Три года назад, с 1 января 2015 г. на территориях стран-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) начал функционировать общий рынок труда, то есть, появилась свобода передвижения рабочей силы. Данная сфера регулируется разделом XXVI «Трудовая миграция» Договора о ЕАЭС.
Этим документом предусмотрено сразу несколько норм, направленных на развитие устойчивого рынка труда и предусматривающих социально-правовое обеспечение трудовых мигрантов. Однако, несмотря на это, проблема трудовой миграции в ЕАЭС до сих пор не решена, потому что ей уделяют недостаточно внимания.
По экспертным оценкам казахстанских исследователей, объем миграции в ЕАЭС увеличился в целом на 20 процентов за первое полугодие 2017 года. Однако, наряду с положительной динамикой легальной миграции в Казахстане необходимо учитывать и нелегальные потоки, точных данных по которым нет.
С точки зрения ответственных ведомств, свободное передвижение трудовых мигрантов между Казахстаном, Россией, Беларусью фактически началось с 2012 года в рамках трехстороннего Соглашения о правовом статусе трудящихся мигрантов и членов их семей, подписанного в Санкт-Петербурге 19 ноября 2010 года. Это означает, что за пять лет динамика трудовой миграции в этом формате в целом уже оформилась и, очевидно, она сохранится в прежних пределах.
Однако, по мнению членов экспертного клуба «Мир Евразии», расширение ЕАЭС требует дополнительных механизмов регулирования этого процесса. Собравшись на днях в Алматы для обсуждения темы трудовой миграции в ЕАЭС, эксперты сошлись во мнении, что у Казахстана (впрочем, как и у его партнеров по ЕАЭС) пока нет четкой статистики по мигрантам и отраслям их занятости.
Что касается сферы занятости трудовых мигрантов из ЕАЭС в нашей республике, то это, конечно, строительство, горнодобывающая и обрабатывающая промышленность и др. Среди приоритетных сфер занятости в основном иностранные граждане стремятся работать в следующих сферах: топ-менеджмент (17,5 процента от всех иностранцев, готовых переехать в Казахстан), ИТ, телеком (10,1 процента), производство (9,6), продажи (9,5), строительство (8,4 процента).
Таким образом, миграционные процессы в рамках ЕАЭС для Казахстана сохраняют его роль принимающего и отправляющего государства. Что касается расширения Союза, то это потребовало сбалансированной и гибкой политики не только на национальном уровне, но и в рамках организации. Но осуществляется ли такая политика странами ЕАЭС?
Открывая экспертное обсуждение, политолог Эдуард Полетаев отметил:
— Ситуация, связанная с миграционными проблемами, у силовиков вызывает определенные опасения. На недавней сессии Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в Минске, состоявшейся 30 ноября 2017 года, было принято решение, что на пространстве ответственности ОДКБ для борьбы с нелегальной миграцией в 2018 году будет запущена постоянная операция «Нелегал». Проблема обострилась как раз в связи с созданием единого рынка труда ЕАЭС, так как увеличилась возможность облегченного передвижения по территории ЕАЭС, на которой проживают свыше 180 миллионов человек. Речь идет о скоординированных мероприятиях, направленных на противодействие нелегальной миграции на территорию ЕАЭС граждан третьих стран и лиц без гражданства.
— Основная проблема, на мой взгляд, в том, что на уровне ЕАЭС нет ключевого решения о том, как мы относимся к миграции, что нам нужно и не нужно, — считает Рустам Бурнашев, профессор Казахстанско-немецкого университета, — есть и вопрос юридический, который порождает очень много путаницы. Ведь надо разделять мигрантов внутри ЕАЭС и мигрантов внешних. Это принципиальный вопрос. Если мы это разделение не проводим, то возникают постоянно путаницы. Вот мы как бы говорим о ЕАЭС, а возникают проблемы, допустим, у таджиков. Граждане ЕАЭС – это совершенно другая база регулирования миграции, другое попадание на рынок труда. Но мы применяем все те же термины, соответственно отношение возникает то же самое.
На бытовом уровне, по мнению Бурнашева, это отношение приводит к тому, что тот же самый гражданин Кыргызстана, который работает в России или Казахстане, неожиданно сталкивается с теми же проблемами, с которыми сталкивается гражданин Таджикистана. Это приводит к непониманию органов трудоустройства, как с человеком работать, как выдавать лицензию? Хотя этого не должно быть.
— Конкретного отношения к миграции в рамках всего ЕАЭС нет, — считает Адиль Каукенов, директор Центра китайских исследований CHINA CENTER. — есть разновекторные вещи. Непонятно, хорошо это или плохо в рамках Евразийского союза. Если мы говорим о единой интегрированной евразийской бирже труда, понятное дело, что для жителей ЕАЭС это позитивная тенденция. Элементарно, чтобы жители из депрессивных регионов могли получить возможность себя реализовать.
Но необходимо, по его мнению, определить отношение к миграции и механизмы ее регулирования. И регуляция должна быть не только в компетенции полиции, ведь мигрант из страны ЕАЭС – легальный, он законно пересек границу, за что же его останавливают на трассе полицейские, как это у нас повсеместно случается? Мигрантами должны заниматься организации, которые их интегрируют, осуществляют профилактику предотвращения преступлений.
Безусловно, для координации работы Союза в сфере трудовой миграции необходимо сотрудничество по всему периметру вопросов, определенному его членами, отметили эксперты.
Это согласование общих подходов и принципов, обмен нормативными правовыми актами, информацией, опытом, реализация мер, направленных на предотвращение распространения недостоверной информации, проведение стажировок и семинаров, сотрудничество в рамках консультативных органов. Тем не менее, важно учитывать тот факт, что события и сама мобильность развиваются быстрее процесса координации и обсуждения ситуации. Это вызывает необходимость ускорения координации, принятия решений.
— В заключение хочу сказать, что трудовая миграция – это норма жизни в условиях глобализации, — сказал, завершая дискуссию, Эдуард Полетаев, — это не только попытка малообеспеченных и безработных найти себе пропитание в чужой стране. Миграционный процесс развит среди специалистов высокого класса, менеджеров, бизнесменов. И насколько наши страны сумеют извлечь из этого процесса выгоду, от этого будет зависеть и восприятие трудовой миграции у населения наших стран.
Лиана Минасян, специально для Матрица.kz
Источник: