Потенциал Таможенного кодекса ЕАЭС высок, но плюсы проявятся не сразу

01.12.2015

Еще одно предполагаемое новшество – идентификационные номера для бизнеса. Таможенный кодекс ЕАЭС, который еще на этапе подготовки называют революционным, на днях обсуждали участники заседания дискуссионного клуба «Мир Евразии». Пока еще страны евразийской пятерки используют кодекс Таможенного союза. Но уже в следующем году должен вступить в силу Таможенный кодекс ЕАЭС. Правда, как отметил политолог Эдуард Полетаев, кодекс теоретически должен заработать с начала 2016 года, но многие вопросы до сих пор еще не согласованы.

— В связи с этим, высказываются опасения, что кодекс не будет принят в ближайшее время, его подписание отложат. Другой вариант заключается в том, что будет принято политическое решение главами государств, а потом уже под него будут подгонять нюансы. Впрочем, кодекс может быть принят даже без политического решения, как ранее договаривались, но по многим его пунктам будет отсрочка, – полагает Эдуард Полетаев. – Например, одним из самых главных преимуществ нового Таможенного кодекса называют принцип единого окна. И скептики уже сейчас говорят, что это реальность только 2020 года.

Известно, что Таможенный кодекс ЕАЭС должен существенно упростить работу участников внешнеэкономической деятельности. Самый главный плюс нового кодекса в том, что благодаря наднациональному статусу он сгладит противоречия таможенного законодательства стран евразийской пятерки. Но сегодня эта разница порой провоцирует и подпитывает таможенные конфликты.

В целом будут существенно сокращены сроки осуществления таможенных операций, внедрят автоматизированную систему подачи деклараций, процедуры станут более прозрачными, так как информация для участников ВЭД будет более доступной за счет специальных интернет-ресурсов. Как рассказал главный редактор делового журнала «Эксперт-Казахстан» Сергей Домнин, в новом Таможенном кодексе есть норма о выпуске товаров в течение четырех часов после регистрации таможенной декларации.

— Предусматривается и система управления рисками: если, например, декларация была принята, но в определенный момент на нарушение не обратили внимания, то таможня обязана пропустить товар, – пояснил он. – Правда, плохо, что количество документов, предоставляемых для таможенного оформления, пока не сокращается. Видимо, нет еще готовности к этому. И еще к чему не готовы, так это к отмене принципа резидентства. Согласно ему, растаможить товар можно только там, где фирма или индивидуальный предприниматель зарегистрированы. Интересный вопрос, на мой взгляд, о том, где будет база данных общеевразийской таможни. Стоит упомянуть, что в казахстанском городе Павлодар сейчас самая дешевая электроэнергия в ЕАЭС. И в этом же городе находится новейший крупный дата-центр «Казахтелекома». Поэтому, я думаю, если место для этой базы не найдено, лучше хостинга, пожалуй, не найти.

А вот политический обозреватель республиканской общественно-политической газеты «Литер», политолог Олег Сидоров считает, что базу данных можно было бы открыть в Алматы.

— Уже признано, что Казахстан является лидером во внедрении электронных систем, в частности, в бухучете. При этом Алматы станет финансовым центром ЕАЭС, – привел довод политолог. – Мы пытаемся внедрять ноу-хау в таможенный кодекс, при этом не рассматриваем в достаточной степени опыт Европейского союза. Речь идет о EORI (Economic operators registration and identification system), представляющей собой систему регистрации и идентификации хозяйствующих субъектов в ЕС. Кстати, номер EORI является обязательным с 1 июля 2009 года для всех хозяйствующих субъектов, занимающихся импортом, транзитными перевозками, экспортом и прочими таможенными процедурами. Что касается ЕАЭС, то и здесь можно, к примеру, перейти к уникальному идентификационному номеру для каждой из бизнес-структур, который будет внесен в налоговую базу. Как у каждого из казахстанцев есть индивидуальный идентификационный номер (ИИН), так и для предпринимателей можно ввести идентификационный номер хозяйствующего субъекта.

Правда, тут есть свои сложности, отмечает Олег Сидоров. Например, непонятно, как в таком случае будут распределяться платежи от участников ВЭД.
Впрочем, и без учета того, что могло бы быть, сложностей немало. Как подчеркнул Эдуард Полетаев, обсуждение Таможенного кодекса ЕАЭС проходит так горячо именно из-за большой разницы таможенного законодательства в пяти странах союза.

— Например, в Казахстане сейчас осуществляется реформа налогового и таможенного законодательства, их хотят объединить, условно говоря, в один кулак. А другие страны такие реформы проводить не намерены. Как столь разные законодательства будут сопрягаться друг с другом, пока не очень понятно. Отсюда и возникает большое количество предложений с казахстанской стороны. Идею сохранения принципа резидентства также выдвинул Казахстан. Возможно, имеются опасения передачи властных полномочий от национальных органов к наднациональным. А любой союз, будь он политический или экономический, предполагает делиться частью полномочий. То есть может быть наступает какой-то временный предел желания суверенных стран отдавать часть полномочий в управление наднациональным органам, – говорит политолог.

Опасения экспертов вызывает и тот факт, что нынешний Таможенный кодекс ТС создавался тремя государствами. Теперь же предстоит учесть интересы пяти участников ЕАЭС. Участники заседания клуба «Мир Евразии» в целом высоко оценили потенциал нового кодекса, но, по их мнению, на первых порах не стоит ожидать, что проявятся все плюсы вводимых новшеств. Процедуры и механизмы будут вводиться и отлаживаться в течение нескольких лет, считают политологи, экономисты и журналисты.

Сергей Михайличенко

Источник: «Матрица.Kz»