Необходимо активизировать усилия стран Евразийского экономического сообщества в направлении более масштабного использования транзитного потенциала. Эта тема проходила красной нитью на прошедшем заседании экспертного клуба «Мир Евразии».
Развитие транзитного потенциала любого государства является одним из определяющих факторов успешного экономического развития. Многие ставят его в одну линию с другими стратегическими аспектами жизнедеятельности государства. Но одно дело, когда одно государство использует в своих интересах выгодное географическое положение, и совсем другое – когда за это берется группа стран, входящих в ЕАЭС. Ведь сообща Астана, Москва и Минск благодаря возможности выхода на глобальные рынки в состоянии решить многие торгово-экономические вопросы. Считается, что расположение между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой позволит заработать гораздо больше денег, чем в настоящее время.
Более того, прогнозируется, что с более широким использованием транзитного потенциала ЕАЭС инвестиционная привлекательность Казахстана, России и Беларуси получит дополнительный импульс к развитию. Тема транзитного потенциала обсуждалась на заседании экспертного клуба «Мир Евразии».
Так, по мнению собравшихся экспертов, действующие в настоящее время транзитные маршруты в Казахстане, новые дороги и железнодорожные пути не полностью загружены. Чтобы вывести их на уровень окупаемости и реальной конкуренции морским перевозкам, предстоит сделать еще многое. Если речь идет, например, о поставках из Китайской Народной Республики на рынок Европы, то здесь есть проблема разной колеи: приходится перегружать транспорт – заменять подвижной состав.
Тем не менее есть и положительные предпосылки: Китай все более продолжает открываться для иностранных партнеров, а его производители из-за перегруженности прибрежных районов сдвигают свое производство ближе к Казахстану, в частности в Синьцзян-Уйгурский автономный район. Да и политика развития города Урумчи и Синьцзяна в целом предусматривает серьезные вложения, которые должны сделать город главным торговым центром региона. Здесь транзитный потенциал Казахстана будет востребован.
Вместе с тем для более рационального использования транзитного потенциала странам – членам ЕАЭС необходимо решить ряд проблемных вопросов. «Например, это проблема автомобильного транспорта в существующей инфраструктуре, – отметил политолог Эдуард Полетаев.
– Дело в том, что перевозчики используют устаревшую технику, а требования по транзиту и качеству подвижного состава с каждым годом увеличиваются. Тем более что на территории ЕАЭС только налаживается эффективный контроль над транспортными средствами. Еще одна проблема – дефицит подвижного состава. Как мы знаем, в Казахстане она решается. В частности, начали производить вагоны для перевозки зерна, которых значительно не хватало. Но пока существуют проблемы старых вагонов и большого выработанного ресурса, технического состояния контейнеров. Есть сложности с неточностью методики расчета стоимости, состава услуг. Сроки работ по перегрузу не всегда выполняются, как и не всегда легко обеспечить сохранность перевозимых грузов. Бывают временные задержки при подаче вагонов, при погрузке. То есть на практике, конечно, не все гладко».
Другим вопросом, который необходимо подвергнуть всестороннему изучению, являются условия транзита и связанные с ним издержки и дивиденды. Так, представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов заострил внимание на том, сколько Казахстан получает и сколько тратит на транзит.
«Если взять период с 2002 по 2013 год, то за это время у Казахстана 5 лет сальдо было положительным, 8 лет – отрицательным, то есть мы платили больше, – отметил Шибутов.
– В прошлом году 2 млрд 286 млн долларов Казахстан получил за транзит через свою территорию, а 2 млрд 268 млн заплатил за транзит по чужой территории. То есть практически «копейка в копейку». В основном мы получаем деньги от транзита российского и китайского газа через нашу территорию – это около 1 млрд 96 млн долларов. Далее идут железнодорожные перевозки – это порядка 850 млн и 250 млн – это автомобильный транспорт. Меньше всего поступлений от транзита приносит воздушный транспорт – 86 млн долларов», – отметил казахстанский эксперт.
Между тем стоит отметить, что от участия в ЕАЭС Беларусь, Казахстан и Россия получают достаточно весомые дивиденды, свидетельствующие о верности выбранного направления сотрудничества. Так, формирование Таможенного союза с учетом отмены таможенного контроля на границах между государствами-членами, равно как и введение единых правил технического регулирования, санитарных и ветеринарных мер, позволило устранить административные барьеры на границах. Это позволило не только ускорить товарооборот, но и значительно увеличить транзитную привлекательность стран – участниц интеграционного объединения.
«Перспектива развития потенциала в рамках ЕАЭС не только в том, что мы увеличим грузопассажирский оборот, усилим логистические позиции, укрепим компании, которые будут этим заниматься, но и в том, что продолжим развивать регионы, поскольку любая дорога подразумевает наличие сервиса, – заметил Эдуард Полетаев.
– В 90-е годы выживали те поселки, которые находились на железной или автодороге. Кто-то рыбу продавал, кто-то – минеральную воду. Общеизвестно, что любая дорога вовлекает в товарообмен. Второй момент заключается в том, что логистика должна поддерживать амбициозные планы государства. Сам факт того, что государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития в Казахстане усиливает транспортный потенциал, неоспорим. Потому что крупные индустриальные проекты требуют роста грузоперевозок, в том числе экспортной продукции, которая будет изготовлена на новых заводах. Ну и третий момент. На транспорт у нас давно делается достаточно серьезный акцент, еще с первых лет независимости. Не всегда это было связано с работой в рамках ЕАЭС. Подписаны сотни международных договоров с самыми разными организациями. Транспортный потенциал рассматривался в рамках ШОС, до этого – в ЕврАзЭС и т.д. Это наша традиция, следствие нашего геополитического положения».

Андрей КОРОЛЁВ,
Алматы

Источник: Литер

от wefund