Почему расходы на образование в Казахстане растут, а качество падает?

27.10.2017

«Если можно влюбиться в учебник, то это учебник по русской литературе за 7-й класс», — сказала руководитель представительства КИСИ при президенте Казахстана в Алматы Мадина Нургалиева, выступая на заседании экспертного клуба на тему: «Просвещенные люди Евразии. Модернизация образования: традиции и тенденции развития, факторы качества и эффективности».

StanRadar.com приводит выдержку из выступления эксперта:

«За системой образования закрепился негативный информационный фон. Мы уже привыкли и не надеемся какой-то позитив услышать. В системе образования есть несколько ключевых документов государственной важности и значимости, которые вместо фокусировки, на мой взгляд, несколько распыляют все усилия в реформировании. Например, у нас есть Госпрограмма развития образования и науки РК на 2016-2019 гг. и еще План мероприятий по реализации Государственной программы; есть Стратегический план МОН РК на 2017-2021 гг. и Дорожная карта развития трехъязычного образования на 2015-2020 гг., отдельно представлены различные подпрограммы и т.д.

И каждая новая инициатива порождает еще большую путаницу. В головах самих управленцев формируется некая расфоркусировка того, что нужно сделать.

Важный пункт оценки системы образования и его качества — это экономическая составляющая. Речь идет о затратах государства на науку и образование. По тому, сколько государство вкладывает в систему образования, можно предположить и оценить ее потенциал, эффективность.

С 2016 года фиксируется рост затрат на образование, что связано со стартом работы государственной программы развития образования и науки, рассчитанной на 2016-2019 гг. За 2016 год расходы государственного бюджета на образование составили 1,6 трлн. тенге или 18% от всего государственного бюджета. Сфера образования стоит на втором месте в рейтинге расходов после социальной помощи и соцобеспечения (21%). На третьем месте здравоохранение (11%), на четвертом транспорт (8%).

При этом те средства, которые выделяются на сферу образования из Национального фонда, касаются материальной базы — строительства школ, материально-технического оснащения. В остальном образование на 80% финансируется местными бюджетами — то, что касается человеческого наполнения. У нас только высшее образование и программы республиканского уровня финансируются за счет средств республиканского бюджета.

И в региональном аспекте тоже есть разные весовые категории регионов, которые по-разному финансируются. Отсюда мы имеем разные показатели.

У нас очень большой дисбаланс в уровне образования городской и сельской молодежи. Причем на всех ее ступенях.

Отдельным пунктом стоят расходы на НИОКР.  В рейтинге расходов на научные исследования и  разработки из 72 стран Казахстан находится на 61 месте, по данным за 2015 год. Расходы исчисляются исходя из расходов по отношению к ВВП. Так вот в Казахстане только 0,2% к ВВП тратится на НИОКР. Для сравнения, Российская Федерация – 1,1% (27 место), Беларусь 0,5% (44 место). Ниже нас только Кыргызстан (0,1%) – на 66 месте. В Китае, например, с 2012 год фиксируется приличный рост, он на 14 месте, с 2,1% ВВП. Страна вкладывает примерно 369 млрд. долларов ежегодно в данный сектор.

В свое время я работала в академической системе и знаю, насколько бедственное положение у людей академической сферы, фундаментальные исследования находятся в плачевном состоянии. Хотела бы обозначить некоторые вызовы, которые могут быть в перспективе связаны с темой образования. Во-первых, большая бюрократия. Даже сейчас для того, чтобы получить какой-то государственный грант в рамках системы образования, нужно собрать большой пакет документов, потратить на это деньги, заверить нотариально, а потом находиться в состоянии статиста для того, чтобы состоялся конкурс.

И понятно, что далее пройдет уже какая-то компания, структура, институт, которые получат тот или иной грант. Второй вызов – материальный. Образование в Казахстане есть смешанное, бесплатное и платное. И если платность раньше больше касалась сферы высшего образования, то теперь она спускается на уровень школ и детских садов. Ценовая политика здесь разная. Есть совсем элитные школы и детские сады, есть попроще, а есть частные квартиры. Это в будущем может стать большой проблемой, когда образование станет одним из факторов социального неравенства.

В определенном смысле я рассматриваю переход на латиницу сложным в том плане, что он ляжет на плечи школьного образования. Нужно хорошо продумать, как это все организовать на уровне исполнения.

Еще один момент заключается в том, что многие родители на фоне критики учебников стали обращать внимание на перспективы домашнего образования.

Хочу выказать и позитив. Отметить учебник по русской литературе для 7-го класса. Это чудесный учебник. Если можно влюбиться в учебник, то это учебник по русской литературе за 7-й класс. Министерство образования постоянно вынуждено отбиваться от нападок. А на самом деле, есть и рациональные зерна в его деятельности, они не успевают распылять позитив, отбивая стрелы нападок.»

 

Заседание экспертного клуба на тему «Просвещенные люди Евразии. Модернизация образования: традиции и тенденции развития, факторы качества и эффективности» было организовано ОФ «Мир Евразии». Материал предоставлен организаторами мероприятия.

 

Источник: Stanradar.com