Под преимущества интеграции необходимо закладывать идеологическую базу.
В конце прошлой недели в Алматы состоялось заседание экспертного клуба на тему «Интеграция 2.0: проект ЕАЭС вышел на стадию подписания». Среди нескольких поднятых казахстанскими экономистами и политологами тем особый интерес вызвали вопросы общественного измерения интеграции и ее информационного сопровождения. Опыт Европейского Союза показывает, что с широкой общественной поддержкой планы и перспективы евразийской интеграции будут выглядеть еще более четко.
«Стоит признать, что социальная полезность СМИ зависит от их характера и ориентации, отметил политолог Эдуард Полетаев. – Другими словами, вопрос в том, какого качества распространяется информация о новом интеграционном объединении? Способствует ли информация повышению осведомленности общества или, наоборот, препятствует ей?»
Эксперт отметил, что в последнее время в СМИ на тему интеграции выходит много материалов, но, несмотря на большое количество публикаций, простое межличностное общение с людьми, далекими от политики показывает, что они еще слабо владеют терминологией. «Интересен момент: мы собираемся подписывать договор о создании ЕАЭС, но наиболее часто звучащим термином выступает «Таможенный союз», – заметила главный научный сотрудник КИСИ при Президенте РК Леся Каратаева. «Считаю, что ЕАЭС народ во многом не знает, потому что путает с Таможенным союзом», – сказал генеральный директор консалтинговой компании «Алмагест» Айдархан Кусаинов. При этом не все казахстанцы в курсе, что страна вообще собирается подписывать договор. Так, политический обозреватель Владислав Юрицын поделился наблюдением свой коллеги-журналиста, написавшей в сети Facebook: «села в такси, водитель – мужчина в возрасте. Заговорили о ЕАЭС. Тот удивился до глубины души: «Какой еще такой союз? Откуда ты знаешь?»
«Именно повышение осведомленности общества, особенно если это касается достаточно значимого события, является важнейшим критерием при оценке распространения любой информации», – сказал Эдуард Полетаев. Поэтому в информационном освещении интеграционных процессов использовать классические СМИ недостаточно, стоит делать акценты и на другие инструменты, например, на работу в социальных сетях.
«В создающемся союзе мы должны учитывать принцип схожести менталитетов и цивилизационного пространства, – заявила профессор кафедры международных отношений и мировой экономики факультета международных отношений КазНУ им. аль-Фараби Галия Мовкебаева. – Более того, этот принцип должен все более углубляться. Мы можем долго говорить, нужна ли общая идеология ЕАЭС или не нужна, нужна ли общая идея или нет. В ЕС это общие ценности: демократические, рыночные, христианские. Что же будет здесь у нас? У людей, которые долгое время жили на общем пространстве, имеют смежные границы, у которых во многом схож менталитет».
Галия Мовкебаева предложила предпринимать практические шаги. «В рамках университетского образования, в рамках сотрудничества между ВУЗами мы моги бы внедрять модели ЕАЭС. Есть же модель ООН, когда студенты приезжают в другие страны и обмениваются своими взглядами, видением и перспективами развития этой организации. Подобную модель, форму обсуждения мы могли бы сделать и у нас», – сказала она.
Азамат Ибраев
Источник: Nomad