Неравнодушная история

05.05.2015

9 мая – святой праздник для большинства казахстанцев. Однако в последние годы память о Великой Отечественной войне подвергается серьезным испытаниям. Кто и как должен противостоять пересмотру истории, на днях обсуждали участники заседания экспертного клуба «Мир Евразии».

Как отметил политолог Эдуард Полетаев «постсоветские государства разделились по отношению к интерпретации истории». В странах Прибалтики, Украине, Грузии значительно пересмотрели отношение к нашему общему прошлому. Открыто демонстрируемая позиция этих республик весьма болезненна как для ветеранов, прошедших через страшное горнило войны, так и для всех тех, кто считает победу над фашизмом одной из основных ценностей наших народов. Казахстан на официальном уровне, наряду с Россией и Беларусью, позиционирует себя в качестве наследника Великой Победы. Но у некоторых наследников, пишущих опусы в социальных сетях, как отмечали эксперты, не все благополучно в данном вопросе. При этом на войну только из Казахстана были призваны более миллиона граждан, свыше 600 тысяч погибли, в том числе, более 95 тысяч казахов. Подобные заявления, по словам политолога и публициста Айгуль Омаровой, больно ранят тех, чьи семьи, как и ее собственная, прошли все ужасы войны.

Есть объективные причины: война все дальше отодвигается во времени, и некоторые представители последующих поколений заявляют, что это была не наша война, — отмечает общественный деятель Казбек Бейсебаев. — Но лично я со своей стороны сделал многое для того, чтобы эта война воспринималась все-таки нашей. С помощью единомышленников удалось создать книгу «Мы помним, мы гордимся». В ней собраны воспоминания ветеранов, внуков и детей участников ВОВ. Но главная фишка книги в том, что в ней содержится более тысячи безымянных фотографий солдат Красной Армии, призванных из нашего региона. Кроме того, в книге есть воспоминания ветеранов из других стран об однополчанах-казахах, об их героизме.

К слову, эта книга выпущена исключительно за счет энтузиастов. Необходимые для выпуска 2000 экземпляров 3,2 млн тенге собрали по крупицам. Между тем, как отмечали участники заседания, Казахстану и другим государствам постсоветского пространства необходимо сохранить память о войне и подвиге народа. Прежде всего, потому, что это наше общее прошлое – и трагическое, и героическое одновременно, фундамент добрососедских отношений. Участники экспертного клуба акцентировали внимание на том, что различного рода фальсификации истории ВОВ нацелены именно на разрушение этого единства.

— Еще одна цель таких фальсификаций – подрыв национальной идентичности, – считает доктор политических наук, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Юрий Булуктаев. – Эта проблема не относится к сугубо научным изысканиям, она, в некоторой степени, идеологическая. В зависимости от трактовки многих событий войны у молодого поколения по-разному выстраивается понимание нынешней ситуации. История ВОВ остается одним из маркеров национальной памяти. Поэтому необходимо решительно противодействовать фальсификации истории, опровергать недостоверные публикации о войне.

О проблеме идеологии говорил и главный редактор информационно-аналитического центра Caspian Bridge, политолог Замир Каражанов. «Идеологический вакуум всегда чем-то заполняется», – подчеркнул он, напомнив, что среди последователей различных радикальных движений много представителей молодежи. Более того, юные и горячие, но наивные головы – это основная мишень для идеологических выстрелов со стороны всех незаконных формирований.

— Иногда просто удивляешься, что молодые люди не знают вещей, которые мне, например, кажутся очевидными. Наше поколение прекрасно знало, что такое война, какой ценой далась Победа. Общество категорически отказывалось пересматривать героическое прошлое. Это было кощунством. На уровне общественного сознания был механизм, который защищал и оберегал духовные ценности. Но сегодня на постсоветском пространстве молодое поколение готово иначе смотреть на историю и мирится с тем, что пересматривается героическое прошлое. Единственное объяснение, которое сейчас напрашивается, сводится к демографическим процессам, происходящим на постсоветском пространстве: ветеранов становится все меньше, да и возраст их превышает 90 лет, – сказал Каражанов.

По его мнению, ответственность за сохранение исторической памяти лежит на государстве, которое должно нести в массы ценности, которые нам преподнесла история ВОВ.

— Действительно, роль государства важна, – заметил в ответ Эдуард Полетаев, – но не стоит уповать только на государство. Должна быть гармония с обществом, поскольку государство не всегда может предложить идеологию в нужном формате, что, кстати, и показала история СССР. Многие лозунги, даже гениальные, настолько надоели, что люди не воспринимали их, относились к ним просто как к окружающему ландшафту.

Между тем политический обозреватель интернет-газеты Zonakz.net Владислав Юрицынсчитает, что отношение к войне изменилось, потому что изменилось само государство. Так, в советское время каждый ребенок знал, что он получает бесплатные путевки в лагерь благодаря героям, которые победили фашистов. С современными реалиями подобная идеология не действенна, отметил эксперт. Между тем политолог Антон Морозов убежден, что и сегодня идеологию можно донести до масс эффективно:

— Вот смотрите, у нас этот год идеологически переполнен: 550 лет Казахского ханства, 70 лет Победы, 20 лет Конституции и 20-летие Ассамблеи народа Казахстана. Мне кажется, когда эти идеи выдвигались, предполагалось, что будет одна линейка событий, которая все их свяжет. То есть если бы батыры Казахского ханства не проявили свою доблесть, мужество и отвагу, которые прочно вошли в генетическую память и сыграли свою роль в годы ВОВ, то не отмечали бы мы сейчас 70 лет Победы. Логика понятная: мы объединились и победили. И это прекрасно согласуется с нашими лозунгами о межнациональном мире и согласии.

Участники заседания пришли к выводу, что сохранить память о Великой Отечественной войне можно только общими усилиями государства, гражданского общества, деятелей науки и культуры. Да и рядовые граждане могут сделать большое дело, если просто расскажут своим детям о Великой Отечественной войне, о том, что такое фашизм и какой ценой досталась Победа над этим злом. И, наверное, даже больше чем государство могут сделать энтузиасты, для которых тема войны – не просто галочка в отчете.

— В «Фейсбуке» благодаря Казбеку Бейсебаеву люди, в том числе, молодые, открывают для себя то, что сделали их отцы, деды и другие родственники. Я тоже хочу сказать спасибо, потому что благодаря Казбеку я прочитала наградной лист своего отца, – поделилась публицист Айгуль Омарова. – Отец никогда о войне не говорил, его ордена и медали потеряли мои старшие брат и сестра – такое у многих фронтовиков было. И представляете, я читаю, что мой отец в одном из тяжелых боев встает первым и ведет бойцов за собой! И за это его наградили. Папа об этом никогда не рассказывал, молчал и о том, что у него было несколько ранений. Я думаю, что благодаря Казбеку и таким неравнодушным людям история ВОВ живет и будет жить.

Аманжол Ахметов

Источник: Caspian bridge — информационно-аналитический центр.