Алматы. 4 октября. Центр информации. Восприятие образов Казахстана и России в контексте межкультурного взаимодействия», — такая тема обсуждалась на заседании экспертного клуба «Мир Евразии», прошедшего в Алматы.
Культурологи, политологи, социологи, журналисты и другие деятели сошлись во мнении, что у жителей обеих стран, не смотря на общее историческое прошлое, границы, схожесть по этническому составу населения и устоявшиеся культурные контакты, представление друг о друге еще недостаточно ясное.
То, как Казахстан и Россия воспринимаются людьми из обеих стран, позволяет взглянуть на них со стороны, под новым, порой неожиданным углом зрения. «Знание особенностей того, что думают соседи, важно для практических целей: без такого знания затруднено полноценное общение и сотрудничество в условиях увеличения информационных потоков ХХI века. Сегодняшний день ставит проблемы глобального уровня, которые оказывают серьезное воздействие на взаимное восприятие соседних стран, связанных общей историей, границами, этническим составом населения, культурными контактами. Казахстан и Россия могут дать в этом отношении уникальный материал для анализа их взаимодействия с помощью межкультурного диалога», — считает политолог Эдуард Полетаев.
В обеих странах в последние годы уделяют много внимания проблемам развития культуры. Активно расширяется двустороннее взаимодействие в образовательной сфере. Проходят многочисленные акции, показы казахстанских фильмов, творческие вечера, пресс-туры, круглые столы и конференции, обменные гастроли артистов, конкурсы, выставки, интернет-конференции и видеомосты, торжественные мероприятия. Таким образом, сохраняется позитивный тренд плодотворного двустороннего сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере.
«Плодотворное сотрудничество в культурной и гуманитарной сфере между Казахстаном и Россией действительно постоянное, идет по нарастающей. Но это не означает, что мы идеально дружно идем в ногу. В казахстанском ракурсе часто положительный образ страны отождествляется с образом ее президента. Но в последние годы и другие яркие личности Казахстана, спортсмены, певцы, позволили заговорить о нашей стране. И прорывов все больше», — отмечает директор Центра ЮНЕСКО КазНУ им. Аль-Фараби Лайла Ахметова.
Вместе с тем, сходятся во мнении эксперты, в представлении россиян о Казахстане преобладают географические и культурно-исторические образы нейтрального характера. Образ же России у казахстанцев более разнообразный. Это связано с тем, что Россия представлена в информационном поле Казахстана более масштабно. Казахстанцы знают о России больше, чем россияне знают о Казахстане, констатируют эксперты.
В этой связи, Казахстан должен побороть статус культурной провинции мира. Необходимо развивать казахстанскую культуру так, чтобы она достойно формировала образ страны. А для этих целей необходимы значительные финансовые вливания. При этом должен быть строгий контроль, куда уходят выделенные деньги, считают эксперты.
«У Казахстана, сколько ни пытались создавать его положительные образы, не всегда это получалось. Допустим, один из таких образов связан со стратегией развития страны «Казахстан-2030» и ее сакральный символ – снежный барс. Он, по сути, стал символом страны. В главе «Миссия Казахстана» Послания Президента есть такие строки: «К 2030 году, я уверен, Казахстан станет центральноазиатским барсом и будет служить примером для других развивающихся стран». Однако, несколько лет назад было объявлено, что стратегия выполнена досрочно. Затем заговорили про «Ұлы Дала» – «Великую Степь», объявив его сакральным понятием, имеющим глубокое содержание и объединяющим весь тюркский мир. Но просчитан ли от этих образов страны эффект? Или он нужен для внутреннего потребления? – задался вопросом политолог Замир Каражанов.
По его словам, необходимо сделать так, чтобы образ формировали, прежде всего, сами казахстанцы. В стране есть талантливые люди и их много. Благодаря их работе в мире знают о Казахстане.
«Эти люди добровольно приносят гораздо больше пользы для создания образа, популяризации страны за рубежом, чем скучные официальные идеи. Государство не должно формировать образы, а создавать условия для того, чтобы талантливые люди проявились и развивались. Почему-то в последнее время наши таланты чаще становятся известными сначала за рубежом, и только потом на Родине. Мы не знаем, чего достиг бы Казахстан, если бы здесь культура бурлила и кипела», — отмечает Каражанов.
Действительно, на данный момент наблюдается тенденция, когда казахстанскую культуру двигает не столько государство, а энтузиасты. Например, певцы, о которых знают не только в Казахстане: Димаш Кудайберген, Максим Ержан, Данэлия Тулешова.
«Можно упомянуть разные имена. Скажем, современного казахстанского писателя и литературного переводчика Илью Одегова. Или семейную пару Костевичей, переехавшую из Алматы в Калининград. Литература у нас есть. А мы о многих авторах не знаем. Продолжу об именах и культурных связях. Первая скрипка страны, народная артистка Казахстана АйманМусаходжаева была награждена российским Орденом Дружбы. Спиваков говорил в свое время, что если бы она не вернулась из Москвы в Казахстан, то была бы еще более известна. Наши журналисты уезжают в Россию, но не растворяются в общей массе. Пьесы молодого драматурга Олжаса Жанайдарова ставят в театрах Москвы и Новосибирска. Гульназ Балпеисова ставит спектакли на сцене Театра им. Е.Б.Вахтангова», — рассказала публицист Айгуль Омарова.
В свою очередь писатель и журналист Дмитрий Шишкин перечислил достижения представителей казахстанских кино и театра: «Фильм «Өзен» Эмира Байгазина завоевал Венецианского льва, фильм «Тренинг личностного роста» Фархата Шарипова получил Гран-при Московского международного кинофестиваля «Золотой Георгий». В свою очередь, картины, замеченные на международных кинофестивалях, более благосклонно воспринимаются зрителями. Государственный академический русский театр драмы им. М. Лермонтова из Алматы был в сентябре на гастролях в Новосибирске, выступая на сцене известного театра «Красный факел». При этом наши артисты не едут в Москву, где театров полно, они отправляются туда, где могут быть конкурентоспособны».
«У нас еще многое зависит от госзаказа, когда, допустим, создается большой культурный проект, но не получает массовой популярности. А такие фильмы, которые рассчитаны были на массового зрителя, становятся популярны не только в Казахстане. Приведу в пример фильм казахстанский «Рэкетир». Он получил популярность в России, особенно в таких республиках, как Бурятия и Якутия, потому что люди узнавали в этом фильме себя и свою жизнь. Возлагали большие надежды на телесериала и одноименную киноэпопею «Казахское ханство». Но, несмотря на то, что первый фильм стал одним из лидеров казахстанского проката, зритель в целом проект принял прохладно», — подытоживает директор Центра китайских исследований CHINA CENTER Адиль Каукенов.
Обсуждая назревшие вопросы, эксперты клуба «Мир Евразии» резюмировали следующее: развитие культуры – это, в первую очередь, внутренний вопрос для каждой страны. И в этом вопросе ориентироваться на внешнего потребителя необязательно. Самая главная задача – делать хорошие культурные проекты в первую очередь для себя, а не для кого-то, чтобы похвастаться. Когда будет нормальный подход к культуре, тогда будет появляться больше выпестованных талантов.
Виктор САНЬКОВИЧ
Источник: ic24.kz