Туризм является сферой, в которой отношения между странами достигают наибольшего консенсуса при наименьших разногласиях. Туристско-культурная дипломатия становится важным каналом формирования и распространения имиджа и продвижения международного признания той или иной страны, вопросом двусторонних переговоров. Об этом, в частности, свидетельствует обсуждение новых возможностей развития туризма между Казахстаном и Россией в рамках недавно состоявшегося XIII Форума межрегионального сотрудничества. По данным доклада «Международный туризм-2015» UNWTO, туризм обеспечивал в прошлом году 10% мирового ВВП. Выросло количество международных туристских прибытий, составившее 1 млрд. 186 млн. человек. Международный туризм дает 7% от общего объема мирового экспорта и 30% от экспорта услуг. Однако, несмотря на имеющийся потенциал для развития внутреннего и въездного туризма, доход от него в странах евразийского пространства пока невелик.
Поэтому меры по расширению отношений и новые формы сотрудничества в сфере туризма стран евразийского пространства были одними из вопросов, обсуждавшихся на заседании экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Культурно-туристская дипломатия: развитие через диалог и сотрудничество», прошедшего в Алматы.
Не секрет, что в последнее время туристической проблематике уделяется много внимания, а 2017 год будет считаться прорывным в области туризма не только в Казахстане, но и в других странах ЕАЭС. Связано это с проведением зимней Универсиады-2017 в Алматы и ЭКСПО-2017 в Астане, а также с тем, что в результате экономических катаклизмов в ряде стран в нынешнем году увеличился поток внутреннего и въездного туризма. Ну а по мере того, как экономические выгоды от туризма становятся все более очевидными, у некоторых экспертов появляются предложения о необходимости построения единого евразийского туристского пространства на основе имеющихся культурно-исторических и экономических связей.
Политолог Антон Морозов акцентировал внимание на туризме, как на инструменте для туристической кооперации на региональном уровне. И привел примеры того, как региональные, межстрановые туристические маршруты или объекты постепенно становятся крупными участниками мирового туристского рынка. «Уже не отдельные турфирмы, а крупные специализированные организации, имеющие свое представительство в органах власти, согласовывают и осуществляют работу по продвижению региональных продуктов на мировом туристском рынке, – разъяснил он. – Такой подход, когда в рамках одного тура можно посетить несколько стран, вполне себя оправдывает с точки зрения бизнеса. Примеров много. В Европе около 200 таких рынков, в Юго-Восточной Азии это маршрут: Индонезия – Малайзия – Сингапур; в Южной Америке: Эквадор – Перу – Боливия; в Африке – ЮАР и Мозамбик».
Этот тренд в мире задан давно, есть механизмы, алгоритмы. В результате формируются межстрановые туристические рынки. Присутствующие на них государства, по мнению эксперта, с одной стороны, продолжают оставаться по отношению друг к другу непосредственными конкурентами, с другой — постепенно переходят к согласованному развитию своих национальных туристских комплексов. Что на практике проявляется в увеличении комбинированных турпредложений, то есть посещение нескольких государств за одну поездку, краткосрочных, экскурсионных поездок в соседние страны и т.д.
«На мой взгляд, Казахстан в плане привлечения туристов должен работать не с дальним зарубежьем, а со странами-соседями. Надо перестать быть высокомерными и ждать жителей Нью-Йорка и Парижа, – заявил представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов. – Рост количества иностранных туристов, приезжающих в Казахстан, произошел в основном за счет того, что у россиян после девальвации рубля стало меньше денег, плюс были ограничения, сложности с Турцией и Египтом. И вот россияне поехали на казахстанские озера Алаколь и Балхаш».
PR-консультант казахстанской коммуникативной ассоциации Владимир Павленко сказал о том, что конкуренция, которая существует между странами евразийского пространства в плане привлечения туристов, никуда не делась. Например, в самых разных российских регионах разрабатываются и реализуются кампании коммуникаций для продвижения своего геобренда. «И если на Урале многие города друг за другом проводят фестивали и ярмарки пельменей, то и в других регионах России обязательно организуются конкурсы и праздники местной кухни. Для привлечения соседей и гостей из-за рубежа организуются специальные события с упором на значимые для местности события, памятники, даты в истории», – рассказал эксперт.
По мнению В. Павленко, в Казахстане же по ситуации октября-ноября 2016 года важно понимать, что западный турист для нас не столь интересен, как туристы России и Китая. «Но для этого необходимо говорить о создании брендов в туристической отрасли страны, – подчеркнул он. – И здесь важный вопрос: что мы будем брендировать? Мы будем брендировать сам продукт туристский, направление? Мы будем говорить о геобрендинге, находить те самые изюминки и их показывать?»
Главный редактор информационно-аналитического центра Caspian Bridge Замир Каражанов уверен, что в российском обществе сейчас наблюдается смена ценностей. Если раньше люди были озабочены вопросами больших денег и предпочитали отдыхать за границей – в Турции, Европе и т.д., то теперь приоритетами становятся семья, экология, безопасность. «Россияне интересуются не далекими странами, а соседними государствами, – подчеркнул он. – Российские автолюбители стали чаще пересекать границу с Казахстаном. Конечно, автотуризм – это не та сфера, где турагентства могли бы заработать. И тем не менее надо помнить, что если бунту невозможно противиться, то лучше его возглавить. Иными словами, стоит присмотреться к тренду автотуризма. Тем более что здесь есть свои преимущества. Так, автолюбители делятся в социальных сетях впечатлениями от поездки в Казахстан, выкладывают фотографии красивых мест, формируют интерес к стране».
Некоторые эксперты призывали присмотреться к опыту Узбекистана, который в Центрально-Азиатском регионе давно завоевал славу страны, привлекательной для туристов. «Важным шагом в формировании национальной модели туризма стало создание в 1992 году Национальной компании «Узбектуризм», – отметил советник посольства Республики Узбекистан в Республике Казахстан Тимур Рахимов. – Она занимается подготовкой соответствующих кадров, способствует притоку внутренних и внешних инвестиций в создание новой и расширение существующей материально-технической базы, стимулирует развитие всех видов туризма, активно участвует в зарубежных мероприятиях, организует крупные международные форумы».
В результате в республике туризм имеет тенденцию роста. Ежегодно Узбекистан посещают более 2 миллионов туристов из различных стран мира. «При этом мы полагаем, что разработка комбинированных туров совместно с Казахстаном могла бы способствовать еще большему увеличению потока иностранных туристов в наши страны, – заявил эксперт. – Посольство Республики Узбекистан в настоящее время занимается вопросами по развитию туризма и выстраиванию отношений с соседними государствами в этом направлении. Считал бы целесообразным встретиться на экспертном уровне для обсуждения и принятия решения, что мы могли бы вместе предпринять для совместного развития туризма в наших странах».
Авторитет стран Евразии определяется не только их экономическими ресурсами, но и культурным достоянием наций. Культурно-туристская дипломатия способна работать на укрепление международного авторитета любой страны, служить свидетельством ее привлекательности. Туризм помогает добиваться быстрых результатов. Например, как сказала старший научный сотрудник Евразийского научно-исследовательского института Лидия Пархомчик по поводу развития туристической отрасли на Каспии, «переговорный процесс о развитии сотрудничества в сфере туризма встречает меньшее сопротивление у стран Прикаспийской пятерки. Вопрос только в его практической реализации».
То есть страны, осуществляющие широкий туристический обмен, легче других и конструктивно решают возникающие между ними проблемы. Участники заседания были единодушны: сегодня туризм является формой народной дипломатии, приобретающей особую значимость в условиях глобализации и информатизации мира.
______________________
Фото К. Конуспаева
Источник: «Ритм Евразии»