«Целина – это запрос на трудовой подвиг, который был реализован. В то время молодежи требовались героические поступки», – отметила Леся Каратаева, доктор исторических наук. Те минусы, которые ставят Целине в Казахстане – сужение сферы казахского языка и снижение удельного числа этнических казахов – преодолены. Казахский язык считается одним из наиболее быстро развивающихся в мире, казахов в стране большинство. «Все выровнялось, зато производство зерновых осталось, – подвела итог г-жа Каратаева. – Самый важный минус – экологический ущерб из-за Целины. Мы 26 лет живем в несоветском режиме, но что для экологии сделали?».
«Сила колоса: освоение целины Казахстана как фактор интеграции евразийских народов» – так называлась тема заседания экспертного клуба, который проводился совместно ОФ «Мир Евразии» (г. Алматы) и Центром геополитических исследований «Берлек-Единство» (г. Уфа).
«Грандиозный социально-экономический проект, аналогов которому не было в мировой истории», – охарактеризовал событие, получившее старт в 1954 году, Эдуард Полетаев, модератор заседания. «Хо Ши Мин и Джавахарлал Неру специально приезжали посмотреть на Целину», – подчеркнул г-н Полетаев. В советском кинематографе о том периоде снят лишь один художественный фильм – «Иван Бровкин на целине» – что явно не соответствует масштабу исторического мероприятия.
«Не все с позиций сегодняшнего дня оценивается однозначно», – констатировал модератор экспертного клуба. Сам он акцентировал внимание на том, что Целина «дала шанс огромному количеству людей почувствовать себя людьми». Молодежь из послевоенного поколения безотцовщины приезжая в целинные районы (львиная доля у Казахстана и 19% целинного края у РСФСР) начинала жизнь с чистого листа, создавала семьи.
«Целина – это деньги», – подчеркнул Эдуард Полетаев. Целинникам полагался бесплатный проезд на поезде, суточные, подъемные (200 рублей – до денежной реформы 1961 года), ссуды на строительство жилья (1000 рублей), приобретение скота. Появился новый уровень жизни на селе и так называемое «сельское градостроительство». Помимо участия всех союзных республик, в целинную эпопею внесли вклад страны социалистического лагеря (Польша, Болгария, Северная Корея, Чехословакия), даже из Китая приехали 26 тысяч русскоязычных китайцев (Далянь, Порт-Артур). Из-за перемещения огромных масс людей в Казахстане изменился демографический состав населения.
«Родовой домик под Уфой построен на целинные деньги», – сообщил Алексей Чекрыжов, руководитель сектора изучения мировой экономики «Берлек-Единство». По роду деятельности он активно работает с молодежью, и та не осознает, как можно 600 тысяч человек переместить за два года в одно место. Сам г-н Чекрыжов называет Целину «трудовой подвиг советского народа». Она оказала мощный мультипликативный эффект: «Транспортная сеть под Челябинском, Оренбургом и даже Уфой развивалась под воздействием Целины 50-ых – 60-ых гг. XX века». Сегодня между Россией и Казахстаном сотрудничество осуществляется по трем главным направлениям: нефтянка, транспортные коридоры и сельское хозяйство. Взаимодействие Северного Казахстана и сопредельных регионов России корнями из Целины.
«Отец удостоен медали «За освоение целинных и залежных земель», – обозначила свою личную вовлеченность в обсуждаемую тему Лайла Ахметова, доктор исторических наук, профессор КазНУ. Целина состоялась в период, который в Советском Союзе принято называть «Оттепель». «В это время в стране прекратились поиски внутреннего врага», – отдельно указала историк.
После Великой Отечественной войны людской поток СССР направлялся на Запад – восстанавливать разрушенные города и предприятия. Целина – это поток людей на Восток (в Азию). «Гораздо больше было плюсов», – считает г-жа Ахметова. Из минусов: примат экстенсивности, директивное распределение ресурсов, демографический перелом в Северном и Центральном Казахстане. Перепись 1959 года зафиксировала в Казахской ССР только 30% этнических казахов. «Обозначение «целинник» придавило такие определения как «казах» и «казахстанец», – отдельно указала исследователь.
Лайла Ахметова заметила, что в период Целины в официальной идеологии вместо «пролетарский интернационализм» стали использовать «социалистический интернационализм». Казахские писатели забили тревогу по поводу казахского языка уже в 1956 году (кстати, в тот год республика была награждена орденом Ленина за «миллиард пудов» собранного хлеба). В годы Целины 142 печатных издания на казахском языке как выходило, так и осталось, но их тираж упал на 30%. «Продуктовая безопасность всех 26 лет независимости Казахстана – это Целина. Поэтому нельзя вместе с грязной водой выплескивать ребенка», – подчеркнула г-жа Ахметова.
«Если бы не Целина, то неизвестно как бы развивался Казахстан, – указала Айгуль Омарова, публицист. – Наш Нуринский район Карагандинской области продолжает оставаться на плаву благодаря целинным совхозам». «Нас хоть и называют шала-казахи, но благодаря развитой системе сабантуев в нашем районе казакша курес, байга и прочие вещи поддерживались на невиданном для казахов-южан уровне», – обратила внимание г-жа Омарова.
«Я была единственная казашка в классе, казахский язык не преподавали, – сообщила о себе социолог Гульмира Илеуова – Объективно обусловленные перекосы». В разрезе целинного вопроса она предстала в качестве дочери директора целинного совхоза Кустанайской области.
Г-жа Илеуова ознакомила участников дискуссии с социологическим исследованием 2009 года в рамках «Евразийского монитора». Изучалось отношение к Целине среди 1100 респондентов (выборка общенациональная). Обобщенные данные таковы: «безусловно позитивно» – 37,8%; «скорее позитивно» – 31,3% – с одного полюса оценок и «безусловно негативно» – 1,6%; «скорее негативно» – 2,4% – на другом. Здесь же в исследовании «затрудняюсь ответить»– 10,1%, «не слышал о таком событии» – 7,5% и «нейтральное или безразличное отношение» – 9,4%.
Социолог сообщила, что респондент-казахи «безусловно позитивно» отвечали чаще, чем русские. И еще «очевидны возрастные отличия: старшее поколение знает лучше, относится лучше». «В целом нет такого негатива, который мы предполагали», – подвела итог Гульмира Илеуова. При этом она признает, что если провести аналогичный замер сегодня, то отрицательных оценок и «не слышал» станет больше. Что касается ее семьи, то благодаря Целине переехали их саманного дома в кирпичный, провели электричество. «Исчезли тюльпаны, сурки, суслили, сайгаки на моей памяти», – рассказала г-жа Илеуова об иной стороне Целины.
«Я ел сусликов в 1958 году, их было огромное количество», – признался Сергей Борисов, журналист. Но журналистом он стал позже, а сначала приехал в Казахстан в качестве работника «промышленной» или «инфраструктурной Целины». Первоначально г-н Борисов по комсомольской путевке прибыл в Темиртау, на строительство «Казахстанской Магнитки»(Кармет). Однако его отправляли на возведение различных энергетических и прочих объектов в разные участки целинного края. А в 1958 году случилась жуткая засуха и десятки тысяч человек пытались покинуть Целину, потому что нет урожая – нет зарплаты. «Предпоследний всплеск молодежной пассионарности. Последний – БАМ», – выразился о Целине Сергей Борисов.
«Я заканчивал школу в 90-ые годы и Целине ставился знак минус», – сообщил Адиль Каукенов, политолог. Он вообще выделил три волны освещения целинного вопроса после развала Советского Союза. Сначала Целина охаивалась, потом на 50-летие (2004 год) критика притормозилась, а после юбилея снова негатив, но в суженном формате. «По моему мнению, это незаслуженное охаивание, – прокомментировал г-н Каукенов. – Стоит поменять учебник по «Истории» и примириться с Целиной».
«В любом масштабном проекте позитив на взлете, а негатив потом», – подчеркнул Айдархан Кусаинов, генеральный директор консалтинговой компании «Алмагест». «Целина – это апеллирование к ценностям, которые сегодня не являются ценностями (трудовой подвиг). В Казахстане количество занятых в сельском хозяйстве – минус миллион за 5 лет», – отметил он.
Г-н Кусаинов считает, что в свете интеграционных проектов «тема Целины – она в чем-то и опасна; лучше ее не трогать, потому что дискурс неоднозначный». Целина ведь оценивается из сегодняшней ситуации: «Модернизация сознания – мыслить рационально (здесь нет места подвигу)».
«По Целине преемственность между поколениями в Казахстане есть, несмотря на все учебники истории, – констатировала Гульмира Илеуова. – Усталость от «батырской истории» в обществе уже есть, поэтому Целина может возродиться. Спасибо нашим идеологам – не все оплевали».
Источник: ZONAkz