Под видом рабочих мигрантов в Россию приезжают потенциальные и явные сторонники запрещенной в России «ДАИШ» (или ИГИЛ). О том, можно ли эффективно бороться с игилизацией интернет-пространства активно обсуждали башкирские и киргизские эксперты 10 марта на конференции «Практическое взаимодействие молодежи России и Киргизии по пресечению деятельности экстремистских религиозных организации в сети Интернет».

В плане распространения религиозного экстремизма в самом Кыргызстане ситуация гораздо хуже чем в России. Ситуация настолько плоха что некоторое время назад даже пришлось собирать национальный совет с целью выработать стратегические решения по противодействию «игилизации» и «хизбутахриризации» Кыргызстана. Во время пятничного намаза в школах Кыргызстана гораздо меньше учеников, многие прогуливают занятия и идут в мечеть. А на вокзалах и рынках крупных городов практически открыто проповедуют адепты запрещенных религиозных организаций (причем не только мусульманских, действуют еще и различные пвседохристианские секты).

Киргизские эксперты предложили интересный рецепт – создание интернет-патрулей в социальных сетях (facebook, вконтакте и др.). Суть предложения в том, что активные пользователи объединяются в группы, проявляют бдительность, выслеживают экстремистский контент, и добиваются его удаления. Эксперты из Уфы оценили возможность такой инициативы. Руководитель Научного центра Развития исламского образования БГПУ им. М. Акмуллы Данияр Абдрахманов отметил, что нельзя забывать о традиционных способах работы – лекции, просвещение, проведение открытых круглых столов. В Кыргызстане не хватает компетентных мулл, хорошо владеющих русским языком, почему бы не воспользоваться имеющимися наработками коллег из российских регионов. Центр исламского образования в Уфе уже начал активно выгладывать в открытый доступ лекции и прочие методологические материалы, которые могут быть хорошим подспорьем киргизским коллегам.

Присутствующий на мероприятии сотрудник совета по государственным и межнациональным отношениям при главе Башкирии Р. Карымышев отметил трудности, возникающие при «патрулировании» интернет-контента. Тот же «ДАИШ» в день несколько тысяч интернет-роликов и только малая толика включает в себя откровенную агитацию или сцены насилия. Остальные носят вполне мирный характер. На них игиловцы раздают милостыню, фотографируются вместе с кошечками и всячески демонстрируют свой гуманизм. «Как вы будете бороться с этим, казалось бы, безобидным контентом», вопрошает эксперт.

Объяснение этому феномену дает другой участник мероприятия политолог Дмитрий Михайличенко. У социальных психологов есть такое понятие как «окна Овертона». Все люди имеют базовые мнения о тех или иных событиях и факторах. Например, считается, что «терроризм – это неприемлемо», «курение – это плохо», а «спорт – это позитивно». Задача манипуляторов общественным мнением изменить это восприятие, поколебать устойчивые стереотипы. Поэтому через соцсети массово забрасывается позитивный видео- и графический контент, связанный с ДАИШ. Экстремисты хотят, чтобы их услышали, начали воспринимать не только как борцов с неверными, но и как обычных людей.

Задача экспертного сообщества и компетентных органов – пресекать эти попытки, однако это сделать не так просто. Нужно понимать логику распространения контента в фэйсбуке и других соцсетях. Эксперты также отметили необходимость использования современных возможностей продвижения сайтов в поисковиках с тем, чтобы официальные (а не экстремистские) сайты религиозных организаций всегда были в поисковике на первых местах.

«Без специалистов-технарей не обойтись», – отметил проректор УГАТУ Илья Якупов. В России проживают более 20 миллионов мусульман, — отмечает эксперт по евразийской интеграции Константин Сафронов, и это не внешняя периферия исламского мира, а неотъемлемая его часть. Только в Башкирии насчитывается примерно 2 млн. мусульман, что составляет 50% всего населения республики. Просветительская работа в социальных сетях, блокировка ложных религиозных идей, подготовка ответов на актуальные вопросы ислама и современных политических процессов выработает у молодежи своеобразный идеологический иммунитет к античеловеческой экстремистской идеологии.

К социальным сетям относиться нужно серьезно и воспринимать их не как виртуальное пространство для развлечения, а как рупор способный вести за собой массы. Социальные сети в качестве инструмента сбора и распространения информации значительно превзошли обычные опросы, проповеди, листовки и информационные интернет-сайты. Это происходит за счет большого числа охваченных пользователей и достаточно сложного процесса выявления адресатов в сети.

Практически каждое муниципальное образование, каждая деревня и район имеют множество групп в социальных сетях с насыщенным контентом активных пользователей. Подобные группы не только транслируют общественное мнение, но и формируют представление общественности о текущих политических и межконфессиональных отношениях, которое не всегда выстраивается в правильном русле.

К общим причинам и факторам, способствующим искажению политических и межконфессиональных отношений, следует отнести нарастание негативных тенденций, выражающихся в попытках внедрения через социальные сети в информационное пространство как Республики Башкортостан, так и Киргизкой Республики религиозных течений радикального характера, исходящих от ДАИШ и Хисб ут-Тахрир. В таких условиях возникает благоприятная среда для наиболее эффективной адаптации информационных посылов деструктивного характера и проникновение их в сознание населения.

Сложившиеся условия говорят о необходимости активизации работы не только в социальных сетях, но и укреплять коммуникационные возможности на пространстве Евразии. Нам необходимо быть в постоянном диалоге и стремиться к тому, чтобы молодежь наших государств была в полной мере вооружена информацией о религиозных и политических доктринах, не дающей возможности ложным экстремистским догмам проникнуть в ее сознание и исказить правильное мировоззрение. Поэтому видится целесообразным регулярно проводить мероприятия круглые столы, видео-мосты, вебинары, семинары на различные тематики, начиная от профилактики экстремизма и заканчивая вопросами образования на пространствах Евразии, с обязательным участием муниципалитетов, районов и городов Республики Башкортостан и Киргизской Республики в формате» — резюмировал Сафронов.

Эксперты из Башкирии сошлись на необходимости усилить работу по противодействию религиозному экстремизму в соцсетях. Мы идем на встречу ситуации, когда традиционные методы работают недостаточно эффективно, а новые еще слишком сырые и недостаточно апробированы.

Ильмира Хайретдинова

Источник: ЦентрАзия

от wefund