Вопросы внутренней и внешней миграции в Казахстане освещаются недостаточно, считают отечественные эксперты.

«Неизвестная» миграция

Проблемы управления миграционными процессами в стране обсудили специалисты на заседании экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Единый рынок труда и развитие интеграционных процессов в сфере миграции: тенденции и новые возможности».

Директор Центра китайских исследований CHINA CENTER Адиль Каукенов, отметил, что «тема миграции в Казахстане обсуждается недостаточно широко, в итоге дискуссия на бытовом уровне часто сводится к тому, что «это хорошо, если мы куда-то поедем, но плохо, если едут к нам». Хотя на самом деле, по его мнению, у стран ЕАЭС есть прекрасный плюс для трудовой мобильности. Это «близкое культурно-лингвистическое поле», что позволяет мигрантам легко адаптироваться. Однако, отметил эксперт, этот вопрос системно не проработан. Если, по его словам, россиянам, допустим, выгодно создание конкуренции на поле малоквалифицированного труда, то сильно ли выгодно это странам, экспортирующим рабочую силу?

Что касается внутренней миграции, то, как отметил Каукенов, в рамках поддерживаемой государством тенденции урбанизации сельчанам непросто входить в соприкосновение с городским миром. В лучшем случае они пополняют ряды легальных трудовых мигрантов, а в худшем – криминальных, деструктивных группировок. Поэтому нельзя допускать, чтобы у трудовых мигрантов росли маргинальные настроения, криминализация, чтобы их делали мишенью недовольства местных жителей, считает эксперт.

«Задача заключается в культурализации и нормализации процесса трудовой миграции. Необходима интеграция приезжих людей в общую нормальную жизнь, изменение мышления, что мигрант – это якобы человек, нарушающий законодательство. Надо четче определить отношение к трудовой миграции, механизмы ее регулирования. Я считаю, что контроль не должен быть только со стороны силовых структур, ведь если мигранты легальные, то ими должны интересоваться организации, которые занимаются их интеграцией, профилактикой возможных правонарушений и т.д. Даже чтобы пользоваться единой Евразийской электронной биржей труда, некоторых мигрантов надо этому научить», – подчеркнул Каукенов.

Главный научный сотрудник КИСИ при президенте РК Ирина Черных полагает, что управление миграцией – это конкретные механизмы, рассчитанные на определенные фокусные группы, рассчитанные на статусы, потребности и так далее. Понятие «мигранты» включает в себя абсолютно разных людей – есть неквалифицированные рабочие, а есть профессионалы-экспаты.

К тому же, добавила эксперт, законодательство – это одно, а на практике – это контакт с чиновником, которому не всегда есть дело до судьбы человека.

«Часто многие проблемы у мигрантов возникают из-за некомпетентности чиновников разного уровня, их безразличия к судьбе конкретного человека. Зачастую на низовом уровне миграционных служб работают люди, которые сами не совсем хорошо знают законы, не владеют информацией относительно договорной базы, формируемой в рамках ЕАЭС», – сказала Черных.

По мнению главного редактора информационно-аналитического центра Caspian Bridge Замира Каражанова, проблема состоит не столько в самой миграции, сколько в теневой экономике.

«Доля экономических сделок, нерегулируемых государством, еще имеет место. И это проблема всех стран ЕАЭС. Нельзя проблему миграции решать простым регулированием. Решив проблемы теневой экономики, можно рассчитывать на успех и в решении проблем миграции», – сказал он в ходе заседания.

Мигранты бывают разные

В 2017 году была утверждена концепция миграционной политики РК на 2017-2021 годы. Она поддерживает стратегию временной миграции для привлечения иностранцев в отдельные сектора экономики или конкретные проекты. Долгосрочная же миграция предусматривает привлечение квалифицированных иностранных работников на «длинные» проекты, направленные на внедрение новых инноваций, повышение предприимчивости и развитие человеческого капитала, а также реализацию общенациональной программы повышения квалификации.

«Общие разделы в новом документе, которые посвящены именно трудовой миграции, касаются всего и вся, нет четкого разделения. Хотя, на мой взгляд, оно должно быть, потому что трудовые мигранты из стран ЕАЭС – это совсем иная категория, чем из других государств. Также в концепции нет четкого разделения, кто приедет по квотам, а кто нет», – отметил директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев.

О необходимости разделять трудовых мигрантов, передвигающихся внутри ЕАЭС, и мигрантов внешних сказал и профессор Казахстанско-немецкого университета Рустам Бурнашев. Пока же, по его словам, к примеру, «гражданин Кыргызстана, который работает в России или Казахстане, неожиданно сталкивается с теми же проблемами, с которыми сталкивается гражданин Таджикистана: это может быть, например, непонимание соответствующими органами, как оформлять его трудоустройство».

«Мигранты в рамках ЕАЭС – это такие же мигранты, как и внутренние в каждой из стран. И вопросы их трудоустройства и проживания должны регулироваться теми же юридическими нормами, которые работают для любого гражданина страны их пребывания. К примеру, вопрос пенсионных отчислений. Если мигрант прибыл из Таджикистана, то нас это не касается. А гражданин Кыргызстана – это наша забота, потому что он находится в едином рынке труда. Это проблема других форматов социальной защиты. Например, кто должен выплачивать медицинское страхование? Также надо убрать сложности с признанием квалификации работников, упростить процедуры признания дипломов. Вся эта юридическая незавершенность процессов, неразведение в разные стороны мигрантов, порождает целый комплекс мифов», –  отметил Бурнашев.

Мигранты бывают разные, уверен заместитель главного редактора журнала «Центр Азии» Евгений Пастухов.

«Один привозит с собой не только свои знания, навыки, умения, но и, к примеру, капиталы. А другой может иметь в своем багаже деструктивные идеи или, соглашаясь на меньшую зарплату, способен менять ситуацию на местном рынке труда. Трудовая миграция сегодня – это норма жизни. Казахстан – одна из самых мобильных в этом отношении стран, потому что у нас мигрирует большое количество людей внутри страны. Вопрос в том, что иногда, к сожалению, некоторые законодательные инициативы принимаются только для галочки. Вроде проблема решается, но на самом деле нет. Нужно исходить не только из того, о чем договорились чиновники, но также из потребностей людей», – отметил Пастухов.

 

Источник: «ИА Тотал Казахстан»

от wefund