«Одна из немногих областей, которая затрагивает интересы всех членов общества», – так высказался о сфере образования Эдуард Полетаев, модератор экспертного клуба ОФ «Мир Евразии». Правда, в ходе заседания под названием «Просвещенные люди Евразии. Модернизация образования: традиции и тенденции развития, факторы качества и эффективности» выяснилось, что интересы затрагиваются очень болезненно.
«За сферой образования в Казахстане давно закрепился нег м ативный информационный фон. Люди даже не ждут позитива», – обрисовала ситуацию Мадина Нургалиева, руководитель представительства КИСИ в Алматы. В своем выступлении г-жа Нургалиева обратила внимание на расфокусировку в головах чиновников относительно того, что им нужно делать. При этом в стране сохраняется мощный образовательный разрыв между городской и сельской молодежью, плюс в разных регионах страны разное финансирование сферы образования.
Главными вызовами в области образования Мадина Нургалиева называет большую бюрократию (в смысле множества препон на пути нормального учебного процесса) и материальный фактор. Социально-экономическая ситуация такова, что обширным категориям населения теперь дорого учиться не только в вузе, но и в школе. Латинизацию она рассматривает в качестве «полувызова». Из позитива – учебник по литературе для 7-го класса. «В него можно влюбиться», – заметила г-жа Нургалиева.
Как тень Отца Гамлета, в дискуссии участвовал учебник Зинаиды Сабитовой по русскому языку для 7-го класса школ с русским языком обучения. За него досталось и 14-му министру образования Ерлану Сагадиеву. Мол, если министр не может понять, что носителям русского языка его нельзя преподавать как иностранный, то что он вообще понимает на ниве порученной работы?
За учебник заступился Рустам Бурнашев, профессор Казахстанско-немецкого университета: «Модель «русский язык для иностранцев» не должна пугать. Здесь ставка на функциональную грамотность. К сожалению, учебник не прошел апробацию». Он указал на то, что средняя школа не должна учить миру родителей школьников, она должна готовить к тем условиям, в которых будут жить сегодняшние учащиеся.
«Советская школа не была идеальной, но она была эффективной», – подчеркнул Сергей Козлов, заместитель главного редактора газеты «МК в Казахстане». Когда государство знает, какие ему нужны специалисты – оно знает, какая нужна система образования.
«Управление системы образования усложнилось», – констатировал Аскар Нурша, историк. Поэтому с одной стороны МОН ввел электронный документооборот, а с другой акимат требует от школ бумажки. «Педагог должен быть освобожден от несвойственных ему функций», – настаивает г-н Нурша. Сам учитель должен классифицироваться не как бюджетник, а с более высоким социальным статусом. Данную проблему может решить введение гражданской службы.
В ходе экспертного обсуждения тема периодически кочевала между школой и системой высшего образования. «Национальные вузы – государство в государстве», – заметил Аскар Нурша. «Некоторые ректоры богаче министра», – дополнил картину Джанибек Сулеев, веб-издатель.
Участники дискуссии сообщили, что «Всемирный банк диктует, как развивать образование в Казахстане». С другой стороны, ЮНЕСКО месяц назад раскритиковало уровень образования в стране и заявило о «серьезном откате». В общем, была озвучена идея моратория на реформы в сфере образования. «Темп реформ настолько высок, что общество его не выдерживает». Тем временем в стране нет «линейки», которой можно было бы измерять качество образования во всей его целостности.
Даурен Абен, старший исследователь Eurasian Research Institute, обратил внимание на местную привычку где-то копировать форму без содержания, где-то и форму, и содержание, но без учета того, как это совмещается с местной почвой. «Для развития высшего образования вузам нужно предоставить больше автономии», – один из его тезисов.
«В КазНУ смогли ввести курсы и преподавателей по выбору студентов», – поделилась достижениями университета Лайла Ахметова, историк, профессор КазНУ. Сама она не очень верила в возможность реализовать такую идею на практике.
«Мы приближаемся к международному образовательному пространству, интегрируемся в него», – считает Галия Мовкебаева, профессор КазНУ. Она «за» студентоориентированное обучение, автономию вузов и большее количество академической свободы.
Примечательно, что пока Казахстан погряз в Болонском процессе, в Беларуси нет ЕГЭ или ЕНТ – система образования осталась наиболее советской, в России какой-то странный образовательный конгломерат, из-за этого говорить о совместимости сфер образования на пространстве ЕАЭС очень трудно. Фактически они все дальше расходятся друг от друга. Сергей Павленко, PR-консультант, отметил, что Ольга Васильева, министр образования РФ, озабочена отсутствием единого образовательного пространства в России. После этого формат единого евразийского образовательного пространства становится еще проблематичнее. С другой стороны, если счет обучающихся в российских вузах студентов из Казахстана идет на десятки тысяч, то по факту что-то общее имеется.
«Общий рынок образования у нас был еще до Евразийского союза», – указал Сергей Домнин, главный редактор журнала «Эксперт Казахстан». Потом он привел некоторые цифры по теме заседания. В России рынок образовательных услуг оценивается в $30 млрд, в Казахстане – $350 млн. Несмотря на явную несоразмерность, уровень образования специалистов в нефтегазовой сфере в Казахстане достаточно конкурентоспособный.
«Если человек хочет учиться на юриста за свой счет – пусть учится», – акцентировал г-н Домнин. Это стало его мнением на развернувшуюся полемику, должно ли государство решать сколько человек и по каким специальностям нужно обучать в стране? «Кризис в образовании – это результат кризиса в экономике», – другой тезис эксперта.
В начале ноября в Челябинске пройдет XIV Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана, посвященный развитию человеческого капитала. Пища для обсуждений просто огромная.
Источник: ZONAkz