Давно уже замечено, что осмысление интеграционных процессов в категориях классической социологии (класс, страта, общество, границы) проблематично. Скорее речь следует вести о коммуникативной онтологии социальности, представляющей, например, структуру общества как конфигурацию социальных отношений и обеспечивающих существование различного рода мобильностей. Английский социолог Д. Урри в свое время даже предлагал заменить понятие «общество» понятием «мобильности» для лучшего понимания социальных процессов. В этом контексте интеграцию национальных экономик и социальностей можно понимать именно как создание условий для развития разнообразных мобильностей.

Успех интеграции в таком случае зависит не только от воли к интеграции субъектов социального действия (нации, элиты или, например, молодежи), но и от способности сложных социальных систем аккумулировать и воспроизводить интеграционный капитал. Действительно, в эпоху глобализации ключевым моментом развития является контакты, включенность, а выключенность из взаимодействия означает остановку, замедление развития или даже регресс. Проблемам создания такой инфраструктуры мобильностей Евразийской интеграции недавно было посвящено прошедшее в Алматы заседание экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Четыре свободы интеграции: по труду и награда».

Казахстанские эксперты предложили осмыслить интеграционный процесс в категориях концепции «четырех свобод». Речь идет о достаточно простом и эффективном аргументе в защиту тех преимуществ, которые может принести ЕАЭС. Четыре свободы – это передвижение товаров, капиталов, рабочей силы и услуг. Именно они, в конечном счете, могут привнести мобильности евразийской интеграции. Так или иначе, все отмеченные выше свободы реализуются в евразийской интеграции в рамках единого экономического пространства и Таможенного Союза.

Продекларированная главами государств формирующегося Евразийского экономического союза – сотрудничества без изъятий, на сегодняшний день выступает в качестве важнейшего vision евразийской интеграции, к которому нужно стремиться. Возвращаясь к концепции «четырех свобод» хотелось бы отметить, какие ограничители и перспективы в контексте евразийской интеграции существуют.

1.Передвижение товаров. Формирование единого экономического пространства предполагает свободный доступ товаров на рынки всех стран. Сегодня исключение составляют около 700 товаров, это серьезный показатель. Во всех странах Таможенного союза национальные правительства используют протекционизм, но главное, что есть понимание о необходимости отхода от такой политики.

2.Перемещение капиталов. Субъекты экономической активности постепенно осваивают экономики других государств, и здесь важно как

сработают чиновники, задача которых создать политико-правовые механизмы для интенсификации капиталов. В свете обострения внешнеполитических отношений России и Запада, обеспечение мобильности капиталов в рамках евразийской интеграции не менее перспективно, чем обеспечение свободного перемещения товаров.

3.Перемещение рабочей силы. Две из трех стран Таможенного Союза – нуждаются в дополнительном притоке рабочей силы, которая идет в основном из республик Центральной Азии. Однако и мобильности трудовых ресурсов между Россией и Казахстаном также развиваются. В этом плане существует ограничитель (90 дневное пребывание на территории соседнего государства), который, скорее всего, будет устранен.

4.Перемещение услуг. Это элемент интеграционной инфраструктуры, который пока наименее развит, однако никаких институциональных препятствий для его реализации нет. Можно констатировать, что рынку услуг на евразийском пространстве не хватает конкретного содержания.

Интенсивность этой мобильности сопряжена с предыдущими свободами, хотя и при определенных условиях способна выступить и самостоятельным драйвером евразийской интеграции. Если инновационный потенциал экономик стран-участниц будет продуцировать проактивные услуги, то они, несомненно, будут востребованы в других странах.

Обсуждение проблемы «четырех свобод» – это попытка выйти на уровень рефлексии гуманитарного измерения евразийской интеграции. Задача экспертного сообщества заключается также и в том, чтобы идентифицировать латентные импульсы евразийской интеграции. Несмотря на то, что принцип «четырех свобод» уже существует и реализуется в рамках Таможенного Союза, полностью воплотить его в жизнь не так-то просто. Для этого нужна рутинная и кропотливая работа по доведения системы до нужного уровня работы, а гуманитарное измерение процесса, рассмотрение проблемы с точки зрения структуры жизненного мира постсоветского человека поможет определить пути решения проблемы.

Дмитрий Михайличенко — ЦГИ «Берлек-Единство»

Источник: Центр геополитических исследований «Берлек-Единство»

от wefund