Россия-Казахстан: уроки Победы и вызовы современности

08.05.2020

Введение

В 2020 году отмечается 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, крупнейшего, одного из самых значимых событий XX века. Победа советского народа предопределила исторический путь человечества на десятилетия, спасла европейскую цивилизацию, положила конец эксперименту по выведению новой расы людей.

Самые жестокие и решающие события войны, определившие и драму, и ее конечный результат, произошли на территории Советского Союза. Трудно переоценить вклад каждой из советских республик в дело разгрома фашистской Германии. История Великой Отечественной войны полна примеров массового героизма воинов – сынов и дочерей разных народов. Это общая победа, которая должна служить развитию дружбы, укреплению взаимопонимания и доверия между народами, которые десятилетиями жили в одной стране. Она и по сей день объединяет и сближает многие постсоветские государства.

Наряду с этим в настоящее время особую опасность представляет навязываемая обществу тенденция «политического забвения» и искажения фактов истории Великой Отечественной войны, которая прослеживается, в том числе в ряде постсоветских государств.

В связи с этим актуализируется задача поиска современных механизмов, каналов и форматов продвижения достоверной, основанной на фактах и документальных свидетельствах, информации о событиях военных лет, непосредственного вовлечения общественности суверенных государств в процесс сохранения общего исторического наследия, памяти о Великой Отечественной войне и значимости Великой Победы, добытой единством. 

Гордость за Победу должна стать основой толерантных отношений в многонациональных российском и казахстанском обществах.

  1. Новые тенденции в изучении истории Великой Отечественной войны: российский опыт

События грозных военных лет с каждым годом все дальше уходят от нас вглубь времен. Однако они не теряют своей значимости в современных общественно-политических процессах.

Стоит отметить, что в Российской Федерации на уровне государства уделяется должное внимание сохранению памяти о Великой Отечественной войне.

В ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 15.01.2020 г. президент России В.В. Путин отметил: «Для России 9 Мая – самый великий и святой праздник. Мы гордимся поколением победителей, чтим их подвиг, и наша память не только дань огромного уважения героическому прошлому – она служит нашему будущему, вдохновляет нас, укрепляет наше единство».[1]

При этом данные социологического опроса, проведенного в 2018 году Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), свидетельствуют, что в последние несколько лет внимание россиян к теме Великой Отечественной войны заметно усилилось: так, о встречах с ветеранами сообщили 45% опрошенных (в 2014 г. – 35%), о посещении мест боевой славы, музеев, посвященных войне – 61% (против 30% в 2014 г.), захоронений погибших воинов – 51% (против 28%).

Подавляющее большинство граждан смотрели фильмы о войне (88%). Около трети наших сограждан (35%) сегодня могут вспомнить рассказы близких-участников войны, еще 55% знают, что родственники воевали, но не в курсе подробностей либо слышали только, что те погибли/пропали без вести в годы Великой Отечественной.[2]

Однако данное исследование выявило и ряд проблем. Прежде всего, наблюдается возрастная дифференциация в знании истории войны. По данным уже упоминавшегося опроса, точную дату начала Великой Отечественной войны в возрастной категории 18 – 24 года смогли назвать только 40% опрошенных, в то время как в категории 45 – 59 лет – 83%.[3]

Ликвидировать данный возрастной дисбаланс в знании истории войны призвана деятельность ряда общественных движений и общенациональные акции, которые ставят перед собой задачи по сохранению личной памяти о Великой Отечественной войне.

Наиболее динамично развивающейся организацией в России, чья деятельность направлена на популяризацию истории войны среди подрастающего поколения, является Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы». Участники движения занимаются как социальной деятельностью (помощь ветеранам, благоустройство памятных мест, участие в массовых мероприятиях), так и популяризацией истории. При этом основное внимание уделяется восстановлению истории семьи в рамках проекта «Моя история». Популяризация истории войны осуществляется движением с помощью квестов, в том числе и с привлечением новейших информационных технологий.

Так, 2 февраля 2018 года, в день 75-летия победы в Сталинградской битве, в Волгограде «Волонтерами Победы» была открыта квест-комната виртуальной реальности, сценарий которой был связан с обороной Дома Павлова.[4] 

«Волонтеры Победы» активно привлекают в свои ряды школьную и студенческую молодежь. Регулярно проводятся массовые мероприятия, летние лагеря с привлечением тысяч участников. Важная роль отводится движению и в праздничных мероприятиях, приуроченных к 75-летию Победы.

Не менее масштабным и популярным движением является «Бессмертный полк». Данная общественная организация ежегодно 9 мая организует одноименную акцию, суть которой в том, что «…каждый, кто помнит и чтит своего родственника – ветерана армии и флота, партизана, подпольщика, бойца Сопротивления, труженика тыла, узника концлагеря, блокадника, ребенка войны – 9 Мая выходит на улицы города с его (ее) фотографией или если нет фотографии – с его (ее) именем, чтобы принять участие в параде в колонне Бессмертного полка…»[5]

Впервые акция «Бессмертный полк» прошла 9 мая 2012 года в Томске. В ней приняли участие более 6000 человек и пронесли более 2000 портретов ветеранов.[6] За прошедшие годы акция охватила десятки стран мира и миллионы неравнодушных граждан.

Еще одним важным направлением деятельности общественной организации является создание народной летописи войны. На официальном сайте движения (moypolk.ru) каждый желающий может поместить историю о своем родственнике-ветеране, партизане или труженике тыла, используя соответствующую форму. По состоянию на 21 апреля 2020 года на сайте размещено 474 178 реконструкций фронтовых биографий – это одно из перспективных современных направлений в изучении истории Великой Отечественной войны.[7]

По определению историка С.И. Садовникова, термин «фронтовая биография» «…включает в себя определенные сведения о жизненном пути участника боевых действий конкретного хронологического периода, которые могут быть подтверждены документами либо свидетельствами очевидцев. При реконструкции фронтовой биографии исследователь ставит целью восстановить ее по возможности в контексте всего жизненного пути человека…»[8]

Тем самым народная летопись войны позволяет не только сохранить личную память о войне, но и предоставляет в распоряжение будущих исследователей уникальный биографический материал.

Еще одним актуальным проектом, направленным на сохранение личной памяти о войне, является мультимедийный проект «Дорога памяти». По инициативе Министерства обороны Российской Федерации и Центрального музея Вооруженных сил РФ будет возведена мультимедийная галерея музея на прихрамовой территории Главного храма Вооруженных сил России.

На официальном сайте проекта любой желающий, заполнив соответствующую форму, может оставить фотографию своего предка – участника Великой Отечественной войны. Все имеющиеся на сайте фотоматериалы будут размещены в мультимедийной галерее. 

Таким образом, проект «Дорога победы» призван аккумулировать в обществе интерес к сохранению фотографического наследия войны. Оцифровка фотографий позволит создать современные семейные архивы, а их публичное размещение в музейной галерее откроет доступ к уникальным фотоснимкам для широкого круга исследователей, работающих в рамках реконструкции фронтовой биографии.

Важным направлением сохранения памяти о войне и повышения интереса к ее истории является сбор и публикация воспоминаний ветеранов. На наш взгляд, лучшим проектом в данной области выступает сайт «Я помню» (iremember.ru). Основателем и многолетним руководителем проекта является исследователь Артем Владимирович Драбкин. Команда энтузиастов уже не первый год по всему постсоветскому пространству собирает, обрабатывает и публикует воспоминания ветеранов войны. На 21 апреля 2020 года на сайте собрано 3005 воспоминаний ветеранов войны и тружеников тыла.[9] Материалы, размещенные на сайте, публикуются в рамках двух книжных серий издательства «Яуза»: «Война и мы» и «Война. Я помню».

Несколько лет назад авторы сайта начали новый проект «Союзники и противники» (frontstory.ru), где на данный момент опубликованы воспоминания ветеранов Второй мировой войны из Германии, Чехии, Словакии, Болгарии, Сербии, Финляндии, Израиля, Франции, Польши и Румынии.

Материалы сайта «Я помню» пользуются популярностью, как среди профессиональных историков, так и любителей, неравнодушных к истории Великой Отечественной войны.

Еще одним важным направлением в популяризации и распространении знаний об истории войны является оцифровка и размещение в свободном доступе в сети Интернет архивных документов. Здесь можно выделить три основных проекта: сайт «Подвиг народа», информационный портал «Память народа», а также сайт российско-германского проекта по оцифровке германских документов в архивах Российской Федерации.

На сайте «Подвиг народа» (podvignaroda.ru) представлены наградные документы участников Великой Отечественной войны, которые позволяют всем желающим найти необходимую информацию для восстановления боевого пути своего родственника.

На портале «Память народа» (pamyat-naroda.ru) публикуются оцифрованные архивные документы фронтов, армий, соединений Красной Армии из фондов Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Кроме того, на портале размещены отсканированные военные карты, наградные документы, а также информация о местах первичных захоронений более 5 миллионов советских солдат и офицеров.

В 2011 году был начат проект по оцифровке хранящихся в России германских документов. Проект осуществлялся Федеральным архивным агентством, Министерством обороны, Российским историческим обществом в сотрудничестве с Германским историческим институтом в Москве. По итогам работы запущен соответствующий сайт[10], на котором размещены уникальные документы Фонда 500 ЦАМО РФ. Данные материалы представляют собой документы немецкой армии, захваченные Красной Армией в годы Великой Отечественной войны.

Успешная реализация упомянутых проектов позволяет не только профессиональным историкам обратиться к малоизученным вопросам истории Великой Отечественной войны, но и любому гражданину, интересующемуся историей войны, получить доступ к архивным материалам. В связи с этим можно констатировать устойчивую тенденцию к расширению круга исследователей войны за счет авторов, не имеющих специального исторического образования, которые при этом формируют в рамках историографии Великой Отечественной войны новые направления.

Среди новых тенденций в изучении истории Великой Отечественной войны стоит выделить такие, как персонализация (личная история, как участника войны, так и труженика тыла, семейная история) и регионализация (изучение региона, местности, населенного пункта и его жителей в годы Великой Отечественной войны, а также проведение поисковых исследований на данной территории).

При этом необходимо отметить, что одновременно наблюдается устойчивая тенденция к отходу от категорий и понятий советской историографии. К примеру, как в научной литературе, так и в публицистике все реже упоминается понятие «советский народ» как единая общность наций и народностей, проживавших на территории Советского Союза. Причем это характерно не только для Российской Федерации, но и для всех стран постсоветского пространства. Тем самым размывается представление об общем вкладе всех союзных республик в Победу в Великой Отечественной войне.

На наш взгляд, это связано с тем, что за прошедшие после распада Советского Союз годы в бывших союзных республиках сформировалась своя национальная историография, в рамках которой событиям Великой Отечественной войны не всегда отводится должная роль. В некоторых случаях они вообще могут рассматриваться в негативном контексте, к примеру, как период «оккупации». 

Последняя тенденция приводит к таким явлениям общественно-политической жизни, как реабилитация пособников нацистов, использование событий войны для политической пропаганды, снос памятников полководцам и героям Великой Отечественной войны, переименования улиц и т.д.

Данные процессы выходят за рамки научного исторического дискурса и представляют собой трактовку исторических фактов в угоду сиюминутной политической конъюнктуре.

Подобная политика памяти в странах постсоветского пространства приводит не только к пересмотру событий Великой Отечественной войны, но и размывает общую историческую память народов, которые не одно столетие жили вместе в едином государстве.

Забывать о вкладе всех республик Советского Союза в общую Победу в Великой Отечественной войне ни в коем случае нельзя. Сохранению общей исторической памяти о событиях войны, на наш взгляд, должны способствовать интеграционные процессы, направленные на совместную просветительскую работу, в том числе и публикацию архивных материалов, как в виде традиционных сборников документов, так и в сети Интернет.

2.Казахстан в годы Великой Отечественной войны

Казахстан вместе с другими республиками СССР внес весомый вклад в Победу. На территории республики не велись боевые действия, однако события войны теснейшим образом были связаны с ней. Боевой и трудовой вклад в разгром врага внесли миллионы людей.

С первых дней войны на территории Казахстана в военкоматы шли добровольцы и призывники. 12 июля 1941 г. приказом командующего САВО началось формирование 310, 312, 314, 316 стрелковых дивизий, и затем – иных воинских частей и подразделений. Всего за годы войны было сформировано 12 стрелковых, 4 кавалерийские дивизии, семь стрелковых бригад, около 50 отдельных полков и батальонов различных родов войск (в том числе 2 артиллерийских дивизиона, 4 минометных, 3 авиационных полка, 14 отдельных батальонов). Три кавалерийские дивизии и две стрелковые бригады были казахские национальные.

Мы не знаем точного количества казахстанцев, служивших на западных границах СССР накануне войны. Однако имеем сведения о том, что 635 воина были защитниками Брестской крепости, из них – половина казахи по национальности. И все они приняли свой первый бой 22 июня 1941 года.

Общие сведения об итогах мобилизации подсчитаны по Книгам Памяти. С учетом призванных в предвоенные годы (1938 — 22.06.1941 гг.) их было 1 366 164 человек. То есть мобилизованные составили 21,2% всего населения Казахстана на начало 1941 г.

География подвигов казахстанцев на фронтах ВОВ широка. В 1941 г. в битве за Москву неувядаемой славой покрыли себя воины-казахстанцы. За легендарные подвиги 316 стрелковая дивизия, сформированная в г. Алма-Ате, была преобразована в 8 Гвардейскую Панфиловскую. Среди 28 героев-панфиловцев были не только представители разных народов, но и различных социальных групп и множества профессий: тракторист, сапожник, счетовод, продавец, грузчик, артист цирка, кузнец; люди с высшим образованием и малограмотные, отцы семейств и молодежь.

В обороне и прорыве блокады Ленинграда активно участвовали 310-я и 314-я дивизии и другие воинские соединения из Казахстана. В тяжелые сентябрьские дни 1941 года к ленинградцам обратился казахский народный поэт Жамбыл Жабаев со своим стихотворением «Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя!». Листовки со стихами Жамбыла, переведенными на русский язык, расклеивали на стенах, они звучали по радио, люди повторяли их, как заклинание…

В Сталинградской битве участвовали пять стрелковых, кавалерийская дивизия, морская стрелковая бригада, минометный полк и отдельный мостостроительный батальон, сформированные в Казахстане. Ценой собственной жизни совершили здесь подвиги Герой Советского Союза летчик-карагандинец Н. Абдиров и минометчик К. Спатаев, лейтенант Г. Рабаев и другие.

Тысячи казахстанцев сложили свои головы, покрыв себя ратной славой под Курском, в боях за освобождение Украины и Белоруссии, Прибалтики и Молдавии, Польши, Венгрии, Чехословакии, Австрии, Германии. В водружении Знамени Победы на поверженный рейхстаг участвовали солдаты из Казахстана — лейтенант Р. Кошкарбаев и рядовой Г. Булатов из 674-го стрелкового полка.

Тысячи казахстанцев были участниками партизанского движения, движения Сопротивления, войны на Дальнем Востоке и разгрома Квантунской армии Японии.

По уточненным данным, 520 казахстанцам присвоено звание Героя Советского Союза, полными кавалерами Ордена Солдатской Славы первой, второй и третьей степени стали 110 казахстанцев. В Золотую книгу Победы вписаны имена дважды Героев Советского Союза С. Луганского, Т. Бегельдинова, Л. Беды, И. Павлова. Казахстан прославили боевые заслуги А. Молдагуловой, М. Маметовой, Н. Абдирова, К. Кайсенова, Т. Тохтарова.

Высок вклад казахстанских ученых и деятелей культуры в Победу. Огромную роль в мобилизации научных сил республики сыграл Каныш Сатпаев – первый президент Академии наук Казахской ССР. Месторождения полезных ископаемых, открытые учеными, послужили основой для создания в Казахстане в годы войны многих индустриальных центров.

Республика давала 85% свинца, 35% меди, 60% молибдена, 65% висмута, 79% полиметаллических руд. Шахтеры Караганды за годы войны выдали 34 млн. тонн угля, на 39% возросла добыча нефти.

Всего в 1941—1945 гг. в Казахстане было построено 460 (220 – эвакуированных) заводов, фабрик, рудни­ков, шахт. Это были металлообрабатывающие и машинос­троительные заводы, выпускавшие мины и снаряды, торпеды и бом­бы, огнеметы, радиостанции и другие виды оружия и военной техни­ки. К станкам становились местные жители: старики, женщины и подростки, работая по 2-3 смены. Спали тут же, не отходя от станка. Девять из десяти пуль во время войны было вылито из свинца, произведенного в Казахстане.  На фронте не было техники, не имеющей казахстанского металла.  

 Труженики Казахстана отправляли на фронт продовольствие, теплую одежду, деньги. В фонд обороны Родины было внесено более 4 миллионов рублей. На эти средства были созданы и отправлены на фронт танковые колонны «Колхозник Казахстана», «Комсомолец Казах­стана», воздушная эскадрилья «Советский Казахстан».

Комсомольцы Казахского государственного университета (КазГУ) им. С.М. Кирова стали инициаторами сбора средств на танковую колонну «Советский студент». Это стало всесоюзным мероприятием. В 1945 г. танковая колонна «Советский студент» участвовала в штурме Берлина.

По данным Книг Памяти, республика потеряла в годы Великой Отечественной войны на всех фронтах 601 011 человек (другие данные –  погибли в боях, умерли от ран и болезней, пропали без вести и не вернулись из плена 630 000 человек). Это значит, что каждый второй казахстанец, взявший в руки оружие, положил голову на алтарь Победы.

Таков далеко не полный обзор военных лет Казахстана, ставший символом гордости и памяти всех, живущих ныне в стране.

  • Сохранение памяти о великой войне в Казахстане 2010-2020 гг.

В современном Казахстане сохранение памяти о войне 1941-1945 годов осуществляется по разным государственным и общественным каналам.  Государственные структуры внимательно относятся к ветеранам войны. Все они – на особом учете, получают повышенную пенсию, обеспечены жильем, вниманием социальных служб. Советы ветеранов каждого района страны внимательно следят за обеспечением прав ветеранов войны.

Работа государственных и общественных организаций в этом направлении  ведется системно с задействованием всех возможных ресурсов.

За последние пять лет в Нур-Султане и других городах страны открыты памятники генерал-майору, Герою Советского Союза Ивану Панфилову, Герою Советского Союза Маншук Маметовой.  9 мая 2020 г. планируется открытие памятника Тулеугали Абдибекову, снайперу-панфиловцу на его малой родине – близ аула имени Т. Абдибекова Жарминского района Восточно-Казахстанской области.

На сайте Министерства обороны Республики Казахстан опубликована База данных со списками погибших и пропавших без вести солдат Великой Отечественной войны, призванных с территории Казахстана. Эти списки переданы Министерством обороны Российской Федерации. Безусловно, они будут дополняться в процессе сверки со списками Книг Памяти и иными документами.

С момента создания посольств Казахстана в странах Европы Первым президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым было дано поручение: работать по выявлению военнопленных и партизан в европейских странах – жителей Казахской ССР. Эта работа продолжается и поныне. Комитету национальной безопасности РК были переданы архивы Министерства внутренних дел по базе данных КНБ военнопленных, приехавших и живших после проверок в Казахстане солдат и офицеров. Также опубликована база данных репрессированных. Создан сайт «Мемориал» на базе сайта МВД РК.

Также в 2015 г. Архив Президента Республики Казахстан инициировал проект «Военнопленные — казахстанцы Второй мировой войны», целью которого является выяснение судеб военнопленных — казахстанцев, создание единой республиканской базы данных. К работе были привлечены все областные государственные архивы, департамента Министерства обороны. В мае 2015 г. запущен сайт www.tutkyn.kz. В базе содержится следующая информация: фамилия, имя, отчество, место и год рождения, национальность, сведения о пленении, название лагеря, дата смерти, место захоронения, профессия и ремесло военнопленного.

В контексте сохранения исторической памяти примечательна также идея Национальной библиотеки Республики Казахстан об опубликовании к 70-летию Победы в 2015 г. каталога книг об участии казахстанцев в Великой Отечественной войне, изданных за последние 10 лет. Более 200 книг на казахском и русском языках представлены в этом каталоге. Это разные по формату и жанру повествования – аналитические работы, воспоминания, документальные и публицистические повести и рассказы. Объединяет эти труды одно – это дань памяти воинам, это заветы молодежи – потомкам и преемникам победителей.

В настоящее время Архивом Президента Республики Казахстан ведется аналогичное исследование по подведению итогов публикаций за период 2016-2020 гг. Подготовлен список из 78 книг, из них 25 книг изданы на казахском языке, 8 книг на казахском и русском языках, 45 книг – на русском языке.

Анализ опубликованных материалов об истории Великой Отечественной войны подтвердил ряд проблемных аспектов: дефицит художественной литературы; необходимость анализа материалов экспертами (внешний и внутренний); актуальность совместных действий по противодействию мифам и введения ответственности за их создание; необходимость совместных публикаций архивных данных; усиление работы профессионалов; недостаточность работы по медиаграмотности и медиаобразованию; проблемы с финансированием и изданием печатных материалов малым тиражом.

В контексте сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне следует отметить работу, которую проводят казахстанские музеи. Прежде всего – Военный музей истории в Алматы, руководителем которого является Алуа Байкадамова, внучка генерал-майора И.В. Панфилова. Музею в 2020 г. исполнилось 55 лет. Это военный музей в Казахстане с самым длительным стажем деятельности. В этом ряду также Военно-исторический музей при Министерстве обороны в Нур-Султане, созданный 1 декабря 2015 г., музеи Героев Советского Союза в Актобе, Уральске, Кокшетау, филиалы областных краеведческих музеев.

Отдельных слов благодарности заслуживает деятельность образовательных учреждений – Высшего колледжа Инновационного Евразийского университета по военно-патриотической работе; учреждение образования «Новая школа» г. Алматы, учащиеся которой активно проявили себя в Международной Вахте Памяти «Нас миллионы панфиловцев!», поддержанной Общероссийским общественным движением «Бессмертный полк России», многими общественными организациями и патриотическими движениями России и Казахстана.

Отдельный пласт деятельности – кинодокументальная журналистика, создание видеороликов и видеофильмов о войне. В этой сфере также наблюдается разнообразие тем, подходов, форматов.

В 2015 году телекомпания «Хабар» представил 10-серийный документальный фильм о Великой Отечественной войне. В нынешнем году также готовится 12-серийный фильм об участии в войне казахстанцев. Серию документальных фильмов об участии алма-атинцев в ВОВ запустил в феврале 2020 г. телеканал «Алматы», готовятся к выходу две серии документального фильма Е. Ковардаковой «Последний рубеж».

Особо в этом ряду хотелось бы отметить совместный российско-казахстанский фильм «Солдат из Казахстана», авторский проект известного казахстанского политолога и публициста Джанибека Сулеева. Необходимо отметить, что в сфере создании документальной видеопродукции только в последнее время появилось понимание необходимости привлечения к работе экспертов и научных консультантов.

Отдельного внимания заслуживает деятельность общественных организаций, занимающихся вопросами сохранения памяти и военно-патриотического воспитания молодежи.

В этом контексте, безусловно, выделяется работа поисковых отрядов и движений Казахстана.

Каждый год поисковые отряды республики, а их всего пять (один – в Нур-Султане, два – в Павлодаре, один в Петропавловске, один в Актобе) с наступлением весны отправляются в экспедиции на места сражений Великой Отечественной войны. Все они работают совместно с российскими поисковиками.

В республике хорошо знают командиров и активистов поисковых отрядов – Майдана Кусаинова (его поисковый отряд выяснил фронтовую судьбу 2607 человек (1 марта 2015 г.), Александра Шитова, Жумабека Камзина, Бекула Али.

Однако таких людей в Казахстане совсем немного.  И это проблема, которую надо решать в государственном масштабе. Для этого, в частности, предлагается разработать и осуществить межгосударственную программу «Похороним последнего солдата Великой Отечественной войны».

Активное участие в мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию молодежи принимает Республиканское общественное объединение «Совет генералов», созданное в 2001 году по инициативе генералов в запасе и отставке. РОО «Совет генералов» участвует в международной программе «Возвращенные имена» по поиску без вести пропавших солдат войны, а также в международных акциях «Свеча Памяти» и «Нас миллионы панфиловцев!», в тесном взаимодействии с поисковиками организует мероприятия по поиску и увековечению памяти воинов-казахстанцев, павших на полях сражений ВОВ.

Среди наиболее ярких общественных инициатив последних лет, направленных на сохранение памяти о Великой Отечественной войне, выделяется проект Клуб путешественников «Almaty Nomad» «Слава победителям!». В 2016 году при информационной поддержке телеканалов «Алматы», «Мир», сайта Vox Populi, Bnews и других ресурсов клуб организовал автопробег по местам боевой славы. Участники автопробега посетили Волгоград, Курск, Тулу, разъезд Дубосеково, Москву, Санкт-Петербург, Ригу, Сальдус, Берлин и другие города, где отдали дань памяти и уважения павшим казахстанским героям, встретились с ветеранами и представителями общественности. По ходу автопробега шли прямые репортажи на телеканале «Алматы», публиковались статьи в онлайн-СМИ и социальных медиа. Общая аудитория проекта превысила 5 млн человек.

По итогам автопробега информационное агентство «Тенгриньюс» выпустило документальный фильм, который удостоен Специального приза Болгарского кинофестиваля за лучшее освещение подвигов панфиловцев, медали от «Совета генералов» Республики Казахстан. Научный консультант проекта, доктор философских наук, профессор К.К. Бегалинова. выпустила монографию, посвященную казахстанцам, воевавшим в Великой Отечественной войне. 

В 2020 г. Клуб совместно с Фондом Первого Президента РК — Елбасы готовит организацию флешмоба и конкурса в Сети #помнимkz среди казахстанской молодежи, посвященной памяти героев и участников Великой Отечественной войны.

Также в 2020 г. при поддержке фонда планируется автопробег по местам формирования казахстанских дивизий: Алматы-Тараз-Шымкент-Туркестан-Кызылорда-Казалинск-Актобе-Костанай-Петропавловск-Нур-Султан-Караганда-Балхаш-Алматы, а в 2021 г. – организация крупного медиа-автопробега «Алматы-Брест», посвященного80-летию начала Великой Отечественной войны и обороны Брестской крепости.

О том, что тема патриотизма и памяти о воинах Великой Отечественной войны священна в Казахстане, свидетельствует опыт проведения с 2010 года республиканских конкурсов школьных сочинений. Так, в конкурсе, проведенном в 2014-2015 годах к 70-летию Победы приняли участие все 16 регионов Казахстана, соискатели прислали 1692 сочинений на казахском и русском языках. С работами юных казахстнцев можно ознакомиться в открытом доступе на сайте Казахстанской школы социально-ответственной журналистики, созданном по инициативе Центра ЮНЕСКО по журналистике и коммуникации.

Опыт проведения подобных конкурсов свидетельствует, что педагоги серьезно относятся к теме патриотического воспитания, и, несмотря на сокращение часов по истории войны, прилагают все усилия к тому, чтобы дети знали о Великой Отечественной войне и о Великой Победе.

В части патриотического воспитания молодежи также следует отметить акцию, которая обрела международный масштаб и сплотила единомышленников сразу трех государств СНГ. Международная Вахта Памяти «Нас миллионы панфиловцев!» в октябре 2015 года была инициирована жителями Оренбурга. За год Вахту приняли 15 городов Российской Федерации, 14 городов Казахстана и 5 городов Кыргызстана.

В ноябре 2016 года в Волоколамске прошел I Международный слет панфиловских школ СНГ «Юные сердца», посвященный 75-летию Московской битвы и массовому героизму воинов Панфиловской дивизии при защите столицы в 1941 году. На слете присутствовало 250 юных участников – учеников 30 школ из Москвы, Московской области, Алматы, Бишкека, Петровска Саратовской области. По итогам слета школе №1399 в Москве было присвоено имя Героя Советского Союза Ивана Васильевича Панфилова, а Зеленоградской школе № 842 имя Героев-панфиловцев.

В июле 2017 года в Петровске Саратовской области, на родине И.В. Панфилова, состоялся II Международный слет юных панфиловцев, где был принят меморандум о необходимости расширении географии панфиловского движения, а также решение о преобразовании Международной Вахты Памяти «Нас миллионы панфиловцев!» в Международное панфиловское движение.

В настоящее время в Международном панфиловском  движении участвуют ученики 60 российских школ из 30 областей, 25 алматинских школ и 5 школ Кыргыстана.

В целом, охват участия Казахстана в международных мероприятиях, конференциях и форумах по тематике Великой Отечественной войны достаточно велик. Традиционно активность в них проявляют региональные советы ветеранов, представители поисковых организаций и патриотических движений, государственных образовательных структур, а также представители научного и экспертного сообществ республики.

Наблюдается постоянный рост активность общественности в группе «Поиск воинов из Казахстана, пропавших без вести в ВОВ», организованной в социальной сети Фейсбук под модераторством Макки Каражановой из Харькова. Эта группа является одной из ведущих групп по поиску пропавших без вести солдат и командиров из Казахстана, численность ее составляет 2518 человек. В социальной сети имеются также группы «Бессмертный полк. Казахстан», «Бессмертный полк. Алматы», «Мы помним, мы гордимся!», «Долгая дорога домой» и другие, в которых активными участниками выступают казахстанцы.

В 2020 г. начата разработка общего сайта поисковиков Казахстана.

Все это – разные форматы воплощения одной идеи – сохранения памяти о Великой Отечественной войне, воспитания патриотизма на примерах героических судеб представителей старшего поколения, поколения победителей.

В Казахстане уделяется больше внимание этим процессам. Из всех государственных праздников общим и наиболее эмоционально окрашенным остается День Победы. В него привносятся новые традиции, например, проведение шествия Бессмертного полка во всех регионах страны.

Можно утверждать, что историческая память народа является одним из ресурсов казахстанской идентичности, играет значительную роль в устойчивом социально-экономическом и политическом развитии страны.

Очевидно и то, что переосмысление событий общей истории дезориентирует и раскалывает общество. Причем история всех постсоветских стран настолько тесно переплетена, что изменение интерпретации важных событий прошлого в одном из государств вызывает ответную реакцию в других.

Выводы

Устойчивый интерес общественности к событиям Великой Отечественной войны в России и Казахстане стимулирует появление актуальных исследований и формирование новых направлений в изучении истории войны. Для того, чтобы они способствовали сохранению общей памяти о Великой Отечественной войне на постсоветском пространстве необходимо следующее:

— патриотическое воспитание молодежи должно быть безусловным приоритетом государственного уровня;

— историческое просвещение и обучение молодого поколения должно осуществляться посредством современных и эффективных механизмов с опорой на достоверную фактологическую базу и документальные свидетельства, имеющиеся в открытом доступе;

— поисковая работа должна обрести реальную государственную поддержку, как и иные гражданские патриотические инициативы, а не сводиться к волонтерской деятельности отдельных энтузиастов и групп людей;

— обеспечить подготовку специалистов-профессионалов, квалифицированных педагогических кадров и новых учебников по Великой Отечественной войне;

— обеспечить стабильное финансирование, в том числе через государственные заказы, изданий произведений художественной литературы и документальной публицистики, художественных и документальных фильмов о Великой Отечественной войне, в том числе в рамках совместных межгосударственных творческих проектов;

— создание новых и развитие уже созданных площадок коммуникаций представителей научного и экспертного сообществ России и Казахстана для обмена исследовательским опытом по истории Великой Отечественной войны.  История должна писаться и транслироваться новым поколениям с позиций исторической объективности – так, как это было, а не как могло быть.

Актуализация темы Великой Отечественной войны и значимости Великой Победы как социально-нравственной ценности, несомненно, будет способствовать укреплению общепринятых истин, знаний о событиях, которые объединяют народы России и Казахстана. Политические границы должны разделять только пространство, но не историческую преемственность и единство наших народов.

Кондратенко С.Ю., к.и.н., доцент РГГУ (Москва, Российская Федерация)

Ахметова Л.С., д.и.н.,профессор КазНУ им. аль-Фараби (Алматы, Республика Казахстан)



[1]   http://prezident.org/tekst/stenogramma-poslanija-putina-federalnomu-sobraniyu-15-01-2020.html

[2]   https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9176

[3]   https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9176

[4]  https://волонтёрыпобеды.рф/about

[5]  https://www.moypolk.ru/ustav-polka

[6]  https://www.moypolk.ru/letopis-polka

[7]  https://www.moypolk.ru/

[8] Садовников С.И. «Война участвует во мне…». Комплексные поисковые исследования как основа реконструкции биографий участников Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. – М.: «Золотой теленок», 2017. С. 38.

[9] https://iremember.ru/

[10]   https://wwii.germandocsinrussia.org/ru/nodes/1-fond-500

Литература:

1.            Статотчеты рабочих групп «Книги Памяти Казахстана» и администрации областей. – Книга Памяти. – Алматы, 1995 г.

2.            Книга Памяти. Алматы, 1995 г.

3.            Ахметова Л. 1941. Брестская крепость. Казахстан – Алматы, 2020 г.

4.            Григорьев В.К., Ахметова Л.С. Панфиловцы: 60 дней подвига, ставших легендой. – Алматы, 2014.; Ахметова Л.С. Панфиловцы: наша гордость, наша слава. – Алматы, 2020 г.

5.            Кусаинов М. Фронтовая судьба солдата. Золотой фонд Отечества. Книга 1. – Астана, 2011 г.; Кусаинов М. Тайны Синявинских болот и высот. В 3 томах. – Астана, 2014г.

6.            Григорьев В.К., Ахметова Л.С. Яростный 1941. Размышления историков.  – Алматы, 2011.г.