Мой доклад был посвящен Великой Отечественной войне и сохранению памяти о ней. Он поделен как бы на две части: первая – цифры и статистика о ВОВ по Казахстану, вторая – сохранение памяти о войне в нашей стране.
В первой части приведена вся статистика по ВОВ, которая была опубликована в Книгах Памяти. А они формировались с 1985 года. И первая книга была издана спустя десять лет в 1995 году, затем были издания в 1996, 1997, 1998 годах и т.д. Книги Памяти были изданы по всем областям в Казахстане, в них собраны сведения всех районных военкоматов: об отправке на фронт, о погибших, пропавших без вести, призванных на фронт и ушедших добровольцами по годам войны. Почему я говорю о Книгах Памяти, потому что за прошедшее время были созданы стандарты. И каждая бывшая советская республика имеет статистику, сколько людей ушло на фронт, пропало без вести, погибло, сколько было Героев Советского Союза и т.д. Сейчас же среди определенной части историков и представителей молодого поколения непонимание этого. Начинается деление по национальностям или по стране рождения. Но я всегда четко указываю количество людей, ушедших на войну из Казахстана.
Вторая часть моего доклада посвящена сохранению памяти о ВОВ сегодня. В первую очередь все ветераны находятся под защитой государства. Оно выделяет им материальную помощь, всячески помогает через Советы ветеранов. Повсеместно и ежегодно устанавливаются памятники героям войны. Только за последние пять лет были установлены памятники Героям Советского Союза Алие Молдагуловой, Маншук Маметовой, Ивану Панфилову. В этом году к 9 мая должен был открыться памятник на родине нашего великого снайпера Тулеугали Абдыбекова в Восточно-Казахстанской области Казахстана. Во всех городах, районных центрах, аулах свято чтят память и ухаживают за мемориальными комплексами, памятниками. Проводится огромная военно-патриотическая работа в школах не только учителями, но и разными общественными организациями. Их у нас много. В первую очередь это Советы ветеранов, различные союзы афганцев, Совет генералов, военно-патриотические клубы разного направления, союзы реконструкторов, поисковые отряды. Спектр направлений в общественной работе велик. Наша молодежь всегда может выбрать самые разные направления. Хотелось бы сказать и об архивах, которые проводят выездные выставки, а в условиях карантина проводят онлайн-мероприятия.
В государственных архивах республики сохранились уникальные данные о проведении тыловых работ в 1941-1945 годах в Казахстане. О том, как жила, трудилась, создавала оружие Казахская ССР, какие казахстанские дивизии ушли на фронт, как сражались. Все это есть в архивах. И все это выставляется открыто в режиме онлайн. Выставки проводятся не только в городах и областных центрах, но и в аулах и маленьких поселках.
В советское время у нас был только один военный музей – Панфиловский музей, который находился в Алма-Ате. Сейчас у нас практически во всех регионах открываются музеи. Создан большой музей Министерства обороны Республики Казахстан – Военно-исторический музей в городе Нур-Султан. Существуют тематические музеи в Павлодаре, Кокшетау, Уральске, Атырау, Актобе. Во всех городах создаются музеи памяти наших великих героев – уроженцев той или иной области. И не только музеи, но и памятники, комнаты и многое другое. Огромная роль принадлежит библиотекам, которые также проводят военно-патриотическую работу среди молодежи. Они совместно с учителями проводят различные конкурсы, учащиеся пишут сочинения, эссе, рассказывают детям о замечательных книгах, изданных как в советское время, так и сейчас.
Сергей Кондратенко, к.и.н., доцент кафедры истории России новейшего времени РГГУ (Москва)
Моя часть доклада «Россия и Казахстан: уроки победы и вызовы современности» называется «Новые тенденции в изучении истории ВОВ. Российский опыт». События грозных военных лет с каждым годом уходят от нас в глубь времен. Однако они не теряют своей значимости и в современных общественно-политических процессах. Стоит отметить, что в Российской Федерации на уровне государства уделяется должное внимание по сохранению памяти о ВОВ.
В ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года президент России Владимир Путин отметил: «Для России 9 мая – великий и святой праздник. Мы гордимся поколением победителей, чтим их подвиг. И наша память – не только дань огромного уважения героическому прошлому, она служит нашему будущему, вдохновляет нас, укрепляет наше единство».
При этом данные социологического опроса, проведенного в2018 году Всероссийским центром изучения общественного мнения, свидетельствуют, что последние несколько лет внимание россиян к теме ВОВ заметно усилилось. Так, о встрече с ветеранами сообщили 45% опрошенных. Для сравнения в 2014 году – только 35%. А о посещении мест боевой славы, музеев, посвященных войне – 61% против 30% в 2014 году; захоронений погибших воинов – 51% против 28%. Подавляющее большинство граждан смотрели фильмы о войне -88%, около трети сограждан — 35% — могут вспомнить рассказы близких об участии в войне, еще 55% знают, что родственники воевали, но не в курсе подробностей, либо знают, что те погибли, пропали без вести в годы ВОВ.
Однако данное исследование выявило ряд проблем. Прежде всего, наблюдается возрастная дифференциация в знании истории войны. По данным того же опроса, точную дату начала ВОВ в категории 18-24 года смогли назвать только 40% опрошенных. В то время как в категории 49-55 лет – 83%. Нивелировать возрастной дисбаланс в знаниях об истории ВОВ призваны общественные движения и общенациональные акции, которые ставят перед собой задачи по сохранению вечной памяти. Наиболее динамично развивающейся организацией в России, чья деятельность направлена на популяризацию истории войны среди подрастающего поколения, является Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы». Участники движения занимаются как социальной деятельностью (помощь ветеранам, благоустройство памятных мест, участие в массовых мероприятиях), так и популяризацией истории. При этом уделяется основное внимание восстановлению истории семьи в рамках проекта «Моя история». Популяризация истории войны осуществляется движением с помощью квестов, в том числе с привлечением новейших информационных технологий. Так, 2 февраля 2018 года в день 75-летия победы в Сталинградской битве в Волгограде Волонтерами Победы была открыта квест-комната виртуальной реальности по сценарию Дома Павлова.
Волонтеры в свои ряды активно привлекают школьную и студенческую молодежь. Регулярно проводятся массовые мероприятия, летние лагеря с привлечением тысяч участников. Важная роль отводится движению в праздничных мероприятиях, приуроченных к 75-летию победы.
Не менее масштабным и популярным движением является межрегиональное историко-патриотическое общественное движение «Бессмертный полк». Ежегодно 9 мая организуется одноименная акция, суть которой в том, что каждый, кто помнит и чтит своего родственника – ветерана армии, флота, партизана, подпольщика, бойца сопротивления, труженика тыла, узника концлагеря, блокадника, ребенка войны – 9 мая выходит на улицы города с его/ее фотографией. Или, если нет фотографии, то с его/ее именем, чтобы принять участие в параде – колонне Бессмертного полка.
Впервые акция Бессмертный полк прошла 9 мая 2012 года в Томске. В ней приняли участие более 6 тысяч человек и пронесли более двух тысяч портретов ветеранов. За прошедшие годы акция охватила десятки стран мира и миллионы неравнодушных граждан.
Еще одним важным направлением деятельности организации является создание народной летописи войны. На официальном сайте движения каждый желающий может поместить историю о своем родственнике-ветеране, партизане или труженике тыла. На сайте размещены сотни тысяч реконструкций фронтовых биографий. Это одно из современных перспективных направлений в изучении истории ВОВ.
По определению историка Сергея Садовникова, термин «фронтовая биография» включает в себя определенные сведения о жизненном пути участника боевых действий конкретного хронологического периода, которые могут быть подтверждены документами либо свидетельствами очевидцев. При реконструкции фронтовой биографии исследователь ставит целью восстановить ее по возможности в контексте всего жизненного пути человека. Тем самым народная летопись войны предоставляет в распоряжение будущих исследователей уникальный биографический материал.
Еще одним актуальным проектом, направленным на сохранение личной памяти о войне, является мультимедийный проект «Дорога памяти». По инициативе Министерства обороны Российской Федерации и Центрального музея Вооруженных сил будет создана мультимедийная галерея музея на прихрамовой территории Главного Храма вооруженных сил России. На официальном сайте проекта любой желающий, заполнив соответствующую форму, может оставить фотографию своего предка – участника ВОВ. Все имеющиеся на сайте фотоматериалы будут размещены в мультимедийной галерее. Таким образом, проект «Дорога памяти» призван аккумулировать в обществе интерес по сохранению фотографического наследия войны. Оцифровка фотографий позволит создать современные семейные архивы. А их публичное размещение в музейной галерее откроет доступ к уникальным фотоснимкам для широкого круга исследователей, работающих в рамках реконструкции фронтовой биографии.
Важным направлением в сохранении памяти о ВОВ, повышению интереса к ее истории является сбор и публикация воспоминаний ветеранов. На наш взгляд, лучшим проектом в данной области выступает вебсайт «Я помню». Основателем и многолетним руководителем проекта является исследователь Артем Драпкин. Команда энтузиастов уже не первый год по всему постсоветскому пространству собирает, обрабатывает и публикует воспоминания ветеранов войны. К 9 мая 2020 года на сайте собрано 3005 воспоминаний ветеранов войны и тружеников тыла. Материалы, размещенные на сайте, публикуются в виде двух книжных серий издательства «Яуза» — «Война и мы» и «Война. Я помню».
Несколько лет назад авторы сайта начали новый проект «Союзники и противники», где на данный момент опубликованы воспоминания ветеранов Второй Мировой войны из Германии, Чехии, Словакии, Болгарии, Сербии, Финляндии, Израиля, Франции, Польши и Румынии. Материалы сайта пользуются популярностью, как среди профессиональных историков, так и среди неравнодушных к истории ВОВ.
Еще одним важным направлением в популяризации знаний об истории войны является оцифровка и размещение в свободном доступе в сети Интернет архивных документов. Здесь можно выделить три основных проекта: сайт «Подвиг народа», информационный портал «Память народа», а также сайт российско-германского проекта по оцифровке германских документов в архивах Российской Федерации.
На сайте «Подвиг народа» представлены наградные документы участников ВОВ, которые позволяют всем желающим найти необходимую информацию для восстановления боевого пути своего родственника.
На портале «Память народа» публикуются оцифрованные архивные документы фронтов, армий, соединений Красной Армии из фондов Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации. Кроме того, на портале размещены отсканированные военные карты, наградные документы, а также информация о местах первичных захоронений более 5 млн советских солдат и офицеров.
В 2011 году был начат проект по оцифровке хранящихся в России германских документов. Проект осуществлялся Федеральным Архивным агентством, Министерством обороны РФ, Российским Историческим обществом в сотрудничестве с Германским Историческим институтом в Москве. По итогам работы запущен соответствующий сайт, на котором размещены уникальные документы фонда ЦАМОРФ. Данные материалы представляют собой документы немецкой армии, захваченные Красной Армией в годы ВОВ.
Успешная реализация упомянутых проектов позволит не только профессиональным историкам обратиться к малоизученным вопросам истории ВОВ, но и любому гражданину, интересующемуся историей войны получить доступ к архивным материалам.
В связи с этим можно констатировать устойчивую тенденцию к расширению круга исследователей войны за счет авторов, не имеющих специального исторического образования, которые при этом формируют в рамках историографии Великой ВОВ новые направления.
Среди новых тенденций в изучении истории ВОВ стоит выделить такие, как персонализация, личная история, как участника войны, так и труженика тыла, семейная история, регионализация – изучение региона, местности, населенного пункта, его жителей в годы ВОВ, а также проведение поисковых исследований на данной территории.
При этом необходимо отметить, что наблюдается устойчивая тенденция к отходу от категорий и понятий советской историографии. К примеру, как в научной литературе, так и в публицистике все реже упоминается понятие «советский народ» как единая общность наций и народностей, проживавших на территории Советского Союза. Причем это характерно не только для Российской Федерации, но и для всех стран постсоветского пространства. Тем самым размываются представления об общем вкладе всех союзных республик в победу в ВОВ.
На наш взгляд, это связано с тем, что за прошедшие после распада Советского Союза годы в бывших союзных республиках сформировалась своя национальная историография, в рамках которой событиям ВОВ не всегда отводится должная роль. В некоторых случаях они вообще могут рассматриваться в негативном контексте, к примеру, как период оккупации. Последняя тенденция приводит к таким явлениям общественно-политической жизни, как реабилитация пособников нацистов, использование событий войны для политической пропаганды, снос памятников полководцам и героям ВОВ, переименование улиц и т.д. Данные процессы выходят за рамки научно-исторического дискурса и представляют собой трактовку исторических фактов в угоду сиюминутной политической конъектуре.
Подобная политика в некоторых странах постсоветского пространства приводит не только к пересмотру событий ВОВ, но и размывает общую историческую память народов, которые не одно столетие жили вместе в едином государстве. Забывать о вкладе всех союзных республик в общую победу в ВОВ ни в коем случае нельзя. Сохранению общей исторической памяти о событиях войны, на наш взгляд, должны способствовать интеграционные процессы, направленные на совместную просветительскую работу, в том числе публикацию архивных материалов, как в виде традиционных сборников документов, так и в сети Интернет.
Эдуард Полетаев, политолог, руководитель общественного фонда «Мир Евразии» (Алматы)
Доклад Лайлы Ахметовой и Сергея Кондратенко – это совместная работа ученых, которая демонстрирует российско-казахстанское сотрудничество в области научного анализа истории войны и защиты ее от фальсификаций. Информация, представленная в докладе, позволяет читателю убедиться в силе связей народов.
Из всех государственных праздников советской и постсоветской эпохи общим и наиболее эмоционально окрашенным остается День Победы. Причем и в него привносятся все новые традиции, например, проведение акции Бессмертный полк. Человеческая мясорубка была столь ужасна, что по сей день, спустя 75 лет, нет точной общепризнанной цифры, сколько же миллионов человек в ней погибло. Ветераны, труженики тыла, жертвы блокады умирают, уходят от нас. Поэтому возможность их отблагодарить, тех, кто пережил величайшую трагедию прошлого столетия и уберег от зла своих детей, внуков и правнуков с каждым годом все более ценна.
Символично, что День защитников Отечества и День Победы в ВОВ следуют друг за другом в праздничном календаре Казахстана. Это подчеркивает преемственность славных воинских традиций всех поколений казахстанского народа.
Мы обязаны поименно вспомнить и отдать почести всем героям-казахстанцам ВОВ. А география их подвигов весьма широка: казахстанцы сражались под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, Псковом и Ржевом, на территории стран Балтии, Белоруссии, Венгрии, Германии, Китая, Польши, Украины и Франции, партизанили в лесах и участвовали в движении Сопротивления.
Поколение победителей – это золотое поколение народа Казахстана. Их величие и значимость заключаются, среди прочего, в том, что они шли на смерть с верой в то, что их потомки достойны жизни. Генетическую память у сегодняшних поколений не отнять. Ветераны войны и труда, проливавшие кровь и пот, сутками работавшие для фронта на заводах и фабриках, привили им свой дух. И теперь, отдавая победителям заботу и благодарность, их потомки должны понимать, что беспримерный подвиг воинов должен объединять, служить нравственным ориентиром. Как показывает история, это удачная формула успеха.
Цифры свидетельствуют о богатых ратных традициях казахстанцев в ВОВ. 520 человек стали Героями Советского Союза, 110 – полными кавалерами ордена Славы, орденами и медалями награждены более 100 тысяч человек. Уже после обретения независимости еще девяти участникам ВОВ были присвоены звания «Халық Қаhарманы» («Народный герой»). Перед началом войны все население Казахстана составляло немногим более 6 млн человек. При этом за годы ВОВ на фронт было призвано, по разным данным, от 1 млн 196 тысяч до 1 млн 366 тысяч человек. Это не считая тех, кто уже служил в действующей Красной Армии. На территории Казахстана было сформировано 12 стрелковых дивизий, четыре национальные кавалерийские дивизии, семь стрелковых бригад (в том числе две национальные), около 50 полков и батальонов различных родов войск. Кроме того, для помощи фронту в трудовые армии мобилизовали 700 тысяч человек. Казахстанцы также приняли активное участие в Маньчжурской операции, 243 человек получили медали «За победу над Японией».
В мае 2020 года Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым был принят новый закон «О ветеранах», созданый в результате объединения и унификации существовавших норм законодательства. По состоянию на 1 мая текущего года в Казахстане проживали 1025 участников и инвалидов ВОВ и 123 217 граждан других категорий, внесших вклад в Победу в ВОВ. Это, прежде всего, ветераны труда, в том числе Герои Социалистического Труда (около 100 человек).
Фашисты, нападая на Советский Союз, не учли важную деталь: наши воины не смотрели, кто какой национальности, вместе сражались и были готовы умереть за каждый клочок родной земли. К сожалению, сегодня на слуху фамилии только нескольких десятков из них – тех, кому поставлены памятники, в честь кого названы улицы, парки, площади и населенные пункты. Как же так получилось? Давайте вспомним подвиги еще нескольких людей беспримерного мужества.
Необычна воинская судьба Героя Советского Союза, казаха Мукатая Абеулова. Он имел воинское звание гвардии казак, поскольку служил в Кубанском казачьем кавалерийском корпусе. Он отличился в боях за освобождение Венгрии, пал в бою и там же похоронен.
Герой Советского Союза, русский Иван Астафьев, за период с 15 января по 10 февраля 1945 года (25 дней) огнем и гусеницами самоходной установки уничтожил 5 бронетранспортеров, 11 орудий, 80 автомашин, до 120 подвод с различными военными грузами, 1 паровоз и до 500 гитлеровцев.
Первым казахстанцем — Героем Советского Союза, за умелое командование танковой дивизией, образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм стал генерал-майор танковых войск, украинец Кузьма Семенченко.
Герой Советского Союза, капитан Александр Мин является единственным корейцем, удостоенным этой высшей степени отличия в годы ВОВ. Депортированный в 1937 году с семьей в Казахстан, он был скромным счетоводом в городе Аральск. В годы войны Мин отличился во время Курской битвы и в боях за освобождение Украины. Сослуживцы отмечали его особый талант в организации взаимодействия между подразделениями.
Отделение Героя Советского Союза татарина Нуруллы Фазлаева в составе 253-го инженерно-строительного батальона на Курской дуге прокладывало в минных полях путь наступающим войскам. В первый день отделение обезвредило 500 мин, на второй день было извлечено 750, на третьи и последующие сутки саперы Фазлаева снимали по 1000 вражеских мин. В 1945 году саперы старшины Фазлаева при форсировании реки Одер на понтоне под артиллерийским огнем противника переправили в течение 5 суток сотни автомашин и орудий, множество боеприпасов. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Сегодня, намечая перед собой важные цели, мы ориентируемся, в том числе на опыт войны, показавший, что Победа не была бы достигнута без сплоченности власти, армии и народа, без единства людей всех национальностей и религий. Это инструменты лидирующих генотипов, которыми построен весь сегодняшний мир. Между тем, именно Победа в мае 1945 года создала условия для учреждения ООН, призванной избавить будущие поколения от повторения трагедии.
Ратные и трудовые подвиги народов Советского Союза в ВОВ преподают нам ценные уроки. В чем они заключаются?
Во-первых, в том, что источником силы и успеха были, есть и будут сплоченность и единство. Мужество и героизм миллионов людей проложили нам дорогу в будущее.
Во-вторых, объединяя усилия, мы помним, что подвиг победителей — источник воспитания патриотизма граждан. Это всегда должно быть предметом кропотливого воспитания каждого нового поколения – в семье, школе и вузе, трудовых коллективах. Важно, чтобы память о Победе над фашизмом никогда не угасала!
В-третьих, нельзя утрачивать связь времен. Увы, в мире по-прежнему сохраняются очаги неспокойствия и потенциальных конфликтов. А в этих условиях фактор наличия в памяти потомков фактора великой Победы играет важную роль. Верная историческая память народа придает устойчивость социально-экономическому и политическому развитию страны. Переосмысление же событий общей истории дезориентирует и раскалывает общество. Причем история всех постсоветских стран настолько тесно переплетена, что изменение интерпретации важных событий прошлого в одном из государств вызывает ответную реакцию в других.
В-четвертых, актуализация доклада о Великой Победе как социально-нравственной ценности, несомненно, будет способствовать укреплению истин, знаний о событиях, которые объединяют. История ВОВ должна писаться и транслироваться с точки зрения исторической объективности — так, как это было, а не как могло быть.
Дина Аманжолова, д.и.н., профессор, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН (Москва)
Патриотизм, интернационализм, единство фронта и тыла и другие факторы победы над фашизмом были тесно взаимосвязаны по проявлениям и степени влияния на ход и итоги ВОВ.
Казахстан являлся неотъемлемой частью Советского Союза. И казахстанцы вместе со всеми гражданами пережили все тяготы войны, проявили героизм, патриотизм, интернационализм и самоотверженность в борьбе за общую Победу, которой мы гордимся, которую нам передали старшие поколения. Значительная часть мужчин Казахстана ушли на фронт. Есть неприложная общность между чувством любви к своей Родине – России, Казахстану, Кыргызстану, Беларуси и т.д., и любовью старших поколений к своему Отечеству, которое было для них единым и общим Советским Союзом. И этот солидарный подвиг проявился на фронте, в тылу, в освободительной миссии советских войск в ходе завершения Второй Мировой войны вплоть до 3 сентября 1945 года.
Достаточно напомнить об интернациональном братстве в рядах защитников Брестской крепости и героев-панфиловцев. И сам Казахстан на короткое время оказался непосредственно в зоне боевых действий. В 1942 году на Западно-Казахстанскую область было совершено 130 налетов немецкой авиации, погибло более 300 мирных жителей и военнослужащих.
Каждая семья в России и в Казахстане бережно хранит в семейных архивах и в межпоколенческой памяти важные для будущего трогательные и убедительные свидетельства нашей совместной истории.
Казахстанцы не отделяли свою судьбу от судьбы всей страны. Республика давала 85% свинца, 35% меди, 60% молибдена и т.д. В 1941-1945 годах в Казахстане было выплавлено большинство пуль, изготовленных из свинца для фронта.
Было построено 460 заводов, фабрик, рудников, шахт, 220 предприятий эвакуировано в республику. Важно знать и об эвакуации огромного числа трудовых, научных, творческих коллективов в Казахскую ССР, где они продолжали трудиться. Более того, они создали дополнительные ресурсы для послевоенного развития, индустриального и культурного. Многие предприятия в Казахстане после войны продолжили работу вплоть до конца ХХ века. Сформировались хорошие научные коллективы и традиции. Это тоже своеобразные памятники трудовому подвигу мирных жителей. Надо понимать, что это был труд и казахстанцев, и эвакуированных рабочих, и специалистов, ученых, которые помогали друг другу, учились друг у друга.
Казалось бы, патриотизм, интернационализм и советсткость, как новый социально-политический проект, успешно конкурировавший с другими моделями государственно-общественного устройства почти 70 лет, и выдержал страшное испытание войной, не могут подвергаться сомнению и сегодня. Но, увы! В бывших советских республиках событиям ВОВ не всегда отводится должная роль. В некоторых случаях они вообще могут рассматриваться как период оккупации, происходят реабилитация пособников нацистов, использование событий войны для политической пропаганды, снос памятников полководцам и героям войны, переименование улиц, и т.д.
Цена победы – это не только статистическое понятие. Здесь речь идет о нравственной оценке нашего общего прошлого. К сожалению, в угоду политическим амбициям история используется для обслуживания текущих запросов некоторых недобросовестных политиков. Нравственная цена такого поведения равна дикости. Напомню слова Пушкина:
«Два чувства дивно бли́зки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам».
Только дикие люди могут осквернять память своих предков. Для меня, как думаю для большинства людей, кощунственно предавать и оскорблять тех, кто не может ответить. Это все равно, что плевать на могилы своих родителей.
Есть много хороших примеров того, как сегодня происходит популяризация и распространение знаний об истории ВОВ. На самом деле эта работа очень разнообразна по тематике и по формату. Она нацелена на воспроизводство межпоколенческих связей и преемственности между старшими и молодежью. Важно, что в практических действиях тема поисковых отрядов, волонтерских действий, помощи ветеранам, восстановлении и установке памятников и мемориальных акциях участвуют представители разных социальных групп. Вероятно, стоит обратить внимание на способы кросс-культурного характера, когда школьники, студенты, работающая молодежь наших стран и не только в приграничных регионах могли вместе изучать историю войны, путешествовать по местам памяти, устраивать флеш-мобы, встречи с ветеранами в обеих странах и т.д.
Важное место занимает восстановление данных об участниках и героях войны – представителей Казахстана и других бывших советских республик. Здесь не обойтись сотрудничеством с российскими коллегами. И это как раз позволяет добиться нужных результатов. Было бы полезно в этом плане сотрудничество историков, антропологов, журналистов России и Казахстана, особенно на основе международных грантов с последующей широкой публикацией полученных результатов на самых разных площадках.
Новые обстоятельства, сложившиеся после 1991 года, служат вызовом для понимания нашей общей истории и Победы, испытанием для преемственности поколений каждой постсоветской страны и взаимовыгодного сотрудничества. Академик Валерий Тишков отмечает: «В моменты смены парадигм и радикальных ревизий аргументы и обоснования, то есть сама историческая эпистемиология, выходят на первый план в профессиональном сообществе и делают тем самым возможным диалог между сторонниками разных версий».
Нам нужно по-новому объяснять и закреплять в сознании молодежи непреходящую ценность патриотизма, интернационализма и гражданского единства в их исторической реальности. Это крайне важно для безопасного, устойчивого и успешного развития наших стран в современных условиях. Как считают российские ученые, цитирую: историческую идентичность формируют не только представления о прошлом, но также отношение к настоящему и образ желаемого будущего. При этом прошлое оказывается не менее проективным, чем будущее. По существу, сила памяти определяет черты идентичности и делает прошлое проекцией будущего. Проектирование становится все более целенаправленным. Навязываемый образ прошлого становится нормой собственного представления и формирует реальное поведение людей. Поэтому так важен взвешенный анализ трансформации исторической памяти на фоне растущего объема источников и знаний, как и противоречивых интерпретаций прошлого.
Принципиальное значение имеют в составлении объективной картины прошлого достоверные источники и документы. Только на примере героев-панфиловцев становится понятным, как важно вести кропотливую долгую работу по выявлению, изучению публикаций и архивных документов. Да, в них может быть много неожиданного, того, что открывает разные стороны тяжелейшей войны. Можно сказать, что на войне именно в экстремальных обстоятельствах, в чем-то это происходит и сегодня в связи с пандемией, вскрывается истинная сущность государств и людей, их способность проявить на деле верность их идеалам, любви к Родине, уважение к разным культурам, самоотверженность, устойчивость работоспособность в интересах общего дома.
Поэтому архивные документы, которые вводятся в научный оборот и публикуются для широкого ознакомления, конечно, требуют обязательного сопровождения со стороны профессионалов. Важен еще один аспект – уровень доверия общества к специалистам. Это взаимный процесс с обеих сторон. Как в нынешней ситуации мы осознали, что без профессионалов – врачей, других медработников, ученых, ответственных управленцев – невозможно победить вирус.
Неизбежная смена поколений в наших странах становится серьезным вызовом для их преемственности. Наши родители – участники войны, как и мы, владеем длинным прошлым, включающем живую память о том, чего нет в коротком прошлом молодежи. Стоит иметь в виду и так называемый техногенный аутизм молодежи, в рамках которого мнение о том, что казалось незыблемым в глазах молодежи, меняется на прямо противоположное. А закрепленные в науке и культуре причинно-следственные связи разрываются. В результате возникает риск построить гражданскую идентичность молодежи на основе лишь короткого прошлого.
Хочу обратиться к авторитету философа и критика, фронтовика Александра Зиновьева: «Да, среди факторов, способствовавших победе, был патриотизм. Но какой патриотизм? И потом, значение патриотизма нельзя преувеличивать. Я войну видел в самых ее глубинах. На одного Александра Матросова приходилось с десяток людей, стремившихся укрыться от фронта, отсидеться в тылу. В атаку же шли по команде, а не добровольно. Героизм был. Но он во многом был вынужденным. Героизм — временное явление. А долговременно работает организация, система. И в годы войны вся наша жизнь была организована так, что миллионы людей шли в армию и героически сражались. Не будь такой системы, не было бы и этого. А речь шла о жизни и смерти целого народа».
Именно государство обеспечивало системные решения гражданской ответственности у большинства членов общества, дисциплину в солидарных условиях. Они утверждались в качестве превосходных, единственно достойных приоритетов человека, всеми средствами идеологии и пропаганды, социальными сетями того времени: кино, радио, печатью, листовками, музыкой, плакатами, поэзией и т.д. Патриотизм был естественным и объединял все население страны. Именно он позволил нашим старшим поколениям, которые были объединены единой общей Родиной, победить фашизм. Межэтнические коммуникации, опыт которых у граждан СССР был межпоколенным, долгим, выработал способность уживаться и адаптироваться в разных условиях. В годы войны он прирастал новыми практиками. Война обнажила такой уровень межэтнической интеграции советских людей, который обеспечил патриотические настроения и действия разных социальных групп. Интернационализм становился повседневной практикой. Традиционная ценность для всех народов СССР – это уживчивость, взаимопомощь, коллективизм. И наша наднациональность – это не обуза, а одно из самых больших богатств и преимуществ, которые передали наши предки.
Это ярче всего отражает акция «Бессмертный полк». Она истинно-народная, как бы ни старались представить ее некоторые безграмотные журналисты, политики и прочие иначе. Они просто не знают и не хотят знать и признавать исторические факты. Но от этого совместный подвиг наших предков не становится меньше и никуда не исчезает. Именно он дает нам основание жить и гордиться славой наших предков-победителей. Все наши народы – это народы-победители страшной чумы – нацизма. Это великое наследие мы обязаны сохранить, если не хотим стать манкуртами.
В постсоветской действительности гражданские инициативы и деятельность неправительственных организаций приобрели новый смысл. Они формируют актуальную систему ценностей и сохраняют преемственность поколений. А взаимодействие государства и общественных структур умножает возможности и результаты, потому что в итоге не только воспроизводится и ретранслируется историческая правда. Ее укрепление и передача потомкам создает такую систему символов и закладывает такие кирпичики в фундамент социальной памяти, которые дают обществу способность выдерживать самые страшные испытания.
Новая реальность все активнее перемещается в виртуальное пространство, она доступна миллиардам людей. И первыми в это пространство вступила молодежь. Поэтому те практики работы по сбору данных, визуализация исторического нарратива, которые касаются войны, имеют огромное значение. Характерно, что молодежь по понятным причинам наиболее чувствительна к персонализации событий, такой более интимной памяти о войне. Как свидетельствуют эксперты, этот подход имеет широкое применение. Молодежь остро нуждается в такой памяти о войне, которая поможет ей понимать, как любить, сострадать, прощать, как сохранить в себе милосердие, как быть готовым помогать друг другу, как отличить истинного друга от подлеца и мерзавца, как достойно жить в тяжелые времена. И здесь важно сделать акцент на межкультурном взаимодействии, на опыте совместного проживания трудностей, их преодоления. И такого проживания тяжелых событий войны, которые убеждают: не разделение, а солидарность, независимо от этнической принадлежности и религиозных убеждений, помогают человеку оставаться человеком в его лучшем предназначении.
Ирина Смирнова, депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан (Нур-Султан)
Пронзительный день Великой Победы! Как говорится, у победителей много родителей, а у поражения родителей нет. Так вот сейчас к Победе стараются пристроиться те страны, которые практически не имеют к ней никакого отношения. Это на самом деле Победа советского народа, его коллективизма, гуманизма, ответственности и осознанности, любви к Родине, уважения друг к другу. И когда говорят, что советский народ якобы не так победил в этой войне, то это не просто удивительно, а опасно. Сегодня начали переписывать историю и находить новых победителей, которые на самом деле являлись предателями. Сносят памятники в тех странах, которые были освобождены от фашизма. Это опасно, потому что фашизм не должен появиться снова на Земле. А такими действиями и согласием с тем, что происходит, можно смириться с тем, что мы согласны, чтобы все это вернулось. Нет, мы не согласны! Мы – наследники победителей. Мы дети и внуки победителей. Наша страна – Казахстан, который входил в состав СССР, а сейчас является независимым государством, и мы горды этим. Мы также являемся коллективистами, помогаем друг другу, помним об этой Победе. Мы будем делать все, чтобы больше время военных бед не повторилось.
Болат Султанов, д.и.н., директор института международного и регионального сотрудничества при Казахстанско-Немецком университете (Алматы)
Нынешняя эпидемия коронавируса в очередной раз показала, что с угрозами и вызовами могут справиться только сильные государства. Но при этом необходимо объединение государств, объединение народов против угроз для всего человечества. К такой угрозе я бы отнес нападение гитлеровской Германии на СССР в 1941 году. Почему? Пока живы были участники Великой Отечественной войны, пока активную позицию занимали их дети, возникновение таких инсинуаций было практически невозможным. Поэтому сейчас наша задача заключается в том, чтобы рассказывать нынешним поколениям настоящую историю, настоящую действительность, которую принесли германские фашисты на нашу советскую землю.
Постоянно обновляются цифры и факты. И если раньше мы говорили, что советский народ потерял 20 миллионов человек, то сейчас говорится о 28 миллионах. И подавляющее большинство из них – это мирные граждане. Вдумайтесь в два факта: с 1941 по 1944 годы была оккупирована значительная часть Украины, Белоруссии и западных регионов России. Три года там бесчинствовали оккупанты. Большая часть населения – мирные люди – погибли от голода, холода, насилия. Этого никто не должен забывать.
Что касается потерь Красной Армии. Называли такие цифры: 8 миллионов человек – армия, 12 миллионов – мирные жители. Сейчас мирное население возросло. Из этих 8 миллионов погибших воинов Красной Армии 630 тысяч человек были казахстанцы. Это половина тех солдат, которые были призваны на войну. Как можно говорить, что это война не наша? Да, на войну мобилизовывали мирное население. Но среди 1 млн 366 тысяч казахстанцев практически не было дезертиров, уклоняющихся от службы. Более того, большое количество казахстанцев шли на фронт добровольно. Для тех, кто фальсифицирует историю, эти факты не нужны. А для молодежи необходимо привести примеры подвигов Героев Советского Союза Маншук Маметовой и Алии Молдагуловой. Дело в том, что женщин на войну не мобилизовывали. Они добровольно пошли на фронт и погибли. Маншук Маметова – пулеметчица, Алия Молдагулова – снайпер.
Герой Советского Союза Султан Баймагамбетов повторил подвиг Александра Матросова и грудью заслонил амбразуру пулемета. Согласитесь, что такой подвиг мог совершить только человек высокомотивированный. Герой Советского Союза Нуркен Абдиров повторил подвиг Николай Гастелло и направил свой самолет на вражескую бронетанковую колонну. Таких примеров много. Поэтому я хочу сказать, что война была общая для всего советского народа, а теперь она общая для народов СНГ. Надо говорить о том, что ВОВ была священная, имевшая своей целью не только защиту нашей когда-то единой страны. Это была война против германского фашизма, который захватил значительную часть Европы, стремился к мировому господству совместно с итальянским фашизмом и японским милитаризмом.
Надо не стесняться и приводить те факты, о которых мы в силу какой-то деликатности, стремления не обидеть, не рассориться с другими народами, упоминаем редко. Но мы все время говорим о войне фашистской Германии против Советского Союза. Хотя этой войне на стороне противника участвовали войска из Румынии, Италии, Венгрии, Испании. В войсках СС услужили добровольцы из Франции и Голландии, Бельгии. Финляндия также принимала участие в войне против СССР. Поэтому надо говорить о том, что Советский Союз выдержал войну не только с фашистской Германией, а против порабощенных стран Европы, которых объединил и направил на нас Третий рейх. И этот подвиг можно сравнить с подвигом, который состоялся раньше, в 1812 году, когда Россия спасла Европу от наполеоновской Франции.
Надо сейчас говорить о значении ВОВ как о Победе, которая спасла мир от фашистской чумы, от порабощения народов. Что касается современенных инсинуаций. Когда я учился в школе, у нас был завуч Владимир Андреевич, он сам из Сибири, и рассказывал нам о том, как на его Родине на фронт собирали мужчин. Уезжали целыми пароходами на призывный пункт. Возвращались же по одиночке, инвалидами. С одной стороны были сильные потери, а с другой стороны был тот дух, который вел наших людей на войну. Поэтому, когда мы говорим сейчас о цене Победы – ее невозможно оценить, цена безмерна. Это миллионы сограждан, которые погибли на войне ради того, чтобы мы сегодня жили, продолжали жить внуки и правнуки тех людей, которые погибли. Вспоминаю строки из стихов поэта Николая Майорова, погибшего на фронте, о себе и своем поколении: «Они ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы».
Думаю, что для нас сейчас важно передавать молодым будущим поколениям наших граждан значение этой Победы и память о жертвах, которые понесли наши народы.
К сожалению, наша молодежь получает много информации из зарубежных источников, но они прекрасно понимают, что именно народы Советского Союза внесли главный вклад в Победу. А порабощенные страны Европы поставляли человеческие ресурсы, боеприпасы, продовольствие. Этот груз исторической правды мешает последним объективно оценить произошедшее. Они пытаются таким образом реабилитировать правительства своих стран, которые были порабощены, которые пошли на сотрудничество с фашистским режимом.
Поэтому я еще раз хотел бы повторить, что все народы бывшего СССР внесли свой вклад в разгром фашистской Германии. Не надо защищать коллаборационистов, оправдывать действия тех, кто когда-то сотрудничал с гитлеровцами. Теперь их потомки пытаются оскорбить тех, кто принес свободу народам Европы.
Сергей Бирюков, профессор кафедры всеобщей истории и социально-политических наук КемГУ (Новосибирск)
Рассмотрю два вопроса. Во-первых, это отношение руководств постсоветских государств, народов постсоветских стран к 75-летию Великой Победы. Во-вторых, современное политическое значение этого юбилея с точки зрения проблем развития постсоветских и евразийских стран.
Прежде всего, хочу напомнить о том, что элиты, главы постсоветских государств сегодня разделились по отношению к юбилею Великой Победы на две основные группы. На тех, кто считает прошлую совместную историю, пусть местами драматичную, фундаментом для будущего, аккумулируют взвешенный разумный эволюционный подход. И на тех, кто стал на путь переписывания, ревизии истории, пытается в новой ситуации обрести иной фундамент, как они считают, новые ценности, и на этом строить свою политику, изменив свою геополитическую ориентацию и обрести таким путем для себя новые перспективы и возможности.
Прежде всего хочу напомнить, что страны, занимающие респектабельную позицию в мировом сообществе, как раз формируют взвешенный и уважительный подход к недавней истории, к совместной исторической памяти и пытаются на основании этого формулировать свои оценки того, что имело место быть во Второй Мировой войне. В качестве примера мы можем назвать такие мировые державы, как США и Китай. Мы знаем, с каким особым пиететом относятся к памяти о Второй Мировой войне в США. Знаем и о том, как там в рамках Дня памяти упоминается вклад в победу во Второй мировой войне и других государств-участников антигитлеровской коалиции, включая Советский Союз. Есть также пример Китайской Народной Республики, где 9 мая является одной из праздничных дат, китайцы трепетно относятся к памяти о Великой Победе, полагая ее одним из фундаментов формирования нового Китая, собственно современного китайского государства.
В то же время мы имеем перед собой примеры глубокой ревизии. Такого пути, по которому пошли некоторые Восточно-Европейские государства, страны Балтии, некоторые государства постсоветского пространства. Путь переписывания, ревизии в конечном итоге не укрепляет их респектабельность и внешнеполитическую субъектность. В этой связи можно вспомнить отношение к войне и к трагедии Холокоста на недавнем памятном мероприятии в Освенциме. Например, поведение представителей Украины, которые пытались разделить общую победу во Второй Мировой войне на национальные лагеря, условно говоря. И решили произвольно расширить круг участников Холокоста, виновников Холокоста, что напрямую противоречит позиции, заявленной незадолго до этого официальными лицами России и Израиля на памятных мероприятиях, посвященных трагедии Холокоста в Иерусалиме. Можно предположить, что подобная ревизия наследия Великой Победы никак не укрепляет ни международную репутацию этих стран, ни внутреннеее гражданское единство, а также не способствует формированию надежного фундамента для построения более достойного успешного будущего, о котором они сегодня так часто говорят.
Размышляя о значении Великой Победы в качестве фундамента будущего постсоветских государств, можно обратиться к тем планам, которые изначально вынашивались руководством Третьего рейха перед нападением на СССР. В рамках этих планов не было никакого упоминания о самостоятельном развитии советских народов, народов Евразии. Ничего не говорилось об их государственном самоопределении, достойной роли в будущем. Напротив, речь шла об ограничении жизненного пространства, возможностей социального, культурного, экономического развития. Не было в планах никакой политической субъектности, говорилось только об их обслуживающей роли в отношении расы господ, которая должна была утвердиться по итогам завоевания СССР и включения в подконтрольные Третьему рейху его территории. Поэтому те, кто пытается сегодня ревизовать наследие Победы, должны помнить об этих масштабных негативных планах.
Гульмира Илеуова, президент общественного фонда «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» (Алматы)
После окончания ВОВ прошло 75 лет. Многое изменилось в жизни тех, кто еще сравнительно недавно составлял советский народ. И надо признать, что советский этап истории Казахстана на сегодняшний день подвергается переосмыслению не только на уровне официальной истории, но и на уровне восприятия исторической памяти народа. Противоречивость трактовок и избирательность событийного ряда при рассмотрении советской истории Казахстана становятся характерными приметами историографии. При этом многие исторические события в общественном сознании все реже воспринимаются как черные или белые, а все чаще предстают в пограничном сером цвете.
Однако, как показали сравнительные исследования, проведенные общественным фондом «Стратегия» в 2009 и 2019 годах, это не касается событий ВОВ. О них широко известно населению – свыше 96% сказали об этом, и, что важнее, уровень осведомленности о войне высокий во всех группах старше 18 лет.
Обращаю внимание, как в ходе исследования отреагировали казахстанцы на те провокационные вбросы, которыми популисты пытались очернить подвиг героев-панфиловцев и в целом участие казахстанцев в ВОВ. Так, 67% опрошенных твердо разделяют мнение, что казахстанцы сражались с фашистскими агрессорами за свободу своей страны и Советского Союза, отрицая суждение о напрасной гибели казахстанцев. 64% респондентов разделяют мнение, что группа из 28 человек во главе с политруком Клочковым 316-й стрелковой дивизии совершила подвиг, сдерживая атаку немецких танков под Москвой, не считает это мифом, придуманным советской военной пропагандой для подъема боевого духа солдат.
Также нельзя не отметить, что значительное влияние на восприятие ВОВ в Казахстане оказывают известность и авторитет казахов-героев войны, известность которых у молодежи намного выше, чем, например, известность политических лидеров того периода.
Как отмечали участники обсуждений в фокус-группах, роль героев важна. Если бы их не было, то не было бы и народа. А на вопрос об известных персонах советского периода участники обсуждений вне зависимости от возраста одним из первых называли Героя Советского Союза Бауыржана Момышулы, как пример доблести и патриотизма.
Эта склонность населения к восприятию исторических событий через их персонализацию, рассмотрение масштабной катастрофы через призму судеб отдельных людей, не обязательно героев, а также рядовых солдат, офицеров, чаще всего находит отражение в кинематографе, художественной литературе, документалистике. В этом смысле обращает на себя внимание совместный российско-казахстанский фильм «Солдаты Казахстана» казахстанского публициста Джанибека Сулеева.
Как видно, сейчас направление личностного прочтения истории находит свое научно-социологическое измерение, например, в виде использования биографического метода изучения. В этой связи для меня представляется крайне важной информация, которую я почерпнула из доклада Сергея Кондратенко и Лайлы Ахметовой по поводу направлений исторических исследований ВОВ. Так, в своей части доклада Сергей Кондратенко указывал, что среди новых тенденций изучения истории ВОВ стоит выделить такие, как персонализация, то есть личностная история, как участников войны, так и тружеников тыла, семейные истории, изучение их, а также сбор и публикация воспоминаний ветеранов. Лайла Ахметова, в свою очередь, рассказала о проводимой у нас работе по выявлению военнопленных и партизан из Казахской ССР в европейских странах.
Еще одно большое направление – это процесс формирования значительного числа баз данных о погибших, пропавших без вести, военнопленных, партизан, репрессированных. В Казахстане и в России идет большая работа по оцифровыванию всех собираемых данных, что позволит в дальнейшем новым поколениям наших стран глубже и полнее понять размах той катастрофы, которую пережили их предки. И, как справедливо отмечает Лайла Ахметова, все это разные форматы воплощения одной идеи – сохранения памяти о ВОВ, воспитания патриотизма на примерах героических судеб представителей старшего поколения – поколения победителей.
Джанибек Сулеев, web-издатель (Алматы)
Мы не можем обойти вниманием такую знаменательную дату, как 75-летие Великой Победы. Я хочу обозначить вопрос, который последнее время становится актуальным. Понятно, что он инспирирован, подпитывается определенными силами. Я имею в виду странные оценки о течении и итогах Второй Мировой войны. И в этом вижу даже не инсинуацию, а некую безграмотность, искажение. Например, Вторая Мировая война и, в частности, ее большой кусок – ВОВ – мы имеем право так ее называть, потому что, в конце концов, СССР внес главный вклад в победу над фашистской Германией.
Сейчас раздаются голоса о том, что это была война двух кровавых диктаторов Сталина и Гитлера. И что там делали казахи? И сколько от нас ушло ресурсов? И сколько там наших людей погибло? Это нелогичные и даже идиотские заявления. Ведь это была мировая война. Понятно, что в этой войне никак не мог не участвовать Советский Союз и Казахстан, как его составная часть. Раз война мировая, то боевые действия шли в Атлантике, на Тихом океане, в Северной Африке, Азии, основные боевые действия — в Европе. И казахи тоже участвовали. Почему-то никто не говорит о том, что если бы это не была война и казахов тоже, то не было бы в их рядах 520 Героев Советского Союза – это 6-я строчка после славян, татар и евреев. То есть казахи были умелыми воинами, героями. Учитывая то, что казахи до революции, по сути, находились на обочине мировой истории, то во Второй Мировой войне они открыли миру свое имя. Это один момент.
Если это не наша война, как мы можем говорить о нынешнем нашем состоянии? О независимости и суверенитете Республики Казахстан? Ведь именно из-за того, что мы были одной из советских республик, и в этом качестве участвовали в войне в составе сил антигитлировской коалиции, теперь нам не стыдно перед потомками.
Если бы мы проиграли, то не было бы речи о независимости Казахстана! Неужели эта простая мысль непонятна тем, кто говорит, что война была не наша?! Такая позиция может довести до конкретных негативных вещей. Нельзя стрелять в прошлое. Прошлое всякое бывает – есть чем гордиться, есть, чего стыдиться. Это у всех народов было. Тем более у тех государств, которые дошли до наших дней в качестве независимых государств-членов ООН. Я обращаю особое внимание на это и считаю, что таким заявлениям пора давать отпор, как оторванным от действительности, подрывающим наше суверенное настоящее
Константин Дроздов, к.и.н., старший научный сотрудник Института российской истории РАН, заведующий научным архивом ИРИ РАН (Москва)
Доклад, представленный Сергеем Кондратенко и Лайлой Ахметовой является сегодня актуальным. На мой взгляд, важно, что в своей части доклада Сергей Кондратенко отмечает: сегодня из современной историографии исчез и почти не используется историками термин «советский народ» как единая общность наций, проживавших на территории одного государства. Тем самым, заключает докладчик, размывается представление об общем вкладе всех союзных республик в Победу в ВОВ. Забывать об общем вкладе всех союзных республик ни в коем случае нельзя.
Также справедливо и убедительно звучат слова Лайлы Ахметовой о том, что историческая память народа, память о ВОВ является одной из важнейших составляющих современной казахстанской идентичности. А переосмысление событий нашей общей истории в одном из государств неизбежно вызывает ответную реакцию, как правило, острую и негативную, в другом государстве.
Поэтому одна из основных задач, которые стоят перед современными историками России и Казахстана, это сохранять и транслировать в широкие массы представления об общей Победе, которая была добыта в те годы многонациональным советским народом. Победа, в основе которой лежало боевое и трудовое братство, единение всех народов, проживавших в Советском Союзе и ставших на защиту своей Родины.
Вместе с тем, мы не должны ни на минуту забывать, что победа ковалась на фронте и в тылу в тяжелейших человеконенавистных условиях существования сталинского режима. Что в одно время с героическими подвигами продолжали осуществляться массовые политические репрессии инакомыслящих, депортации целых народов, рабский труд миллионов простых граждан в лагерях ГУЛАГа и на спецпоселениях. Но на это, к сожалению, в докладе не было обращено особого внимания.
Как историк-архивист, я бы хотел сказать несколько слов на тему роли архивных документов в деле изучения истории ВОВ, общественного интереса к ним. Будучи заведующимй научного архива Института российской истории, хочу рассказать немного о нашем уникальном архивном фонде. Речь идет о большой коллекции интервью с бойцами, командирами и политработниками Красной Армии, которые были собраны в период войны и в первые два послевоенных года научными сотрудниками комиссии по истории ВОВ при Президиуме Академии Наук СССР. Эту комиссию возглавлял известный советский историк Исаак Минц, поэтому и комиссия, которая записывала интервью, известна многим исследователям как комиссия Минца.
Стенограммы бесед с солдатами и офицерами Красной Армии, записанные по горячим следам, недалеко от передовой линии фронта, представляют собой уникальный источник для изучения проблемы жизни и поведения человека на войне. Стенограммы представляют собой документы, в которых люди рассказывают о своей повседневной жизни на фронте, о психологическом состоянии во время боя, описывают индивидуальные и коллективные стратегии выживания на фронте.
Собранные комиссией Минца интервью явно не вписывались в парадно-лакированный образ войны. В них война отразилась во всех ее ужасах и противоречиях. Были опрошены на фронтах сотрудниками комиссии в основном мужчины. Но встречаются интервью и с женщинами. Как правило, это рассказы еще совсем молодых девчонок, ставших инструкторами и связистами, шоферами и снайперами, техниками и пилотами.
Деятельность комиссии выглядит беспрецедентной не только по масштабу проделанной работы во время войны, но и по результатам. Это почти четыре тысячи интервью. Поэтому не случайно, что за последние несколько лет возрос интерес среди историков-исследователей и простых граждан к этим документам.
Достаточно много интересных материалов в фонде имеется о казахстанцах в годы войны. Прежде всего, это стенограммы бесед с панфиловцами, бойцами, командирами и политработниками 8-й гвардейско-стрелковой дивизии, записанные осенью 1942 года, а часть материалов, записанная в 1944 и 1946 годах.
Кроме того, в разделе «Герои Советского Союза» можно отыскать стенограммы бесед с казахстанцами, получившими это высокое звание в годы войны.
В связи с этим, на мой взгляд, представляется актуальным и перспективным сотрудничество с нашими коллегами из Казахстана в этом направлении, то есть в выявлении и публикациях интервью с казахстанцами, которые воевали на различных фронтах ВОВ, с тружениками тыла.
Первый шаг в этом направлении был уже сделан в прошлом году. Молодая исследовательница из Алматы Светлана Белоус на основе выявленных в нашем архиве документов подготовила и опубликовала в Казахстане книгу «Память о войне: портреты казахстанцев. На материалах комиссии по истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Эта книга-хрестоматия является первым сборником систематически подобранных документов комиссии Минц, в которых рассказывается о казахстанцах в годы войны. В книгу вошли и записи бесед с панфиловцами – Мухамедьяровым, Исмаиловым, Жетпысбаевым, героями Советского Союза Букенбаевым, Сьяновым, Бедой, писателями и артистами – Мукановым, Умурзаковым, Ивановым, Байсеитовой, с председателем Призидиума Казахского филиала Академии Наук СССР Сатааевым, с колхозниками колхоза имени Сталина Угалинского района Алматинской области – Сираштан, Богатыревой, Петровой, Межинской и другими.
Хочется надеяться, что наше сотрудничество с коллегами из Казахстана на ниве исторических исследований будет продолжаться. Ведь, на мой взгляд, от того, насколько хорошо будут знать, осмыслять и помнить о событиях ВОВ молодые поколения в России и в Казахстане, будет зависеть, сохранится или нет наша общая Победа в их исторической памяти. Насколько значимыми, символичными для них окажутся такие общие для нашей истории ХХ века герои, как генерал Иван Панфилов, политрук Василий Клочков, легендарный батыр Бауыржан Момышулы и другие, от этого, в конечном счете, во многом будет зависеть и дальнейшее будущее наших народов в рамках единого культурно-исторического и ментального пространства Евразии.
Замир Каражанов, политолог (Алматы)
Казахстанцы внесли большой вклад в Великую Победу. Он измеряется не только их участием на фронтах ВОВ. Хотя и это обязательно всегда нужно отметить. Здесь было сформировано несколько дивизий. Самый известный пример – это оборона Москвы, в которой принимали участие казахстанцы. Они воевали с самых первых дней войны — обороняли Брестскую крепость, затем принимали участие в Сталинградской битве, в штурме Берлина и т.д. В настоящее время, спустя десятилетия после войны, тела казахстанских военнослужащих находят в разных уголках западной части России, в Украине, Беларуси, в странах Восточной Европы
Помимо того, что казахстанцы были мобилизованы, необходимо отметить их вклад в тылу. На территории Казахстана не было масштабных боевых действий. И это предопределило то обстоятельство, что в Казахскую ССР было эвакуировано много предприятий. В довоенный период она не была промышленно развитой республикой. Предприятий было немного. Но уже в первые недели войны они начали перепрофилироваться на производство военной продукции. Далее началась эвакуация промышленных предприятий с запада СССР, в том числе и в Казахстан. Интересно, что эти непростые процедуры заняли достаточно короткое время. Люди укладывались в срок не более двух месяцев, чтобы разгрузить предприятия с поездов, с эшелонов и до момента начала выпуска военно-оборонной продукции. Уже к весне 1942 года на территории Казахстана действовало порядка 20 оборонных предприятий. Поимо этого в Казахстане началось строительство новых предприятий, связанных с оборонной промышленностью. Таким образом, за первые годы войны здесь достаточно много появилось заводов и фабрик, выпускавшие широкий ассортимент оборонной продукции: снаряды, мины, торпеды и т.д.
В предвоенный период в Казахстане была не сильно развитая энергетика и сырьевая база – все, что необходимо для развертывания промышленного производства. За годы войны ситуация изменилась. Если в довоенный период сырье добывали в западных регионах, то в военный период Казахстан стал одним из поставщиков цветных металлов, алюминия, угля. За годы войны республика сильно изменилась. То, на что в довоенный период уходили годы и даже десятилетия, в годы войны создавалось в течение нескольких месяцев. Были широко поставлены работы по перестройке экономики на военные рельсы.
Хотелось бы отметить, что в предвоенный период шла политика индустриализации СССР, наращивание промышленного потенциала, потому что это было необходимо для развития экономики, повышения благосостояния населения. Зато предприятия, которые удалось спасти, развились в Казахстане, таким образом, частично удалось сохранить промышленный потенциал, который был сформирован в довоенном Союзе.
Предприятия, которые были эвакуированы в Казахстан и новые, созданые в годы войны, оказали большое влияние на восстановление экономики в послевоенный период. Большинство из них начало перепрофилировать свое производство с военных нужд на гражданские. В Казахстане начали выпускать всю продукцию, необходимую для сельского хозяйства. Также в республику были эвакуированы фабрики легкой промышленности, появились в военный период предприятия пищевой промышленности. И все они начали работать на послевоенное восстановление Советского Союза. Ведь в регионах, где шли активные боевые действия, никакой промышленности не осталось. В лучшем случае, голые стены. Сегодня главное — помнить о том, что каждая республика СССР внесла большой вклад в Победу, чтобы было мирное небо у каждого из нас над головой.
Сергей Пашевич, полковник запаса, руководитель союза ветеранов локальных войн и военных конфликтов «Боевое братство» (Алматы)
О категории исторической памяти много можно говорить и писать. Но если не потрогать артефакты своими руками, не прочувствовать атмосферу тех лет, молодежи рассказывать о подвиге наших дедов, о единстве наших народов будет трудно. Посмотрите на наши музеи. Они давным-давно устарели. Там нет интерактивных экспозиций.
В течение ряда лет, когда проводились акции «Ночь в музее», мы с ветеранами Афганской войны приобрели за свои собственные средства макеты оружия времен войны, показывали их на экспозиции в одном из наших музеев.
Меня удивляет отношение его сотрудников – эти экспозиции по сей день выглядят очень бледно. Пять лет назад, когда готовилась очередная экспозиция, мы предложили из запасников музея достать оружие фашисткой Германии, чтобы показать, какого врага победили наши прадеды, деды и отцы. В ответ я услышал: «Ветераны обидятся, если мы выставим такую экспозицию». А ходить и смотреть на старые фотографии, безголосые экспонаты – это ничего не дает. Мы таким образом никогда не воспитаем ни патриотов, ни людей, у которых будет память о тех, кто сложил голову на полях сражений.
Нас, как ветеранов, беспокоит отношение к мемориалу в Парке 28-ми гвардейцев-панфиловцев. Не единожды его оскорбляли, подвергали нападению вандалов. Виновных до сих пор не нашли. Да и восстановление после вандализма вызывает очень много вопросов. Например, там многие детали не соответствуют ни времени, ни стилю. А если говорить о патриотизме и ничего не делать, то это слово останется просто словом. На эти моменты мы обращаем особое внимание.
Школьные учебники истории безголосые. На изучение ВОВ там отводится два часа. О чем могут узнать наши дети? Надо выпустить дополнительные пособия, которые помогут узнать о казахстанцах на войне гораздо больше, чем есть в учебниках. То же касается и учебников по истории Казахстана для высшей школы. О ВОВ, о ярких подвигах в них мало говорится. Мы раньше, учась в школе, знали имена и фамилии многих Героев Советского Союза, за что они получили эти награды, какие подвиги совершили. Будучи пионерами, мы знали имена всех пионеров-героев. Вступая в комсомол, знали, когда и за что ВЛКСМ была награждена многими орденами. Мы знали о молодогвардейцах Краснодона, партизанах-подпольщиках Белоруссии. Дети этого сейчас не знают. Потому что мы не дорабатываем. Авторы обсуждаемого доклада, другие неравнодушные, кто пытается проводить памятные мероприятия, они зачастую это делают на свои собственные средства или на деньги очень малочисленных спонсоров.
В этом году мы отмечаем 75-летие Победы. Конечно, тут вмешались непредвиденные обстоятельства пандемии коронавируса. Инициативу проведения Бессмертного полка в Алматы на себя взяли ветераны Афганской войны, потому что опыт проведения таких акций у нас уже был. Когда к нам пришла молодежь с такой же инициативой, мы ее поддержали. Хотя еще 10 лет назад мы проводили марши ветеранов. Бессмертный полк стал продолжением этого.
У меня вызывают сомнения очень многие фильмы о ВОВ, снятые в наше время. Например, отношение к военной форме. Возьмем, к примеру, сериал 2017 года «Джульбарс». Там капитан-пограничник ходит неопрятный. Не было такого, чтобы красный командир ходил неопрятным. Таким образом, зачастую создается негативный образ воинов Красной Армии. Поэтому такими историями перестают интересоваться наши дети.
Как воспитывались мы? Никто никогда в наше время так много не употреблял слово «патриотизм». Мы просто смотрели фильмы. Такие, как «Пятеро с неба», «Зеленые цепочки», «Освобождение» и многие другие. Мы также читали книги. В школе мы немало изучали подвиги героев во время ВОВ.
Я могу сказать, почему на празднование Дня Победы ополчились в мире – и на Западе, и в Америке. Да потому что они прекрасно понимают, что в нынешней ситуации эта Великая Победа – немногое, что нас объединяет со странами нынешнего СНГ. Да, мы победили вместе. И это главное. В общем-то, и неважно, кто первый воодрузил флаг над Рейхстагом. Понятно, что во все времена была состязательность. Вопрос в том, что мы победили, и какой ценой досталась нам Победа. Поэтому, когда говорят, что мы развиваем победобесие, это, на самом деле, они бесятся от бессилия, оттого, что у нас генетическая память о подвигах наших отцов и дедов.
Пусть такая работа продолжается. Много мероприятий, которые были запланированы в этом году на постсоветском пространстве, не состоялись. Но мы надеемся, что они пройдут позже. Приезжая на форумы, мы встречаемся с единомышленниками. В настоящее время ветераны Афганской войны постоянно выезжают на места боев дивизий, которые были сформированы в Актюбинске. Они устанавливают памятные знаки, находят людей, родственников погибших фронтовиков. Не так давно поисковики из Эстонии привезли останки воина-казахстанца. На какие деньги? Нашелся спонсор. Государство таким моментам если и уделяет внимание, то мало и формально. Если что-то делается, то по нашей инициативе – внуков и правнуков фронтовиков-победителей.
Поэтому что бы ни происходило в других местах на нашей планете, мы как помнили, что такое Победа, как помнили наших отцов и дедов, так и будем помнить. Самое главное – мы победили!
Александр Левченков, к.и.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья Российского государственного гуманитарного университета (Москва)
Экспертный доклад, который мы обсуждаем, эта совместная работа моих коллег из России и Казахстана представляет собой, на мой взгляд, актуальное и полезное исследование. Его результаты могут показаться интересными и быть использованы органами государственной власти России и Казахстана, научно-экспертным сообществом наших двух стран, а также других государств постсоветского пространства, и, как максимум, во всем мире. В среде наших соотечественников за рубежом в разных странах этот доклад может оказаться полезным, поскольку содержит перечень и ссылки на электронные ресурсы, которые дают доступ к информации, архивным документам и материалам, связанным, в том числе с личными делами, историями, персоналиями, участниками войны, пострадавшими, погибшими, местами захоронений и результатами поисковых работ.
Это важно в условиях ведущейся сейчас в России, в Казахстане, и в других странах мира напряженной борьбы с коронавирусом, в которой мы одержим победу. Доклад представляется вдвойне актуальным, поскольку его электронный формат может оказаться полезным и для педагогической, и для просветительской деятельности наших коллег, которые могут использовать предоставленную информацию в своих профессиональных целях.
Хотелось бы отметить, что в докладе нашли отражение основные работы, которые проводятся в России и в Казахстане. Что очень важно, они поддерживаются всеми силами со стороны государств по популяризации памяти о ВОВ, по укреплению памяти о войне как общей трагедии и о Победе, как общем достижении народов, о решающем вкладе СССР в победу над нацизмом, в победу над странами Оси в годы ВОВ и Второй Мировой войны в целом.
В этой связи представляется перспективным активизация совместных действий по подготовке пособий по ВОВ и Второй Мировой войне между российскими и казахстанскими учеными и педагогами, ориентированные как на школьников и учителей, так и на вузовское сообщество. Тем более что такой опыт в странах СНГ уже имеется. В частности, РГГУ и некоторые российские научные и образовательные структуры совместно с коллегами из Беларуси в прошлом году подготовили и сейчас дорабатывают совместное пособие, посвященное истории ВОВ. Я и соавтор обсуждаемого доклада Сергей Кондратенко являемся одними из авторов некоторых разделов в данном пособии. Думаю, что подготовка подобного пособия силами авторов из России и Казахстана представляется актуальной и, главное, вполне достижимой. Поскольку, исходя из доклада, который мы обсуждаем, чувствуется, что база для этого есть. Мы как специалисты, которые, так или иначе, задействованы в контактах между Россией и Казахстаном и другими странами постсоветского пространства, знаем, насколько этот интерес велик, насколько высока востребованность в подобных проектах. Это одно из тех направлений, о которых авторы доклада тоже пишут, которое я хотел бы поддержать. Конечно же, помимо таких очевидных истин, как необходимость дальнейшего укрепления позиционирования результатов нашей научно-просветительской деятельности, большой работы, которую проводят архивы России и Казахстана по выявлению и оцифровке архивных документов по истории ВОВ, продвижению этих результатов в сети Интернет. Причем, возможно, стоит подумать не только о русскоязычном или казахоязычном сегменте, но и об англоязычном с, чтобы как можно более широкие слои населения в странах дальнего зарубежья также могли знакомиться с этими документами, чтобы наша общая позиция звучала как можно ярче и тверже.
Аманжол Уразбаев, к.ю.н., президент общественного фонда «Молодежный патриотический центр «Арлан»» (Нур-Султан)
Поисковой работой я занялся в мае 2008 года и по сей день ею продолжаю заниматься. Недавно нам удалось найти место захоронения еще одного солдата из Казахстана. Он погиб в первом же бою, в апреле 1942 года на Карельском фронте. Данный поиск позволил приподнять еще один пласт, одно из белых пятен той страшной войны. Это маршевые и лыжные роты и батальоны. Помимо штатных 23-х воинских соединений, сформированных в Казахстане, о которых упоминается в основном докладе Лайлы Ахметовой и Сергея Кондратенко, сотни и тысячи казахстанцев были мобилизованы в составе маршевых рот, лыжных батальонов и запасных полков.
По данным военных исследователей, особую страницу в эту войну вписали «запасные лыжные полки, которые имелись в составе архангельского, московского, уральского, приволжского и сибирского военных округов. В лыжбаты попало почти 160 тысяч человек. По численности это четыре средних армии. Их отправляли на Западный, Брянский, Калининский, Северо-Западный, Волховский, Ленинградский и Карельский фронты. Лыжбаты имели на вооружении автоматы ППШ, легкие минометы, ручные пулеметы. Поэтому их использовали на острие наступлений. И в связи с этим количество людских потерь было очень большим».
Подавляющее большинство лыжбатов было расформировано уже через 2-3 месяца после прибытия на фронт. К этому моменту в них при штатной численности 578 человек обычно оставалось от 40 до 80 бойцов. Похоронки домой высылались редко. Документы по учету личного состава и боевые документы часто терялись, так как штабы многих батальонов гибли. К примеру, из 44-х лыжбатов, попавших на Волховский фронт, с декабря 1941 по март 1942 года в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации имеются документы всего по двум лыжбатам.
Всего за годы войны в маршевых подразделениях на фронт отправлено около 10 миллионов человек для пополнения действующей армии. Эшелоны с живой силой непрерывно шли из Казахстана, а также через Казахстан на Запад. Наши земляки помимо пополнения казахстанских дивизий прибывали на фронт в составе маршевых подразделений Уральского, Приволжского и Сибирского военных округов.
В качестве иллюстрации хочу привести следующие данные. Краткие выводы по результатам Кестеньгской наступательной операции Карельского фронта, длившейся с 24 апреля по 10 мая 1942 года, были следующие: задача, поставленная войскам кестеньгского направления не была выполнена, несмотря на превосходство в силах и исключительное мужество и упорство, проявленное в боях личным составом. Так, только за 7 дней боевых действий 263 стрелковая дивизия, в которую в составе лыжбата попал разысканный мною солдат, в результате лобовых фронтальных атак мощно укрепленной позиции немецкой дивизии СС-Норд, потеряла убитыми и ранеными 2097 человек. То есть солдат раз за разом гнали на пулеметы, минометный огонь и артеллерийскую шрапнель, не сумев предварительно подавить ни одну из огневых точек противника. Большая часть вновь прибывших необученных солдат погибли в первых же боях. При этом многие из них даже не были учтены в списках безвозвратных потерь в братских могилах. Между тем, в списках только трех маршевых рот 288-го запасного лыжного полка, прибывших на Карельский фронт как пополнение в начале апреля 1942 года из Сибирского военного округа, из 756 призывников значится более половины солдат-казахстанцев. Среди них выходцев из Семипалатинской области – 163 человека, из Алматинской — 88, из Северо-Казахстанской — 66, из Павлодарской – 33, остальные из других областей. Ни один из более сотни погибших в этом кровавом месиве казахстанцев 263-й стрелковой дивизии не внесен в список на братской могиле поселка Кестеньга при перезахоронении из первичных воинских погребений в 1956-1959 годах.
Это лишь один маленький эпизод большой страшной войны, вместившую в себя трагедию тысяч душ, не упокоившихся и поныне.
Здесь я хотел бы привести слова Булата Окуджавы:
«Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат…»
Работа по возвращению солдат из небытия и поиску их последнего места пристанища продолжается.
Лайла Ахметова, д.и.н., директор Центра ЮНЕСКО КазНУ им. аль-Фараби (Алматы)
Источник: Интернет-издание DIALOG.kz