крупнейшими центрами которой являются Астана, Алматы, Шымкент, Актобе и Усть-Каменогорск. И третий значимый проект – это игра «Что? Где? Когда?». В Алматы уже проходил Евразийский кубок, а в Астане — Чемпионат мира. Провалом в культурной политике я считаю снос кинотеатров в Алматы. В прошлом году снесли «Байконур», до этого «Алатау», «Целинный» потерял функции кинотеатра. На их местах строят заведения фастфуда. В то же время в Алматы нет ни одного кинотеатра, где показывали бы только кино на казахском языке. Надо учиться этому у французов», — констатировал он.
Аскар Муминов
Источник: Обзорно-аналитический журнал «Exclusive»