Предпринимательство сегодня является неотъемлемой частью любой развитой экономики. От степени его развития, вовлеченности в принятие решений в стране зависят перспективы экономического и промышленного роста государства, укрепления социальной стабильности в обществе.
Бакенов Е.Б., директор департамента международной экономической интеграции Министерства национальной экономики РК
Предпринимательство сегодня является неотъемлемой частью любой развитой экономики. От степени его развития, вовлеченности в принятие решений в стране зависят перспективы экономического и промышленного роста государства, укрепления социальной стабильности в обществе. Эффективное функционирование предпринимательского класса способствует созданию дополнительных рабочих мест, росту реальных доходов населения, формированию среднего класса в стране, являющегося «фундаментом» любого развитого общества
В развитых государствах уже довольно давно сформировалась высокая доля малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте государства. К примеру, в европейских странах доля МСБ составляет более 50% (в Австрии – 61%, Бельгии – 58%, Дании – 67%, Финляндии – 55%, Нидерландах – 62%, Норвегии – почти 80%, Швеции – 57%).
Замечу, что региональная интеграция в последние годы является определяющей тенденцией мировой экономики, которая способствует поддержанию экономического роста государств и стабильности целого ряда отраслей. Мировой структурный экономический кризис в конце нулевых доказал, что невозможно решить глобальные проблемы в одиночку. Только путем взаимодействия, согласования со странами-партнерами ключевых макроэкономических пропорций, расширения сотрудничества в финансовой, промышленной сферах, инфраструктурных отраслях переходные экономики смогут эффективно вписаться в продолжающийся процесс глобализации, избежав при этом участи сырьевых придатков крупнейших экономик мира.
Ключевой тенденцией интеграционного процесса на постсоветском пространстве в настоящее время является создание интеграционного объединения Казахстана, России и Беларуси, приведшее к подписанию договора о Евразийском экономическом союзе.
Исполнение Договора о евразийском экономическом союзе призвано создать дальнейшие условия для стабильного развития экономик, свободного движения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов без изъятий и ограничений, модернизации и повышения конкурентоспособности национальных экономик стран экономического союза.
Первые итоги евразийской экономической интеграции продемонстрировали его необходимость. Страны – союзницы показали опережающие темпы роста взаимного товарооборота по сравнению с общими темпами своей внешней торговли. Взаимный товарооборот трех стран за первые три года функционирования Таможенного союза (2010-2012 годы) вырос на 45% по сравнению с ростом внешней торговли с третьими странами за аналогичный период на 36%.
Можно констатировать, что страны фактически обеспечили полную свободу передвижения товаров. Вместе с тем пока не решенными остаются отдельные вопросы торговли особо чувствительными товарами – нефтепродуктами, фармацевтическими препаратами и медицинскими изделиями, алкоголем и табачными изделиями и т.д. Эти чувствительные моменты будут постепенно «сниматься» в рамках подписанного Договора о Евразийском экономическом союзе и соответствующих отраслевых соглашений.
В то же время современная экономика отличается значительной долей услуг в структуре ВВП. Не исключение здесь и Казахстан, доля услуг в экономике которого – свыше 50%. В связи с этим построение жизнеспособного экономического союза невозможно без значительной либерализации рынка услуг.
Совместными усилиями правительств стран ЕАЭС и евразийской экономической комиссии проводится работа по формированию общего рынка услуг, который предполагает осуществлять в отдельных секторах взаимное признание лицензий, разрешений на осуществление предпринимательства, предоставление национального режима и режима наибольшего благоприятствования без изъятий. Кроме того, общий рынок услуг предусматривает взаимное признание странами квалификаций персонала поставщика услуг, гарантирование права получателей услуг.
По определенным видам услуг, не имеющих каких-либо ограничений по их реализации, общий рынок заработает с 1 января 2015 года. По другим, более чувствительным видам услуг потребуется принятие решений по переходному периоду, в течение которого будет осуществлена гармонизация правил доступа на рынок в этих «сложных» отраслях. Отмечу, что определенный перечень услуг, в которых останутся определенные изъятия и ограничения, сохранится. Это коснется сфер обеспечения национальной безопасности, обороны и функционирования государственной власти.
Создание единого финансового рынка будет положительно влиять на инвестиционное сотрудничество наших стран. Поэтапное устранение существующих барьеров во взаимном допуске финансовых услуг позволит диверсифицировать риски, повысить конкуренцию на рынке финансовых услуг и снизить стоимость кредитных ресурсов.
В области валютной политики странами-участницами заложены и реализуются основные принципы ее реализации:
• поэтапное осуществление гармонизации и сближение подходов к формированию и проведению валютной политики;
• неприменение действий в валютной сфере, которые могут негативно повлиять на развитие интеграционных процессов,
• проведение экономической политики, направленной на повышение доверия к национальным валютам государств-участников, как на внутреннем валютном рынке каждого государства-члена, так и на международных валютных рынках.
Исполнение обозначенных принципов будет способствовать повышению устойчивости финансовых систем государств Евразийского экономического союза, развитию взаимных расчетов государств в национальных валютах, росту прозрачности и предсказуемости национальных валютных рынков, что скажется на устойчивости развития государств.
Принципиальным для активизации деловой среды является возможность привлечения необходимых трудовых ресурсов. В области свободного передвижения человеческих ресурсов достигнуты договоренности, в соответствии с которыми граждане стран Союза имеют право осуществлять трудовую деятельность в любой из стран-участниц. При этом гражданам наших стран не требуется получение разрешения на трудовую деятельность в государстве трудоустройства. Важное значение для формирования в перспективе общего рынка труда имеет норма по социальному страхованию трудящихся государств-членов, которое осуществляется на тех же условиях, что и для граждан государства трудоустройства. Эта норма сейчас заложена в Договоре о Евразийском экономическом союзе. Достижением можно считать и договоренность между странами о взаимном признании дипломов о высшем образовании без обязательного ранее подтверждения при приеме на работу.
Также значимым в развитии единого рынка труда государств Союза будет иметь налогообложение доходов физических лиц. Заложена норма, в соответствии с которой будут предусмотрены единые условия налогообложения доходов физических лиц-граждан союзной «тройки» с первых дней работы по найму, а не по прошествии 183 дней. Упрощен и доступ к услугам социального характера в странах, предоставляющих работу гражданину одной из стран «тройки», в том числе, к медицинским.
Актуальными сегодня являются задачи по повышению конкурентоспособности наших стран. Следует отметить, что в 2013 году наблюдалось снижение объемов взаимной торговли. По итогам прошлого года объем взаимного товарооборота стран таможенной «тройки» снизился на 5% и составил 64,1 млрд. долл. США.
Ухудшение динамики взаимной торговли обусловлено рядом факторов, прежде всего, исчерпанием так называемых среднесрочных эффектов интеграции.
Ключевыми задачами экономического развития Казахстана на современном этапе являются модернизация национальной экономики и снижение сырьевой зависимости.
В связи с этим региональная интеграция сегодня должна стимулировать инновационное сотрудничество между участниками «тройки», реализацию программ по повышению их конкурентоспособности. Казахстану необходимо уделить особое внимание формированию «технологических коридоров», в рамках которых конкурентоспособность отдельно выбранных секторов экономики будет достигаться преимущественно за счет технологий.
Перед нами стоят задачи по разработке долгосрочной стратегии научно-технологического развития, нацеленной на инновационный прорыв, перелом неблагоприятных тенденций и повышение конкурентоспособности в условиях присоединения к ВТО. Важнейшим элементом реализации указанной стратегии должны стать совершенствование и координация политики в области интеллектуальной собственности для инновационного развития Казахстана.
В соответствии с Договором о евразийском экономическом союзе наши страны будут координировать свою деятельность также в сфере макроэкономики, промышленности, отраслях агропромышленного комплекса, регулировании деятельности субъектов естественных монополий и др. Это даст мощный импульс для экономического и промышленного роста государств-участников, структурных преобразований в национальных экономиках.
Особо выделю, что все вышеперечисленные системные меры будут способствовать углублению взаимодействия деловых сред наших стран. Сегодня создаются условия для реализация четырех свобод, активизации инвестиционного сотрудничества, создания дополнительных рабочих мест и стимулирования внутреннего спроса в евразийском объединении. Поэтапное внедрение интеграционных принципов и национальные меры поддержки и развития деловой среды позволят Казахстану создать прочный и динамично развивающийся предпринимательский класс, занимающий преимущественную долю в экономике.
Источник: Nomad