Движение людей в города – это ситуация XX века или вообще?
«Города как люди: есть большие, перспективные, есть опустившиеся», – заметил Эдуард Полетаев, модератор экспертного клуба ОФ «Мир Евразии» в ходе заседания на тему «Будущее городов Евразии: интеграция и дипломатия, технологии урбанизма, устойчивое развитие и новые вызовы». «Города – пространство свободы», – подчеркнул политолог Рустам Бурнашев.
«Урбанизация сама по себе это не панацея – это переток людей в поисках лучшей жизни», – данный тезис, высказанный экономистом Айдарханом Кусаиновым, в той или иной форме повторили практически все участники экспертного обсуждения.
«Город – ускоритель неравенства. Поэтому нужны решения, которые направлены на снижение данного явления», – подчеркнул экономический обозреватель Сергей Домнин.
По последним оценкам городского населения в Республике Казахстан 59%, в соседней России – 74%, в коллеге по ЕАЭС Беларуси – 78%. Особенностью Казахстана остается то, что крупные города размещены далеко друг от друга и в основном вдоль границ.
«Большие города съедают средние и малые», – отметила историк Леся Каратаева. Что характерно, даже агломерация Караганды выступает донором для Нур-Султана. Для горожан тем временем возрастают темп работы и рабочие нагрузки, из-за чего не у всех есть силы культурно развиваться.
Аспект высоких нагрузок потом дополнила политолог Мадина Нургалиева. Согласно результатам исследования 2018 года, в урбанизированных городах проживает основная часть среднего класса. Он находится в условиях рабочих перегрузок, высокого темпа жизни, большой эмоциональной, физической, психологической и экологической нагрузки.
Еще было российское исследование по 1114 городам РФ. Специалисты выделили 36 критериев по 10 индикаторов в каждом. В идеале город мог получить 360 баллов. В итоге только 262 города (то есть меньше четверти) набрали более 163 баллов и были определены как благоприятные для жизни.
Айдархан Кусаинов указал на то, что в Казахстане урбанизация идет как в странах третьего мира. Причину такого положения вещей он видит в том, что «левый берег Астаны» и «золотой квадрат Алматы» – это узкий сегмент людей, которые принимают главные решения. Сам он утверждает, что могут быть только два подхода: либо трансформация города под человека, чтобы ему было удобно, либо не под человека. Жилые комплексы без школ и паркингов он относит к тому, что «у нас приоритет не человек».
«Массовая урбанизация может привести к социальной нестабильности», – считает историк Галия Мовкебаева. В Алматы уже вернулись перебои с электричеством, «неизменна только смена бордюров». Из недавней поездки в Китай она вынесла «огромное количество общественных туалетов, которые находятся повсеместно». Политолог Ирина Черных в данной связи заметила, что в Бишкеке реализован проект общественных туалетов «Нет мочи терпеть». До его начала в столице Кыргызстана было только 7 управляемых городских туалетов.
Из положительных сдвигов по Алматы г-жа Черных указала на «рост количества людей, которые хотят управлять городским пространством и заниматься его развитием». При этом про сам мегаполис участники экспертного клуба несколько раз отмечали, что в нем деление происходит не на центр и окраины, а на центр, окраины и дальние окраины. В дальних окраинах наблюдается ложная, деструктивная урбанизация с дефицитом школ, детских садов, больниц и переизбытком криминала.
«Какие бы акимы ни приходили, наши города будут меняться стихийно», – уверен журналист Сергей Козлов. Он поспорил с экономистом Акимжаном Аруповым насчет того, что для горожанина важны прежде всего система снабжения, транспорт, медицина, работа и возможность получить образование: «Город – это еще театры, библиотеки, клубы. Очень важны определенные центры, которые формируют городскую культуру и городское сознание, самобытность».
«Технологии сильно меняют нашу жизнь и они продолжают развиваться воздействуя на урбанистику, – подчеркнул политолог Замир Каражанов. – Человек из бедной страны, подключенный к Интернету, может заработать гораздо больше, чем его сосед без доступа в Сеть. А впереди искусственный интеллект, который все поменяет еще больше».
Востоковед Адиль Каукенов в своем выступлении сосредоточился на уверенности казахстанских властей в том, что общественный транспорт – это бизнес. Если бы в Китае исходили из таких соображений, то никогда бы не построили массы высокоскоростных магистралей (ВСМ). Потому что стоимость ВСМ невозможно окупить билетами. Такие транспортные вещи окупаются через ускорение перемещения людей, рост бизнеса, тесное связывание удаленных пунктов в единый хозяйственный организм и т.п. «Перспектив понимания этого в Казахстане не наблюдается», – заявил он.
Алибек Тажибаев из «Евразийского мониторинга» сослался на слова главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, когда тот приезжал в Нур-Султан: «Среда определяет человека».
Современные исследования в плане урбанистики не дают ответа на вопрос: рост городов – это неизбежный тренд в развитии человечества, или по мере появления новых технологий люди начнут расселяться по более компактным населенным пунктам? Рустам Бурнашев обратил внимание на то, что на Западном побережье США люди очень легко переселяются из одного населенного пункта в другой, поскольку там все малые города очень комфортны для проживания.
Один из ярких моментов казахстанской урбанистики, на который обратили внимание участники дискуссии, это ставка на города-миллионники и одновременное продвижение архаичных ценностей. Две эти субстанции очень плохо монтируются друг с другом.
Источник: ZONAkz