Наступивший 2014 год для стран – членов Таможенного союза является своеобразным рубежом, преодоление которого позволит Казахстану, России и Беларуси в очередной раз укрепить свои национальные экономики, получившие от членства в ТС своеобразную «вакцину» от глобального финансового кризиса. Напомним, что в основе решения создания Таможенного союза лежит понимание того, что вместе три страны смогут не только снизить негативные последствия глобальной нестабильности, но и активно позиционировать себя на внешних рынках.
При этом единый рынок стран – членов ТС, как и в свое время единый рынок Европейского союза, где были сняты границы, становится своеобразным катализатором роста для экономик трех стран. На едином внутреннем рынке ТС за счет снятия барьеров наблюдается положительная динамика в торговле несырьевыми товарами. Таким образом, мы наблюдаем реальные результаты, свидетельствующие о стимулировании диверсификации экономик стран Таможенного союза.
Статистика взаимосвязей между странами – членами ТС свидетельствует о правильности выбранного интеграционного пути. Принимая во внимание удельный вес страны в общем объеме товарооборота, можно убедиться, что наша страна стоит на «правильном пути».
Отметим, что суммарный объем внешней торговли товарами государств – членов Таможенного союза с третьими странами в январе – сентябре 2013 года составил 681,2 млрд долларов, в том числе экспорт товаров составил 429,5 млрд долларов, импорт – 251,7 млрд долларов. Объем взаимной торговли товарами государств – членов Таможенного союза составил за январь – сентябрь 2013 года 47,5 млрд долларов. Товарная структура взаимной торговли более эффективна, чем товарная структура внешней торговли с третьими странами.
В настоящее время наметился тренд сближения участников Таможенного союза и Единого экономического пространства и Европейского союза, которые стали дополнять друг друга на мировом рынке. И сегодня ЕС является стратегическим торговым партнером государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства. На его долю приходится около 50 процентов всего товарооборота Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Позицию бизнесс-структур государств – членов Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) разделяет и общественность Беларуси, Казахстана и России, где сохраняется высокий уровень общественного одобрения ТС и ЕЭП. Так, в Беларуси 65 процентов населения поддерживает ТС и ЕЭП. В Казахстане этот показатель составляет 73 процента, а в России одобряют данное межгосударственное объединение 67 процентов респондентов.
Исследование, проведенное Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) совместно с международным исследовательским агентством «Евразийский монитор», свидетельствует, что общественность стран – членов ТС и ЕЭП не только с пониманием относится к действиям своего руководства, но и одобряет интеграционные инициативы.
К слову, в опросе принимали участие не только граждане Беларуси, Казахстана и России. Напомним, что в рамках проекта проводится ежегодный опрос жителей 12 стран региона СНГ с целью изучения общественного мнения по экономическим, политическим и социокультурным (гуманитарным) аспектам евразийской интеграции и кооперации в динамике. В результате в ходе исследования было опрошено более 14 тысяч граждан 11 стран СНГ и Грузии – от одной до двух тысяч человек в каждой стране.
Однако справедливости ради стоит отметить, что процент населения, позитивно относящегося к интеграционным инициативам руководства Беларуси, Казахстана и России, не является величиной постоянной. Так, по сравнению с 2012 годом отмечается снижение уровня одобрения ТС и ЕЭП в Казахстане на 7 процентов и в России на 5 процентов. «Это произошло в основном за счет увеличения числа опрошенных, относящихся к участию своей страны в ТС – ЕЭП безразлично. А в Беларуси уровень поддержки населением участия своей страны в ТС и ЕЭП увеличился с 60 процентов до 65 процентов», – комментирует сравнительный анализ Исполком СНГ.
Примечательно, что и в странах СНГ, не являющихся членами ТС и ЕЭП, отмечается рост интереса к данному интеграционному объединению. При этом общественность ряда республик бывшего СССР рассматривает перспективу присоединения к Таможенному союзу.
Так, наиболее высокая поддержка населением перспектив присоединения к ТС и ЕЭП была зафиксирована в Узбекистане (77 процентов), Таджикистане (75 процентов), Кыргызстане (72 процента) и Армении (67 процентов).
Примечательно, что общественность Грузии, в отличие от прежнего его руководства в лице экс-президента Михаила Саакашвили, согласна поддержать шаги Тбилиси по обсуждению вопроса вступления страны в ТС и ЕЭП. При этом в последнем опросе процент симпатизирующих составил 59 процентов, что в два раза больше уровня одобрения, высказанного годом ранее.
Не отстают от Грузии и Украина с Молдовой, где уровень общественной поддержки ТС составил 50 процентов и 54 процента соответственно. Вместе с тем стоит отметить, что по сравнению с 2012 годом также вырос и уровень отрицательного отношения к Таможенному союзу. Так, в Молдове уровень вырос с 7 до 24 процентов, в Украине – с 5 до 28 процентов.
«Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси – это первая на пространстве всего СНГ действительно добровольная и равноправная форма интеграции. Она впервые в истории сближает народы наших стран на основе взаимоуважения, сохранения национальной самобытности и осознания неразрывности общего будущего. Последовательная трансформация Таможенного союза в Единое экономическое пространство, а со временем, в чем я абсолютно уверен, в Евразийский экономический союз, станет мощным стимулом для процветания наших народов, выведет наши страны на ведущие позиции в глобальном мире», – отметил первый президент – Лидер Нации Нурсултан Назарбаев в своей статье «Евразийский союз: от идеи к истории будущего».
Между тем не все страны разделяют оптимизм возможного членства в ТС и ЕЭП. Так, один из самых низких показателей поддержки ТС продемонстрировал Азербайджан, где поддержка перспектив присоединения к ТС – ЕЭП составила лишь 37 процентов. Кроме этого, население страны продемонстрировало рекордные 53 процента отрицательного восприятия обоих интеграционных объединений.
Но интеграционный маховик уже давно запущен и дает свои результаты не только в промышленной и торгово-экономической сферах. Так, обнадеживающим стал прогноз заместителя директора аналитического департамента компании «Альпари» Дарьи Желанновой, которая заявила о вероятности появления в 2014–2016 годах Единой фондовой биржи (ЕФБ) в рамках ТС, с перспективой включения в систему других стран – участниц ЕЭП еще в течение 2-4 лет.
И, судя по всему, создание ЕФБ уже не за горами. Это можно видеть на примере проделанной в прошлом году работы, когда была принята «Дорожная карта» взаимного допуска на валютные рынки и отработаны схемы подключения к торгам банков-резидентов стран ЕЭП, а также налажена биржевая торговля национальными валютами. «По сути, работает интегрированный биржевой валютный рынок стран-участниц, обеспечивая равные условия выхода на финансовые рынки друг друга для банков-резидентов стран союза», – отметила Дарья Желаннова.
Вместе с тем перспективы ТС сегодня притягивают все больше стран. Так, 6 ноября 2013 года Армения заключила меморандум об углублении взаимодействия с Евразийской экономической комиссией. Кыргызстан 31 мая 2013 года подписал меморандум об углублении взаимодействия с Евразийской экономической комиссией.
Между тем необходимо всячески избегать всякого рода слухов и домыслов в отношении ущемления национальных интересов стран – членов ТС. Как отметил Глава государства в своем послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»: «Мы будем укреплять Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Наша ближайшая цель – создать Евразийский экономический союз. При этом мы четко заявляем, что вопросы будут решаться консенсусом. Политический суверенитет не будет ущемляться».
Как известно, следующим этапом интеграции является формирование Единого экономического пространства. Это означает обеспечение четырех свобод – движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы на территории Единого экономического пространства (ЕЭП). Кроме того, функционирование ЕЭП предполагает координацию экономической политики государств-членов в отношении ключевых отраслей – макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, промышленности и агропромышленного комплекса, торговли и др.
Таким образом, будет продолжен процесс интеграции национальных экономик в один комплекс, который в свою очередь предполагает: во-первых, согласование между заинтересованными странами конечных целей социально-экономического развития, во-вторых, выработку согласованных направлений структурной, инновационной, внешнеэкономической и социальной политики и – как следствие этого – устранение межгосударственных таможенных барьеров. Кроме этого, у каждого участника интеграционного объединения отмечается рост товарооборота внутри страны. В свою очередь повышение экспортно-импортных операций стимулирует наращивание промышленного и сельскохозяйственного производства внутри стран. Параллельно наблюдается повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на рынках стран-участников Таможенного союза. Как видим, «цепная реакция», охватившая ТС, демонстрирует не только реальную выгоду, но и свидетельствует о неиспользованном потенциале государств – участников ТС.
Куаныш АЯЗБЕКОВ, Алматы
Источник: Литер