Эксперты в Алматы обсудили проблемы миграции в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в условиях растущей напряженности внутри самого интеграционного объединения. Недавние проблемы Казахстана и Кыргызстана показали, что все уставные документы ЕАЭС, в том числе в сфере миграции, работают весьма условно, хотя при создании ЕАЭС одним из основных достижений называлось свободное передвижение товаров, услуг, капитала и, главное, -людей.
Страна мигрантов
Политолог Эдуард Полетаев отметил, что основным потребителем рабочей силы в ЕАЭС является Россия. По последним данным, за 2017 год в среднем в РФ работают до 13 млн трудовых мигрантов. Это около 13% от трудоспособного населения России – серьезная цифра. Ряд приграничных регионов используют свое географическое преимущество для сотрудничества в сфере труда и занятости. Территориальная близость, отлаженные механизмы и необходимая инфраструктура по организации проезда, проживания и работы позволяют расширить сферу регионального рынка труда с использованием трансграничных связей, считает он.
По словам эксперта, Казахстан среди стран ЕАЭС занимает уникальную позицию, одновременно являясь страной и принимающей, и экспортирующей рабочую силу. Во многом это зависит от регионов. Если из северных приграничных областей Казахстана трудовые мигранты едут в соседние области России, то Алматы, Астана и западные области Казахстана являются мигрантопринимающими. Такие же страны, как Кыргызстан и Армения, явно ориентированы в плане миграции своей рабочей силы на другие рынки. После снятия барьеров в ЕАЭС граждане Беларуси, Армении и Кыргызстана стали более конкурентоспособными при трудоустройстве в России и Казахстане, подчеркнул он.
Самозанятость растет
Старший научный сотрудник Евразийского научно-исследовательского института Лидия Пархомчик заметила, что согласно официальной статистке численность трудоспособного населения в Казахстане в 2017 году достигла 12,9 млн человек. Данный показатель стабильно рос с 1991 года. При этом численность рабочей силы в стране – порядка 8,9 млн человек. Однако по сравнению с 1991 годом количество официально зарегистрированных работающих на миллион меньше, чем в 2016 году. Получается, что за 26 лет независимости в стране не создалось достаточное количество рабочих мест, чтобы обеспечить ими все население страны. Как результат, значительная часть граждан попала в категорию самозанятых. При этом если делать разбивку по линии «село – город», то количество самозанятого населения выросло на селе на 1200%, а всего по стране количество самозанятых увеличилось на 676%. Таким образом, в Казахстане образовалось значительная прослойка граждан, которые не попадают в официальную систему и не имеют возможности отчислять налоги согласно нормам трудового законодательства.
Главный научный сотрудник КИСИ при президенте Казахстана Ирина Черных сказала, что если ознакомиться с Концепцией миграционной политики Казахстана на 2017-2021 годы, то и в ней речь идет о зонах, где проживают мигранты, о рисках и вызовах национальной безопасности, о нелегальной миграции. Однако необходимо больше говорить о трудовой миграции как о явлении предоставляющего возможности для экономического развития. По ее словам, что касается единого рынка труда ЕАЭС, то надо продвигать идею о том, что управление миграционными процессами – это индикатор. Он сигнализирует, насколько успешно происходит интеграция
Эксперт подчеркнула, что в 2016 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев анонсировал работу по созданию интегрированной системы миграционного контроля, основанной на внедрении современных технологий. С тех пор миграционная полиция переименована в миграционную службу. Но как управляли миграцией преимущественно силовыми методами (этим занимаются в большей степени полицейские), так это происходит и поныне.
Утечка мозгов
Анализируя единый рынок труда ЕАЭС, каждой стране необходимо учитывать все риски, которые перед ней стоят. И для Казахстана, и для Кыргызстана это определенный риск потери специалистов.
«Я была экспертом проекта Международной организации по миграции. Мы делали годичный проект по доступу мигрантов к системе здравоохранения в Казахстане, Кыргызстане и Туркменистане. Там был массовый социологический опрос. Я занималась описанием поведенческих моделей мигрантов-медиков и мигрантов-студентов, обучающихся в медицинских вузах. Достаточно печальная ситуация в Кыргызстане. Я проводила опрос в Кыргызской государственной медицинской академии. Большинство студентов-медиков ориентированы на выезд из страны в Турцию, Германию, Россию. Преимущественно это этнические кыргызы. Второй курс, 28 групп по 12-15 человек. Только одна группа обучается на кыргызском языке, все остальные группы – на русском. При этом больницы в городах Кыргызстана недостаточно укомплектованы персоналом. В городах укомплектованность не доходит до 80%. На селе еще ниже. В Казахстане ситуация более-менее благоприятная. Наши студенты-медики говорят о том, что если и ехать за рубеж, то только для повышения квалификации. Многие хотят вернуться, чтобы работать в крупных медицинских центрах, но никто не хочет ехать в село, потому что там тяжелые условия, низкая заработная плата. Укомплектованность казахстанских больниц – порядка 95% в городе, менее 90% – на селе. И если мы столкнемся с тем, что часть медиков ориентирована на выезд, то это будет серьезным риском для сферы здравоохранения, для качественного оказания медицинских услуг», – сказала Ирина Черных.
Временная миграция
Директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев заметил, что новая миграционная политика Казахстана поддерживает стратегию временной миграции для привлечения иностранцев в отдельные сектора экономики или конкретные проекты, долгосрочной миграции для привлечения квалифицированных иностранных работников на долгосрочные проекты, направленные на внедрение новых инноваций, повышение предприимчивости и развитие человеческого капитала, а также реализации общенациональной программы повышения квалификации.
Новые возможности
Директор Центра китайских исследований CHINA CENTER Адиль Каукенов считает, что конкретного, единого отношения к трудовой миграции в рамках всего ЕАЭС нет. Он заметил, что когда была высокая цена на нефть, в Казахстан приехало работать много украинцев и россиян.
«Готовы ли мы к тому, что предоставление определенных прав и возможностей трудовым мигрантам также открывает возможности нашим гражданам? Этой готовности в обществе нет. Тема недостаточно обсуждается. Миграция – это хорошо, если мы куда-то поедем. Миграция – это плохо, если едут к нам. Вот и весь дискурс», – сказал он.
По его словам, как только государство начинает что-то регулировать, то создаются возможности для коррупционных действий. Он привел случаи, когда на трассе, идущей, например, от границы с Кыргызстаном, сотрудники правопорядка останавливали маршрутки или автобусы, и неважно, что существует ЕАЭС, говорили пассажирам: «Поднимите руку, у кого казахстанские паспорта, а все остальные на выход». И, как правило, у выходивших обнаруживали нарушения. А трудовые мигранты знают, что лучше в таких случаях не ссориться. Вот такое отношение к правам и низкая правовая грамотность.
«Гонимые» на родине
PR-консультант Казахстанской коммуникативной ассоциации Владимир Павленко рассказал, что он сам мигрант, гражданин Российской Федерации, но не воспринимает себя в качестве мигранта.
«Меня иногда в аэропорту пограничники спрашивают, как мне живется в Казахстане. Отвечаю как есть: нормально. Или другая история: гостил в казачьей станице, было застолье, достают бутылку минеральной воды «Сарыагаш», да еще и казахстанский шоколад. Спрашиваю: «Откуда такие продукты здесь»? Отвечают, что тут живет казахстанский беженец, мол, угнетали его там, давили. А здесь он открыл на рынке лавку «Товары из Казахстана». Попросил устроить с ним встречу. Прихожу к нему, беседуем. И где-то к концу разговора он признался, что так проще было объяснить. Не получалось у него пробиться через местные бюрократические преграды. А как сказал, что гонимый, так дело и пошло», – заключил он.
Источник: «Kaktakto»