В конце ноября в Алматы прошло очередное заседание общественного фонда «Мир Евразии» на тему «Интеграция и люди: территория возможностей». Казахстанские эксперты попытались раскрыть эту проблему с позиций как конкретных жизненных кейсов, так и с позиций структур социальности.
Прежде всего, следует отметить, что евразийская интеграция – это экономический процесс. Однако современные взаимозависимости эпохи глобализации делают невозможным интегрировать экономику и оставлять, например, за бортом внимания социальные проблемы или культурную политику. Следовательно, в долгосрочной перспективе Евразийский экономический союз (ЕАЭС), а затем и Евразийский союз (ЕАЭ) будет определять и социальную политику государств.
В Казахстане рассматривают евразийскую интеграцию в строго деполитизированном контексте, тогда как в России и Беларуси склонны придавать этой структуре политическое и даже геополитическое значение. То обстоятельство, что разные страны смотрят на один и тот же процесс по-разному – вполне нормально. В философии есть такой методологический принцип – перспективизм. Его суть кратко может быть выражена так: продавец и физик смотрит на один и тот же предмет (например, молоток) по-разному. Для физика это тело, имеющее вес, плотность и т.д., а для продавца – объект продажи. Так и страны-участницы евразийской интеграции ставят перед собой разные цели, главное чтобы они видели необходимость самого процесса и стремились его реализовать.
Сейчас на евразийском пространстве, по сути, идет интеграция в этатистском, государственноцентричном измерении. За этим измерением не всегда прослеживается гуманитарное содержание проекта, о чем часто говорят критики и недоброжелатели. Характерным в этом плане является Кыргызстан, где эксперты зачастую не мыслят категориями промышленности. Там чаще всего говорят о том, что даст евразийская интеграция простым людям (Э. Полетаев). И такая постановка вопроса вполне правомочна.
Казахстанские эксперты на заседании в Алматы пришли к выводу о том, что евразийская интеграция в средне и долгосрочной перспективе будет способствовать повышению уровня жизни простых граждан. Однако для этого нужно попытаться избежать забюрократизированности органов управления евразийской интеграции. Сейчас деятельность Евразийской
экономической комиссии (ЕЭК) недостаточно публична, эксперты отмечают даже некоторое нежелание евразчиновников говорить о результатах своей работы. Недостаточность присутствия этой проблематики в публичном дискурсе детерминирует пассивность граждан в этих вопросах.
На этом фоне единичные сообщения о запрете кружевного нижнего белья в странах Таможенного Союза или инициативы по введению техрегламента по протектору зимних шин воспринимаются как очередные чудачества евразчиновников. На этих примерах очевидно, что в этом плане структурам евразийской интеграции нужна подробная и кропотливая работа по разъяснению и информационной поддержке. Ведь запрету, например, подвергается не все кружевное нижнее белье, а только низкого качества, не соответствующее санитарным нормам. Да и в вопросах с шинами также все гораздо проще, чем пытаются представить некоторые противники евразийской интеграции.
То, что между странами существуют спорные вопросы, такие например, как проблемы с экспортом алкоголя у России и Казахстана также вполне нормальный и рабочий процесс. Евразийская интеграция происходит гораздо быстрее, чем европейская, но трудно было бы ожидать, чтобы государства в одночасье отменили бы все барьеры.
Казахстанские эксперты пришли к выводу, что евразийская интеграция – это огромная «территория возможностей», которая будет приобретать гуманитарное и человеческое измерение, однако пока назвать его доминирующим нельзя. Скорее пока оно растворено в экономическом интересе стран-участниц, однако в случае успеха евразийской интеграции гуманитарное измерение станет все активнее проявлять себя не только в структурах академической, но и, шире, социальной мобильности, а в перспективе станет самостоятельной гранью евразийской интеграции.
Дмитрий Михайличенко — ЦГИ «Берлек-Единство»
Источник: Центр геополитических исследований «Берлек-Единство»