Отказ от советского в пользу евразийского?!

06.03.2018

Постсоветским государствам необходимо выстраивать диалог культур, считают казахстанские и российские эксперты. Культура на постсоветском пространстве за последние почти три десятилетия претерпела значительные изменения, и это диктует необходимость по-новому выстраивать культурное взаимодействие со странами-партнерами. О диалоге культур и культуре диалога говорили в рамках заседания экспертного клуба «Мир Евразии».

«Процесс построения национальных идентичностей существенным образом сказался на векторах культурного развития наших обществ. Это естественный процесс, так как важнейшей составляющей общенациональной идентичности является идентичность культурная. В результате мы все меньше говорим о транснациональном культурном взаимодействии в контексте взаимопроникновения культур, и все чаще – о диалоге культур», – отметила главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Леся Каратаева.

И другие эксперты также говорили о том, что страны постсоветского пространства, имеющие общие культурные коды, за последние четверть века активно развивали национальную культуру. В итоге у старшего поколения есть общая культурная база, и это культура советская, а вот молодежь евразийского пространства в культурном отношении оторвана друг от друга. Только Россия распространяет массовую культуру на сопредельные государства, при этом россияне мало либо практически ничего не знают о национальных культурах своих соседей.

«Если мы смотрим в будущее и рассчитываем интегрироваться под эгидой СНГ, то культура имеет другую идеологию. Речь идет и о поколенческих разрывах. Если же мы смотрим в прошлое, на культуру как на общее советское прошлое, которое мы сейчас утрачиваем, то это уже остаточное явление», – высказался по этому поводу независимый эксперт Аскар Нурша.

Он отметил, что даже новые версии старых советских фильмов, на которых выросло старшее поколение, переснимаются для молодежи, но уже несут другие смыслы и культурные коды.

«Нужно приходить к понятию «евразийская культура», но для этого нужно отходить от понятий «постсоветское пространство» и «советская культура». Мы же все продолжаем говорить о советском. Может, отчасти именно поэтому мы до сих пор возвращаемся к нему», – добавила доцент кафедры международного права юридического факультета Астраханского государственного университета Ксения Тюренкова.

Однако между понятиями «советская культура» и «евразийская культура» существует принципиальная разница. Евразийской эксперты предлагают считать национальную культуру во всем ее многообразии. Речь идет, прежде всего, о тех явлениях культуры, которые могут нести интеграционные смыслы, продвигать страну в ближнем зарубежье.

Особая роль культуры
В течение этого года страны СНГ получат возможность рассказать друг другу о достижениях в культурной сфере. 2018 год, как напомнил политолог Эдуард Полетаев, в СНГ объявлен Годом культуры. Запланировано порядка 90 мероприятий и проектов. В их числе – международная выставка Art EXPO в Армении, Всемирные игры кочевников в Кыргызстане, 90-летний юбилей писателя Чингиза Айтматова, молодежные дельфийские игры, международный форум культурологов в Азербайджане.

«Культурные связи – это то, что цементирует эту межгосударственную организацию. В этом направлении работают такие структуры, как межпарламентская ассамблея СНГ, советы по культурному и гуманитарному сотрудничеству, межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества. В том числе благодаря данным структурам в странах Евразии ряд культурных мероприятий проводится на постоянной, регулярной основе, а это способствует развитию длительных партнерских отношений», – подчеркнул политолог.

Особая роль у культурного развития Казахстана и России, добавил Полетаев. Обмен между культурами двух стран происходит на различных уровнях – как в политике, образовании, искусстве, так и в межличностном общении людей. Он напомнил о том, что к финансированию известного фильма «Двадцать восемь панфиловцев», который был снят по инициативе гражданских активистов двух стран, присоединились министерства культуры России и Казахстана.

Что же касается культурного обмена с другими государствами СНГ, то одним из успешных проектов стала программа «Культурные столицы Содружества», которая реализуется с 2011 года. В этом году культурной столицей СНГ стал армянский город Горис, в следующем ею будет белорусский Брест, а в 2020 году – казахстанский Шымкент. Кроме того, 2019-й в СНГ будет объявлен Годом книги, а 2020 год будет посвящен 75-летию победы в Великой Отечественной войне.

«Программа «Культурные столицы Содружества» предполагает концентрацию творческих коллективов всей страны в культурной столице и большое количество гостевых и совместных проектов с представителями других стран СНГ, – отметил представитель Казахстанской коммуникативной ассоциации, PR-консультант Владимир Павленко. – Кроме того, в городах, ставшими в разные годы культурными столицами, эта программа стала одним из инструментов развития и продвижения территории».

Инструмент влияния
Казахстану, как отмечали участники дискуссии, необходимо уделять большее внимание развитию культуры и продвижении культурных деятелей в ближнем зарубежье. В пример приводили Димаша Кудайбергенова, который стал любимцем всего Китая.

«Его пример говорит о том, что культура является механизмом влияния, в нее нужно вкладывать деньги, поддерживать разные ее направления, – заметил президент Фонда содействия профессиональным СМИ, кинопродюсер Сакен Бельгибаев. – В Китае прекрасно понимают, что культура – это механизм, который сначала позволит найти взаимосвязи с другими людьми, потом сделать их потребителями своей культуры и лишь затем покупателями продукции. По этой причине сейчас мы стали свидетелями реализации программы возрождения культурного Великого шелкового пути».

При этом поп-культура Китая сегодня развивается по южнокорейским лекалам. Бельгибаев рассказал, что Южная Корея, продвигая К-pop (от англ. Koreanpop), благодаря мировому интересу к стране и ее продукции, смогла увеличить свой ВВП на 12-16% в прошлые годы. Это говорит о том, что не только страны, относящиеся к мировым лидерам, способны оказывать культурное влияние на другие государства, и, тем самым, повышать свою конкурентоспособность, шанс есть у всех стран.

Владимир Павленко напомнил о том, что в Казахстане существует проект «Современная казахстанская культура в глобальном мире», который является одним из шести комплексных проектов программы по модернизации общественного сознания:

«Проект призван продемонстрировать культурное достояние Казахстана и интегрировать лучшие казахстанские произведения в мировой культурный фонд. Таким образом, проект работает на международном уровне и является инструментом продвижения имиджа страны и увеличения капитала страновой репутации. Внутри страны в 2018 году запускаются сразу два проекта: «Театральная лаборатория» и «Литературный пояс», которые, по замыслу организаторов, объединят представителей театральных коллективов и одаренных авторов из всех регионов страны, будут способствовать росту их творческого потенциала и придадут мощный импульс развитию современного казахстанского театра и литературы».

Также, по мнению участников дискуссии, важно воспитывать в себе культуру диалога. Необходимо соблюдать грань между национальной гордостью и национальным чванством, отметил директор Института международного и регионального сотрудничества при Казахстанско-Немецком университете Болат Султанов. «Любой человек имеет право гордиться своим языком и культурой, это нормальное явление. Но когда он начинает говорить, что его язык и культура лучше других – это именно чванство».

«Нужна готовность понимать другую культуру, принимать ее, но при этом сохранять идентичность,– добавил главный редактор телеканала «Астрахань 24»,политический обозреватель Александр Васильев. – Зона контакта разных культур – это всегда зона обмена. Если доброжелательно относиться к этим процессам в зоне контактов, то возникают большие перспективы в интеграции. Если удается продуктивно работать, то все выиграют. Если же скатываемся к ксенофобии, начинаем отмежевываться, то проиграет, прежде всего, экономика».

 
Аманжол СМАГУЛОВ

Источник: Информационный портал «Матрица.kz»