Пространство СНГ — объединяет ли его культура?

27.02.2018
2018 — Год культуры

«На постсоветском пространстве все столько раз перепродано, что культура осталась последним бесплатным инструментом сотрудничества», – отметил Аскар Нурша, историк. Прозвучало это в ходе экспертного клуба ОФ «Мир Евразии» на тему «В дружбе, мире и единстве: диалог культур и культура диалога».

«Культурные связи – это то, что цементирует СНГ, пусть организация и создана для цивилизованного развода», – подчеркнул Эдуард Полетаев, модератор заседания. Он напомнил, что 2018 год решением Совета глав государств в СНГ объявлен Годом культуры. В рамках данного формата запланировано более 90 мероприятий, куда входят, например, «Игры кочевников».

Год культуры

«Общество-карнавал состоялось в медийном пространстве, но наш медийный карнавал без поста», – указал культуролог Ельдес Сейткемел. В данной связи он обратил внимание на то, что в классическом карнавале у католиков за карнавалом следует пост, тогда как в современном медийном пространстве обходятся без него. «Традиционные медиа-структуры (телевидение) теряют аудиторию. В смартфоне не читают – либо смотрят, либо слушают», – констатировал г-н Сейткемел.

Поскольку тема экспертного обсуждения является очень обширной, дискуссия затрагивала самые разнообразные аспекты культурной жизни. «Сталин не умер, сталинизм не умер, поэтому он пародируется», – особо выделил Ельдес Сейткемел. «Видела «Смерть Сталина»: молодежь хохотала. Я почувствовала поколенческий разрыв. У нас идут разрывы внутри стран», – акцентировала Ирина Черных, доктор исторических наук.

Г-н Сейткемел считает, что наступление «Исламского проекта» совершенно естественное, поскольку «средний класс не размножается и исламская семья сменяет его чисто демографически». «Я довольно скептически отношусь к Исламскому проекту, – сообщил Булат Султанов, доктор исторических наук. – Идеологического кризиса нет, потому что нет идеологии, а противоречия между бедными и богатыми есть. Ностальгия по Коммунистическому проекту растет вместе с имущественной поляризацией общества». «Политические элиты стремятся расколоть общество, чтобы не допустить объединения бедных против богатых», – еще один его тезис.

Год культуры

Г-н Султанов отдельно остановился на культуре диалога. В Казахстане (прежде всего в социальных сетях) обычно спор начинается цивилизованно, а потом переходит в неприличные формы. «Если не будет свободы мнений, то никакого уважительного отношения к культуре не будет», – заключил эксперт.

«Я считаю, что у нас кризис культурных ценностей и он носит исторический характер,– акцентировала Лайла Ахметова, доктор исторических наук. – Национальное оттеснило интернациональное на задний план. Нужно, чтобы между национальными культурами действовал евразийский диалог». Отдельно г-жа Ахметова поставила вопрос «с кем вы мастера культуры?». Потому что когда снимаются фильмы о голодоморе, то дружбе и единству подобная культурная работа не способствует.

«В Казахстане есть потребность быть культурными, но под культурой имеется в виду образование – произошла подмена понятий», – поделилась результатами исследований Гульмира Илеуова, социолог. Работающие в ее организации сотрудники 1984 года рождения не видели базовых советских художественных фильмов, но при этом не считают себя некультурными.

«Культурное сотрудничество с помощью мероприятий эффекта не приносит», – привела г-жа Илеуова оценки экспертов по результатам специального опроса. «Для определенных адресных групп мероприятия могут быть интересными», – отреагировала на это Марина Зайцева, руководитель Агентства связи и массовых коммуникаций Астраханской области.

В начале заседания Эдуард Полетаев высказал тезис, согласно которому «изменения культурных ориентиров – не такой быстрый процесс, как в политической сфере». Однако Гульмира Илеуова констатировала: «На центральноазиатском направлении полная дезинтеграция. Идет процесс этнизации культуры».

«Призываю отказаться от постсоветской культуры как от статики и воспринимать ее в динамике, – особо выделил Аскар Нурша. – Интегративная функция русского языка уходит даже в экспертной среде Кавказа и Центральной Азии к югу от Казахстана». С ним не согласился Адиль Каукенов, востоковед: «Интеграционный потенциал культуры очень высок, прежде всего за счет русского языка. Россия очень большая страна и производит много контента, а мы его потребители. Только небольшое количество молодежи владеет английским языком на должном уровне».

«Кризис культуры – это совершенно естественный процесс», – считает Ирина Черных. Она заметила, что в программе общеобразовательной школы Казахстана по литературе сохранилось много русской классики, тогда как учебники по истории переписаны. «История – мощнейший инструмент идентификации», – подчеркнула она.

«Происходит искажение самого понятия культура и чем гордиться, – обратил внимание Сакен Бельгибаев, кинопродюссер. – Если музыкант выступил на тое у министра – это круто, а написал песню – восторга не вызывает».

Год культуры

«Культура – это фильтр, который мешает воздействию массовой пропаганды», – акцентировал Владимир Павленко, PR-консультант.

«Не насаждать культуру, а создавать условия, чтобы она развивалась», – такой путь видит оптимальным Замир Каражанов, политолог.

«Культура, как и спорт, является объектом приложения политики», – отметил Олег Белов, журналист. Среди багажа культурного прошлого, которое востребовано и сегодня, он выделил «КВН», авторскую песню и командную игру «Что? Где? Когда?».

«Если разница идет в учебниках, то сложно говорить об общем пространстве, – заметил Александр Губерт, преподаватель университета AlmaU. – Идет примитивизация гуманитарного образования и знания».

«Индекс притяжения между соседними странами падает. Растет показатель изоляционизма. Может помочь хотя бы общенаправленный учебник истории», – указала Леся Каратаева, доктор исторических наук.

«Культура позволяет принять друг друга и договориться по тем вещам, по которым можно договориться», – считает Ксения Тюренкова, доцент Астраханского государственного университета.

«Только высокая культура способна производить высокие технологии, – подчеркнул Александр Васильев, главный редактор телеканала «Астрахань 24». – Культура – сфера экономики. «Кризис культуры» на самом деле – это обновление базы данных».

Источник: ZONAkz