Как показывает практика интеграции на пространстве ЕАЭС, именно туризм стал той сферой, в которой страны достигают наибольшего консенсуса. А потому странам ЕАЭС на базе имеющихся общих культурных ценностей и исторического прошлого, необходимо усилить совместную работу в этом направлении, возвращая к жизни единые проекты советских времен и генерировать новые формы сотрудничества для продвижения в мир единого туристического пространства ЕАЭС. Эта сторона интеграции была затронута на заседании экспертного клуба: «Культурно-туристическая дипломатия: развитие через диалог и сотрудничество».
«Туристско-культурная дипломатия становится важным каналом формирования и распространения имиджа и продвижения международного признания той или иной страны, вопросом двусторонних переговоров. Об этом, в частности, свидетельствует обсуждение новых возможностей развития туризма между Казахстаном и Россией в рамках XIII Форума межрегионального сотрудничества. Подписаны различные договоренности о сотрудничестве между разными областями стран, входящих в ЕАЭС. Ростуризм и НПП «Атамекен» договорились сообща развивать индустрию туризма. На последнем Российско-Казахстанском форуме приграничного сотрудничества отдельная секция была посвящена туризму. Был также подписан договор о том, что транзитные поезда будут проезжать казахстанско-российскую границу без пограничных проверок. Это имеет косвенное отношение к туризму, но облегчит в определенной степени туристические передвижения», — озвучил некоторые направления туристской дипломатии политолог Эдуард Полетаев.
К слову о поездах. По мнению экспертов, имеет смысл попытаться возродить некоторые советские туристические маршруты. Речь идет о так называемых номерных, всесоюзных маршрутах. Например, всесоюзные маршруты по Средней Азии № 211 «По столицам республик Средней Азии и Казахстана» или № 437 (обратный маршруту № 438)»Из Казахстана в Среднюю Азию» (Алма-Ата (Алматы) – Фрунзе (Бишкек) – Джамбул (Тараз) – Чимкент (Шымкент) — Ташкент). Кстати, не так давно были публично озвучены планы о том, что намерены запустить скоростной поезд от Алматы до Ташкента. Но данная инициатива уже позабылась.
В свою очередь, старший научный сотрудник Евразийского научно-исследовательского института Лидия Пархомчик, привела в пример еще одну попытку туристской интеграции на просторах Каспия. Она напомнила, что в 2005 году данная тема поднималась на межгосударственном уровне. Даже был выделен российской стороной теплоход «Мария Ермолова», который бы мог вместить потенциально порядка 200 пассажиров. В 2007 году теплоход даже совершил пробный тур по маршруту Астрахань-Актау. Однако на этом все благополучно и закончилось. Из-за простоя теплоход заржавел и был списан. В августе этого года круизная тема вновь появилась в поле зрения, а именно, Россия объявила о том, что запускается строительство судна на 350 пассажиров, которое бы заменило утраченный теплоход. Строительство будет завершено в 2019 году.
«Банально, но для организации каспийского круиза нет судна, которое бы перевозило туристов, нет инфраструктуры, которую представляешь, когда слышишь «морской круиз». Определенные сложности вызывает и тот факт, что часть портов на Каспии вообще не ориентированы на пассажиров, а занимаются исключительно грузоперевозками. Соответственно, даже если круизное судно будет соответствовать техническим требованиям для прохождения в бухту порта, туристов встретят только грузоподъемные краны и нефтеналивные терминалы. Самая подготовленная в плане приема туристов страна на Каспии — это Азербайджан. Туркменистан запустил прогулочный маршрут по Каспию на специально подготовленном пароме на 200 пассажиров. Дагестан имеет неплохие рекреационные возможности, но их развитию мешает сложившийся у региона имидж. Так, что у Казахстана есть примеры более удачного развития туристической отрасли на Каспии. Вообще, переговорный процесс о развитии сотрудничества в сфере туризма встречает меньшее сопротивление у стран Прикаспийской пятерки — вопрос только в его практической реализации», — рассуждает эксперт.
«Туризм – один из самых эффективных инструментов народной дипломатии и интеграции. В итоге эти региональные, межстрановые туристические маршруты или объекты постепенно становятся крупными участниками мирового туристского рынка. Уже не отдельные турфирмы, а большие специализированные организации, имеющие свое представительство в органах власти, согласовывают и осуществляют работу по продвижению региональных продуктов на мировом туристском рынке, — говорит политолог Антон Морозов. — Эта работа заключается в следующем: в совместном представлении туристического маршрута/объекта на различных международных специализированных ярмарках; в информационно-рекламной работе; в создании специализированных организаций, которые занимаются маркетингом и продвижением группы государств на мировом рынке путешествий, таких как Туристская ассоциация АСЕАН или Карибская туристская организация; в проведении единой политики в области туризма, составлении единых комплексных программ развития отрасли; в разработке единых стандартов туристской деятельности, взаимном признании документов об образовании в области туризма; в упрощении таможенно-визовых формальностей; в улучшении туристской инфраструктуры и системы пассажирских перевозок, а также в снижении стоимости пассажирских перевозок внутри объединения».
Эксперт подчеркнул, что в мире уже давно выработан такой подход, когда в рамках одного тура можно посетить несколько стран. И он вполне себя оправдывает с точки зрения бизнеса. Так, в Европе около 200 таких рынков, в Юго-Восточной Азии это маршрут: Индонезия – Малайзия — Сингапур; в Южной Америке: Эквадор – Перу – Боливия; в Африке – ЮАР и Мозамбик.
«Тренд задан, есть механизмы, алгоритмы. В результате формируются межстрановые туристические рынки. Государства, входящие в их состав, с одной стороны, продолжают оставаться по отношению друг к другу непосредственными конкурентами, с другой постепенно переходят к согласованному развитию своих национальных туристских комплексов, — отметил Антон Морозов.
Сегодня туристский рынок стран ЕАЭС переживает процесс трансформации. При увеличившихся ценах на зарубежные туристские поездки заметно увеличился турпоток внутри стран региона. Кроме этого, для иностранных туристов путешествия по пространствам Евразии стали существенно дешевле. Авторитет стран Евразии определяется не только их экономическими ресурсами, но и культурным достоянием наций. Культурно-туристская дипломатия способна работать на укрепление международного авторитета любой страны, служить свидетельством ее туристской привлекательности.
«Туризм помогает добиваться результатов там, где их трудно достичь общепринятыми способами. Страны, осуществляющие широкий туристический обмен легче других конструктивно решают возникающие между ними проблемы. Сегодня туризм является формой народной дипломатии, приобретающей особую значимость в условиях глобализации и информатизации мира», — резюмировал Эдуард Полетаев.

Виктор Санькович

 

 
Источник: Nomad

от wefund