Современному Казахстану сложно найти свое место под солнцем на мировом туристическом рынке. И хотя стране есть, что предложить гостям, до сих пор она не определилась с целевой аудиторией.
Следуя общемировому тренду, Казахстан пытается заинтересовать западных туристов, оставляя без внимания тех, кто рядом – путешественников из соседних Китая и России. К слову сказать, их интерес к Казахстану весьма велик – его нужно лишь удовлетворить посредством развития туристской инфраструктуры и снижения градуса предвзятого отношения к гостям. К такому выводу пришли казахстанские эксперты в ходе заседания экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Культурно-туристская дипломатия: развитие через диалог и сотрудничество».
«Несколько лет назад, в 2006-2010 годах, одна из исследовательских компаний, которая занимается туристической аналитикой, изучала туристическую привлекательность Казахстана за рубежом. Стоит отметить, что были проанализированы интересы туристов из Европы и Азии. Что получилось? Основным сегментом европейских предпочтений оказался пляжный туризм (32%), комбинированные туры – на втором месте (20%), на третьем – городской туризм (14%). Предпочтения азиатского туриста разительно отличаются: лидируют комбинированные туры (50%), городской туризм предпочтителен для 18%, пляжный – только для 15%. Не думаю, что данные предпочтения с тех пор кардинально изменились. И если в Казахстане не будут формировать представленные сегменты, то привлечение иностранных туристов будет затруднительным. Ситуация такая, что, поскольку в Казахстане нет морских курортов, разве что на Мангышлаке, акцент нужно делать в большей степени на привлечение азиатских туристов», – такой вывод сделал политолог Эдуард Полетаев.
Азиатский турист – это в первую очередь турист из Поднебесной. И кстати, весь туристический мир трудится, чтобы привлечь китайских туристов. В среднем за один день турист из Китая тратит больше, чем турист из любой развитой европейской страны. К тому же полтора миллиарда населения Китая открыты всему новому и любят путешествовать. Поэтому перспективы на данном направлении существенные.
Казахстан лишь с августа 2016 года начал принимать групповые туры из Китая. Но как их встречает принимающая сторона? Нет ли здесь проблем?
«У нас, к сожалению, высокомерное отношение к азиатским туристам. Считают их неприхотливыми. Это миф. Они очень требовательны. За каждый потраченный цент они хотят получить максимум. Так же и у себя, в Китае, они отработают каждый цент, потраченный гостем», – рассказывает генеральный директор Международного центра казахстанско-китайского сотрудничества CHINA CENTER Адиль Каукенов.
По его данным, граничащие с Казахстаном провинции готовы ехать в республику. Им интересны шопинг и казино, исторические места эпохи коммунизма. По мнению эксперта, Казахстану нужно отказываться от стереотипного пренебрежения китайским туристом и запускать рекламу туристических возможностей страны в Китае.
В прошлом году интерес к Казахстану как туристическому направлению показали и россияне. Подтверждает этот тренд статистика.
«В Казахстан реальных туристов приезжает примерно 55 тысяч в год. Не тех, которые декларируются в тех или иных отчетах, а тех, кто указал, что прибыл в страну именно с туристическими целями. В прошлом году их было около 70 тысяч. Рост произошел в основном за счет того, что у россиян после девальвации рубля стало меньше денег, плюс были ограничения, сложности с Турцией и Египтом. И вот россияне поехали на казахстанские озера Алаколь и Балхаш», – сообщил представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов.
Об интересе россиян к казахстанским ландшафтам рассказал и политолог Замир Каражанов. Эксперт отметил, что российские автолюбители стали чаще пересекать границу с Казахстаном. Да, автотуризм не принесет больших доходов. Но «дикий туризм» тоже несет положительные стороны, просто их следует разглядеть и усилить. Тем более есть свои преимущества.
«Мы могли бы разрабатывать маршруты для автотуризма, улучшать дороги и придорожный сервис. Тем более, сейчас идет строительство международной трассы «Западная Европа — Западный Китай». Автотуризм – это приключения. Это те позитивные впечатления, которые остаются в памяти человека, романтика, которая в наше время становится дефицитом. К тому же автолюбители делятся в соцсетях впечатлениями от поездки в Казахстан, выкладывают фотографии красивых мест, формируют интерес к стране. Такие нюансы следует учитывать и нашим туристическим компаниям, – размышляет Замир Каражанов. – И конечно же, надо помнить, что большой туризм – это не только деньги, но и совокупность духовных ценностей, где трудно достичь одного, игнорируя другое».
Таким образом, Казахстану эффективней работать с теми, кто близко. В этой связи все, что требуется от государства и общества на первых порах, это строить дороги, обеспечивать безопасность путешественников в пути, вести контроль качества оказываемых услуг.
«Туристам нужно то, чего им не хватает у себя. Вот над этим надо трудиться», – подчеркнул Юрий Тлеумуратов, директор Палаты предпринимателей Алматы НПП РК «Атамекен».
Аманжол Смагулов
Источник: Total.kz