Казахстанские эксперты часто обсуждают инфраструктурные вопросы евразийской интеграции, среди которых важное место занимает транспортный потенциал стран-участниц Евразийского экономического союза. В конце октября в Алматы прошло очередное заседание экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Расширяя единый рынок: транзитный потенциал ЕАЭС», на котором этот вопрос являлся ключевым.

В социальной философии одно из ключевых пониманий глобализации основывается на том, что «социальное пространство поглощается «социальным временем». Иными словами, ритм социальной жизни стремительно интенсифицируется, убыстряется, а расстояние «уменьшаются», или, если точнее, становятся более доступными в социальном плане.

Ход развития Западной цивилизации в Новое и Новейшее время, вызванный научно-техническим прогрессом и экономическим ростом, привел к значительной трансформации социальных отношений и общества в целом. Природные, геополитические и ментальные условия, в которых формировалась Европейская цивилизация, отличались от других одной важной социокультурной и геополитической характеристикой, которую мы обозначим как интенсивность. Небольшой, компактный размер европейского континента, сравнительно быстро выявившаяся невозможность экстенсивного развития цивилизации, развитие ее вширь сделали необходимым ее развитие вглубь, а также обеспечили жесткую конкуренцию. Небольшие территории требовали интенсификации производства.

К сожалению, огромной Евразийской цивилизации не хватает аналогичной интенсивности. В этом ограничитель евразийской интеграции, и одновременно, направление, вектор ее развития. Чем более интенсивными будут происходить процессы евразийской интеграции, чем более выстроенной будет интеграционная инфраструктура, тем больших перспектив синергии добьются страны-участницы и, соответственно, их население.

С развитием новых технологий этот ограничитель может диалектическим образом трансформироваться в несомненный плюс евразийской интеграции. Развитие транспортной инфраструктуру приведет к тому, что расстояния в социальном плане будут иметь тенденцию к снижению, а в физическом плане они останутся, что, собственно, и позволит ее выстраивать и совершенствовать. Таким образом, например, территории России, и Казахстана с развитием транспортной инфраструктуры окажутся способными аккумулировать огромные потенциалы мобильности. В этом контексте у ЕАЭС гораздо больше потенциала, чем у европейских стран. Фактор динамично развивающегося Китая, который заинтересован в выходе на европейские рынки также позволит и России, и Казахстану в перспективе получат большие преференции от транзита. Расположение стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) между зоной Юго-Восточной Азии и Европейским союзом позволяет надеяться на увеличение доходов от транспортировок товаров и людских ресурсов. При этом, несомненно, транспортный потенциал у России выше остальных, в силу огромной территории этого государства. Коридор «Азия – Европа» в основном проходит через нее.

Чем больше будет продолжаться санкционное давление на Россию, тем больше инициатив будет поддержано Москвой по развитию азиатской инфраструктуры (М. Шибутов). В кратко- и среднесрочной перспективе от этого может выиграть Китай. Сейчас, когда Россия и Китай заключили сделку на поставку газа (400 млрд. $) тренд на развитие транспортной инфраструктуры ЕАЭС – Китай прослеживается вполне очевидно. Казахстанскими экспертами совершенно верно было замечено, что развивать транспортную инфраструктуру ЕАЭС и создавать инфраструктуру для китайцев – это не одно и то же. ЕАЭС обладает огромными геоэкономическими и геостратегическими ресурсами в виде огромных территорий. Поэтому перед Евразийской экономической комиссией сейчас стоит сложная задача: попытаться совместить общие у стран-участниц ЕАЭС интересы с Китаем, и, одновременно, не допустить доминирования последнего.

Интеграционная реальность, в том числе и транспортная инфраструктура, создается и поддерживает не только и даже не столько благодаря политической воли руководства стран-участниц, но, прежде всего, благодаря динамике желания и практической реализации труда как стоимости. Интеграционная инфраструктура с точки зрения жизненного мира индивида предполагает все то, что помогает массам перемещаться в пространстве и делать новое пространство своим. Это общее пространство номадизма и смещения. Развитие такой инфраструктуры в средне- и долгосрочной перспективе станет ключевым фактором успеха евразийской интеграции.

Дмитрий Михайличенко — ЦГИ «Берлек-Единство»

Источник: ЦГИ «Берлек-Единство»

от wefund