Люди-бренды объединяют культурный дискурс в Евразии

07.04.2016

Общества испытывают ожидания по сохранению базисных ценностей. И если появляются сильные идеи снизу, опирающиеся на глубинную историческую память, то народные инициативы получают широкое распространение. Это произошло с такими инициативами, как «Бессмертный полк» «Двадцать восемь панфиловцев». Об этом заявил PR-консультант Казахстанской коммуникативной ассоциации Владимир Павленко в ходе заседания экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Евразийское сознание: формирование мировоззренческой парадигмы в культурно-гуманитарном сотрудничестве»

Ход обсуждения темы евразийского сознания, формирования мировоззренческой парадигмы и культурно-гуманитарного сотрудничества здесь и сейчас идет глубоко и разносторонне. Я соглашусь с тем, что любой конструкт без опоры на историю не наполняется реальным содержанием и смыслом. Попытаюсь взглянуть на обсуждаемые проблемы с сугубо прикладной точки зрения сознательной организации коммуникаций. Сосредоточусь на двух моментах: как устоять базисным ценностям в условиях глобализации и эволюции информационной инфраструктуры? Почему искусство не попадает на первые полосы?

Интересная мысль об объединяющих ценностях прозвучала, когда была названа Победа в Великой Отечественной войне как общий праздник. В связи с этим хочу обратить внимание на две интересные инициативы, получившие широкое распространение и поддержку — некоммерческий патриотический проект «Бессмертный полк» и фильм режиссера Андрея Шальопы «Двадцать восемь панфиловцев». Подчеркну, это важно, что обе инициативы начались снизу при прямом и непосредственном участии журналистов.

Общественная акция «Бессмертный полк» вообще начиналась как инициатива томских журналистов, в качестве главной задачи которой было заявлено сохранение в каждой семье личной памяти о поколении Великой Отечественной войны. Идея была поддержана региональными журналистами, получила дальнейшее распространение не только в России, Казахстане, Белоруссии, Армении и Кыргызстане, но и в десятках других стран.

В конечном итоге народную инициативу «Бессмертный полк» подхватило государство как вполне эффективный инструмент. И в мае 2015 года мы все были свидетелями того, что «Бессмертный полк» стал составной частью мощного информационного фона празднования 70-летия Победы.

Возникает вопрос: почему именно журналисты выступили в качестве идеологов и организаторов акции? Хорошо об этом сказала Наталья Лосева, инициатор и координатор другой массовой акции — «Георгиевская ленточка». Она говорила о том, что журналисты буквально кончиками пальцев чувствуют сверхновую историю и статус гражданского общества. Если идея опирается на глубинную историческую память, то идет активное восприятие обществом ожиданий по сохранению базисных ценностей. Это как заказ, который в отличие от государственного, идет не сверху вниз, а наоборот снизу вверх и изначально не отягчен ни господдержкой, ни бюджетами.

Так появляется сильная идея, и разрабатывается комплекс технологий, обеспечивающий достижение эффективного результата. Ну а журналисты, как в прочем и пиарщики, рекламщики и некоторые маркетологи умеют оказывать информационное воздействие с целью побуждения к определенным действиям на глубинный уровень массового сознания. На ценности, которые как мы знаем, управляют потребностями.
И на примере идеи и реализации народного фильма о подвиге 28-панфиловцев это хорошо видно: появляется идея проекта – информационная кампания — сбор народных средств – начало съемочного процесса. Инициатива идет снизу. И только потом встречаются министры культуры РФ и РК делают совместное заявление о поддержке проекта и выделяют деньги. Таким образом, мы видим, что есть и сильные идеи, и примеры культурно-гуманитарного сотрудничества, направленного на сохранение исторической памяти и защиту базисных ценностей евразийского сознания.

Почему в информационном пространстве нет культурных тем? Потому что этого нет в заказе. Поэтому у нас в повестке песня про лабутены. Одна песня, с которой связано как минимум три информационных повода, три появления в новостном топе: клип, стремительно набирает просмотры, исполнительница песни получает первый рекламный заказ и, наконец, девушка уходит из коллектива, и появляются комментарии по поводу ее ухода. И эти поводы буквально рвут новостную ленту. Это интересный пример на фоне публикации украинского специалиста теории и практики коммуникаций профессора Георгия Почепцова о происходящем в режиме реального времени изменении сознания с клипового на сериальное. Но это тема отдельного разговора. Мы же зафиксируем, что заказа нет. Поэтому нет и понимания, что необходимо конкретно мониторить в ходе информационного и коммуникативного аудита, на чем делать акцент, какие варианты реагирования предлагать.

И, в завершении, короткая реплика о писателях и поэтах. 10 лет назад проводился год Абая в России и Пушкина в Казахстане. Это шло по официальной линии. Были интересные мероприятия. В рамках года мы придумали такую вещь – стихи Пушкина и Абая сегодня. Люди рассказывали реальные истории о роли этих поэтов и значении написанных ими стихов в жизни их семей. Это то, что работало десять лет назад. Это то, что работает сейчас. Общие, объединяющие фигуры культурного дискурса всего Евразийского пространства. Люди-бренды. И использовать эти ценности и общее достояние можно по-разному. Не только для развития интеграции и укрепления общих связей, но и для организации громких акций по типу «ОккупайАбай», по определению не имеющих отношения к культурному наследию. Ну и подводя итог, я хочу сказать, что база для решения задач формирования мировоззренческой парадигмы и культурно-гуманитарного сотрудничества на Евразийском пространстве есть. Также есть интересные проекты, инициативы. Но, вместе с тем, если это не освещается в СМИ, то выстрелы бьют мимо цели.

Источник: Информационно-аналитический центр