Казахстан не может пожаловаться на нехватку стратегий и программ, касающихся охраны природы и заботы об окружающей среде. А в последние годы все чаще проводятся акции по высадке деревьев, уборке мусора в парках, популяризации велотранспорта.

Но во многих регионах, как в городах, так и в сельской местности экологическая обстановка становится хуже. С чем же связан этот парадокс?

Ответы на этот вопрос пытались найти участники заседания экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Зеленая» экономика, как модель устойчивого развития стран Евразии», которое состоялось в Алматы.

«Понятие «зеленой» экономики возникло, когда люди поняли, что ресурсы планеты ограничены и пора отказаться от безудержного потребления. Идея ресурсосбережения охватила светлые умы планеты. Но население постсоветских стран, которое еще помнит эпоху дефицита, пока воспринимает в штыки принципы сознательного самоограничения. В тренде безумное потребление, его демонстрация на публику, связанное с тем, что люди все еще не наелись. И поэтому я пока еще пессимист в отношении развития «зеленой» экономики на пространстве Евразии. Культурно, ментально мы еще к этому не готовы. То, что не экологично и не органично, но дается дешево, мы готовы брать, потому что низкий уровень доходов у населения», — прокомментировала президент ОФ «Центр социально-политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова.

По мнению эксперта — консультанта Алматинской юридической корпорации Сергея Козлова, экологическое сознание, это, прежде всего, новая культура почти во всех сферах общественных отношений, а не только в экономике. В бывших же советских республиках не только экономики сырьевые, но и сознание все еще остается сырьевым.

Директор Центра китайских исследований China Center Адиль Каукенов обратил внимание на то, что забота об окружающей среде – это идеология, прежде всего богатых и развитых стран. И пока не достигнут необходимый уровень материального благосостояния, «зеленые» идеи будут не всегда «на ура» восприниматься.

«В мировой философии, литературе, кинематографе существуют образы одухотворенного бедняка и бездушного богача, — подчеркнул эксперт. — На самом деле ужас бедности в том, что она унижает человека, доводит его до состояния равнодушия. Бедность и экологичность несовместимы. В бедных странах даже такие символы, как река Нил в Египте или Ганг в Индии загрязнены пластиком, пакетами, стеклом. У «зеленого» движения в условиях бедности нет перспективы в обозримом будущем. Исключения, конечно, бывают. В странах ЕАЭС экологическое сознание должно быть увязано с развитием экономики. С ростом среднего класса обязательно популяризуется идея рационального потребления ресурсов».

Журналист, PR-менеджер крупного казахстанского ритейлера Magnum Cash&Carry Дмитрий Шишкин рассказал к чему привел добровольный отказ сети от бесплатной раздачи пакетов.

«Эффект оказался хорошим, — подчеркнул он. — С 1 декабря 2019 года пакеты на кассах Magnum стали платными в 54 магазинах Алматы и Нур-Султана, то есть в основной части всех филиалов по стране. За месяц на 60% произошло сокращение потребления пластика. Люди продолжают брать пакеты, но теперь не берут их охапками. Оплачивая 5 тенге за пакет, человек уже думает о том, чтобы не брать лишнего. Несколько миллионов пакетов только в одной торговой сети были выведены из оборота за месяц. Однако, на биоразлагаемые пакеты, многоразовые сумки перешли менее 10%. Мы предлагали законодательно запретить бесплатную раздачу пакетов. Переход к массовому экологическому сознанию у нас возможен разве что под давлением, надо создавать соответствующие условия через законопроекты».

«Когда в стране четко понимают, что засилье полиэтиленовых пакетов — это плохо, и предпринимаются действия по их ограничению, то это правильно, это стратегия малых дел», — считает профессор Казахстанско-Немецкого университета Рустам Бурнашев.

В настоящее время многие государства вынуждены внедрять «зеленую» экономику, воздействуя для этого на производителей и потребителей соответствующими методами.

«Я призываю государство при разработке любых законопроектов учитывать экологическую составляющую, — заявил директор Института мировой экономики и международных отношений Акимжан Арупов. — И общество, и каждый конкретный человек только выиграют от этого. Наверное, мы придем к такой ситуации, когда будем потреблять продукцию «зеленой» экономики не только потому, что это полезно, но и потому что она обойдется дешевле».

Сергей МИХАЙЛИЧЕНКО

Источник: Информационно-аналитический портал Optimizm.kz

от wefund