В Казахстане возрастает роль новых медиа, а социальные сети становятся важной дискуссионной площадкой для населения
Информационное пространство Казахстана претерпевает значительные изменения, связанные с бурным развитием и широким распространением новых социальных и медийных итернет-технологий. Население стало активнее использовать онлайн-ресурсы, влияние информационной среды существенно возросло. В 2018 году число пользователей интернета в Казахстане составило 81% (более 14 млн. человек).
Согласно исследованию компании Brand Analytics, проведенному по итогам 2018 г., для 48,4% респондентов Казахстане интернет является более предпочтительным источником информации, и только 12,22% сообщили, что вообще не доверяют сведениям из социальных сетей.
По данным портала аналитики новостных материалов «Медиаметрикс Казахстан», в месяц в Казахстане создается более 40 тыс. новостных материалов при месячной аудитории потребления на уровне 11 млн. просмотров. В прошлом году в стране было произведено порядка 500 тыс. новостных материалов при более 136 млн. переходов интернет-пользователей на казахстанские новости из глобальной сети.
Кроме того, анализ показал, что за последние два года отмечается растущая популярность региональных онлайн-СМИ, которые сделали рывок с точки зрения привлечения пользователей. Региональные новые медиа занимают 48% от общего количества медийных ресурсов. Вебсайты регионов страны показывают хороший рост и популярность.
В таких актуальных условиях для молодых медиа профессионалов и студентов факультета журналистики на базе Восточно-Казахстанского государственного университета им. С.Аманжолова в Усть-Каменогорске был организован казахстанско-российский семинар-тренинг «Журналистское мастерство в контексте современной интернет-культуры», посвященный эффективным методам работы в сфере масс-медиа.
«Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил государственным органам всех уровней наладить системную работу в социальных сетях, оперативно реагировать и решать вопросы населения, принимать комплекс мер по реализации новой концепции «слышащего государства», — подчеркнула руководитель управления внутренней политики ВКО Ирина Смит.
По ее мнению, на сегодняшний день, учитывая снижение количества аудитории у традиционных СМИ, назрела необходимость большего использования социальных медиа в реализации государственной информационной политики, как действенного инструмента в формировании общественного мнения. Кроме того, популярные группы и паблики в социальных сетях стали своего рода площадкой отражения мнений, предложений, поднятия острых проблем, критики деятельности тех или иных государственных органов.
«У нас в регионе в этом направлении налажена системная работа. В Восточно-Казахстанской области созданы и работают более 40 популярных групп в социальных сетях с охватом более 2 млн подписчиков. В каждом из крупных городов области, таких как Усть-Каменогорск, Семей, Риддер, присутствуют в соцсетях более 50 тыс. активных пользователей», — рассказала Ирина Смит.
В условиях развития новых видов коммуникаций необходимо обучение кадров, которые будут налаживать обратную связь с аудиторией, заниматься созданием качественного адаптированного контента, что в конечном итоге позволит вырабатывать механизмы конструктивного решения проблем и взаимодействия населения и исполнительной власти.
Александр Баянов, основатель и учредитель интернет-издания Tayga.info, провел для усть-каменогорских молодых журналистов мастер-класс, посвященный организации работы редакции в условиях цифровых коммуникаций. Это информационно-аналитическое издание о событиях и людях в Сибирском федеральном округе Российской Федерации, один из лидеров рейтинга цитируемости компании «Медиалогия» по Новосибирской области, регулярно появляется в ТОП-30 самых цитируемых федеральных интернет-ресурсов.
«Среди жителей Новосибирской области в возрасте до 35 лет суточная аудитория Интернета приближается к 100%, — рассказал Александр Баянов. — Но и пользователи в возрасте 60 плюс в последнее время чаще заходят в интернет. Она пришли в сеть от федеральных телеканалов. Мы добились серьезного успеха потому, что стали сознательно завышать интересы аудитории. Нужно подождать, чтобы в сеть пришли заинтересованные люди. Количество посещений Tayga.info за год выросло в 5 раз. Наша ежедневная аудитория – около 55 тыс. человек. Даже статьи 5-10 летней давности получают дополнительный трафик».
Современные медиа требуют от журналиста высокой вовлеченности, широкого кругозора, неравнодушия и разнообразия профессиональных навыков. СМИ становятся мультимедийными, и для создания контента журналист должен уметь писать тексты в различных жанрах и озвучивать сюжеты, владеть навыками использования фото- и видеоаппаратуры, ориентироваться в постоянно меняющихся условиях и справляться с задачами любой сложности. Именно эти компетенции формирует у студентов направление журналистики Новосибирского государственного университета, одно из самых молодых и динамичных.
«Мультимедийный сторителлинг: «точки приложения», инструменты, заказчики», — так назывался тренинг, проведенный заведующей кафедрой массовых коммуникаций НГУ Викторией Беленко. Опытный преподаватель, некогда сотрудник новосибирской областной газеты, рассказала о современных технологиях передачи контента.
«Лонгрид – явление в журналистике, которое способно показать в полной мере, что такое мультимедийное СМИ, — подчеркнула она. — Каждая мультимедийная составляющая дополняет и развивает общий рассказ. Контент – это главное. Он должен быть интересен и полезен, давать ценное и новое».
По данным казахстанского политолога Эдуарда Полетаева, автора книги «Международная журналистика: навигатор для стран Центральной Азии», исследования о влиянии социальных сетей, да и вообще интернета на общество в Казахстане начались сравнительно недавно. Но уже можно отметить, что все сегодняшние мировые тренды находят отражение и здесь. «Раскрутка блогера при этом нынче мало чем отличается от продажи холодильника, — заметил он. — В ходу те же маркетинговые технологии. Но, помимо персонализированной оценки событий со стороны популярных блогеров, шлюза в качестве выхода на резонансные материалы, социальные сети в Казахстане используются в качестве мобилизационного ресурса. Например, для сбора помощи пострадавшим в тех или иных событиях, или же в успешных поисках пропавших людей».
Все участники семинара-тренинга получили сертификаты, а тренерам ректор Восточно-Казахстанского государственного университета Мухтар Толеген вручил благодарственные письма. Организаторами мероприятия выступили: акимат Восточно-Казахстанской области, Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова, общественный фонд «Мир Евразии», экспертный клуб «Сибирь-Евразия» и Новосибирский государственный университет.
Аманжол Смагулов
Источник: Интернет-издание SPIK.KZ