АСТАНА. КАЗИНФОРМ — С начала 2010 года формально начал действовать Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси. С 1 июля 2010 года был принят Таможенный кодекс Таможенного союза.
До начала работы союза, было проведено множество мероприятий по изучению экономического потенциала трех государств и проведена огромная работа по подготовке проектов законодательных актов, регулирующих экономические отношения трех стран.

По оценкам экспертов группы Всемирного банка, в большинстве производственных секторов Казахстана происходит рост объемов производства, при этом производство одежды, мебели, машин и оборудования, автомобилей и транспортного оборудования выросло, ввиду повышения защиты со стороны Таможенного союза, а также желания производителей иметь больший объем продукции, по причине возросшей конкуренции со странами союза.

Став частью единого таможенного пространства, Казахстан с населением почти 17 млн. человек, обрел 170-миллионный рынок.

Что касается взаимных инвестиций, на сегодня в Казахстане уже действует более 3,5 тысячи совместных предприятий Казахстана и России и более 70 предприятий — с участием белорусского капитала.
В Казахстан уже привлечено около 3 миллиардов прямых инвестиций, а объем казахстанских инвестиций в Россию составил 1,1 млрд. долларов, в Беларусь вложено около 6 млн. долларов.

В республике создана более гибкая среда для ведения бизнеса. Для сравнения, ставка подоходного налога в Казахстане равняется 20%, в Беларуси — 24%, в России — 20%. Ставка НДС в Казахстане — 12, в Беларуси — 20, в России — 18%.

Основными достижениями союза стали свободное перемещение товаров отечественного производства и иностранных товаров, выпущенных в свободное обращение в одной из стран-членов ТС; сокращение срока выпуска товаров в свободное обращение; отмена мер нетарифного регулирования между странами-членами ТС, такие как требования лицензий, разрешений, соблюдения квот к участникам международной торговли. До момента создания Таможенного союза более половины времени транспортировки товаров занимало время простоев на таможенной границе из-за проводимых таможенных процедур. Таможенные сборы и плата за оформление могли доходить до 15% конечной себестоимости продукции, а новые условия Таможенного союза позволяют любому товару, независимо от места пересечения пункта таможенного контроля стран-членов приобрести статус товара Таможенного союза.

Неоспоримым преимуществом стало установление равного доступа к общей инфраструктуре, что крайне важно для страны, отдаленной от основных рынков сбыта. Доступ к внутренним тарифам России позволяет существенно сократить транспортные издержки казахстанских предприятий, увеличивает прибыль казахстанских производителей, дает возможность совместного использования газотранспортной инфраструктуры.

Самым главным результатом формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства стало появление возможности для развития и преодоления в наших странах сырьевой направленности экономики и экспорта, укрепления хозяйственных связей между участниками, обеспечение перехода к инновационной экономике. Эти возможности проявляются тем быстрее, чем выше уровень диверсификации структуры хозяйств, входящих в Таможенный союз стран, а также в зависимости от способности последних адаптироваться к условиям обострения конкуренции на региональном рынке.

Отмена тарифных пошлин, а также независимость торговли с Россией от доллара дает Казахстану возможность получать недорогой российский импорт, не зависящий от внешних шоков на рынках американской и евровалют.

Особого внимания заслуживает целый ряд экономических выгод участия в Таможенном союзе, как для Казахстана, так и для России и Беларуси в следующие десятилетия.

Данное объединение будет способствовать созданию новых торговых путей, устранению многих экономических барьеров между государствами, а свободное движение товаров повлечет за собой рост конкуренции внутри стран и за их пределами.

Образование новых экономических, свободных связей между Россией, и Казахстаном с целью облегчения торговли между странами является одним из основных пререквизитов на пути вступления стран союза во Всемирную торговую организацию. В случае вступления союза во Всемирную торговую организацию, страны члены будут иметь возможность отстаивать свои права и вести свободную, экономически более выгодную торговлю на мировом рынке.

В 2010 году правительства стран участников, уже разработали планы по снижению административных барьеров, и свободному перемещению товаров. Таким образом, для рядового потребителя стран участниц появятся новые возможности доступа, к более качественной и менее дорогой продукции.

Будут внедрены новые требования к техническим регламентам экспортеров и импортеров, то есть планируется создание единого реестра органов по сертификации и испытательным лабораториям, единая форма сертификации и деклараций товара на основе межгосударственных стандартов. Создается общая информационная система, где будет содержаться не только информация обо всех видах зарегистрированных сертификатов и деклараций, но и о случаях обнаружения опасной продукции.

Большим плюсом работы Таможенного союза станет дальнейшее преодоление сырьевой направленности стран-участниц ввиду высокой конкуренции на рынке производства товаров конечного потребления.
Также плюсом для развития потенциала отечественных производителей будет смягчение конкуренции с другими импортными товарами низкого качества, после установления таможенно-тарифной защиты в рамках союза.

С 1 октября 2011 года произошла отмена лицензирования импорта лекарственных средств и продуктов фармацевтики для стран Таможенного союза, что позволит снизить административную нагрузку на предприятия поставки лекарственных средств, улучшить доступность лекарственных средств населению Казахстана.

Что касается перемещения рабочей силы, то условия союза будут обеспечивать равный доступ граждан-работников Единого экономического пространства на рынок труда, что возможно, только при снятии ограничений, имеющихся в законодательстве стран Таможенного союза по защите национального рынка труда.

В 2013 году введена система унификации тарифов по видам сообщений (импортных, экспортных и внутригосударственных). При этом по итогам 2009 года доходы Казахстана от пошлин составили 97 миллиардов тенге, а с момента образования союза эта цифра уже увеличилась в два раза.

В целом участие Казахстана в формировании Таможенного союза, прежде всего, направлено на ускоренную индустриализацию Казахстана и развитие промышленности. Это, в свою очередь, предполагает создание новых рабочих мест, расширение ассортимента и повышение качества производимой продукции. Поэтому участие в Таможенном союзе соответствует требованиям программы государства индустриально-инновационного развития республики.

Таким образом, основные положительные моменты участия Казахстана в Таможенном союзе будут иметь хорошие перспективы развития, и это участие принесет больше плюсов чем, минусов, так как у нас появляется более упрощенный вариант транзита и продажи основных товаров потребителям в Евросоюз и Россию. Повысится приток инвестиций и передовых технологий, появятся новые предпосылки для ускоренного вступления Казахстана в число 30 наиболее конкурентоспособных стран мира.
Ерболат Мухамеджан

Источник: КАЗИНФОРМ

от wefund