Человечество активно переходит в стадию информационно-коммуникативного общества, а традиционные СМИ уступают социальным сетям значительную часть аудитории. О том, как меняется наша жизнь, и какие риски несут в себе данные изменения, обсудили участники заседания «От телеграмм до Telegram: жизнь в социальных сетях как новая реальность Евразии», организованного общественным фондом «Мир Евразии».

В зоне особого внимания

На евразийском пространстве в последнее время стали уделять пристальное внимание тому, что происходит в социальных сетях, отметил политолог Эдуард Полетаев. И это вполне объяснимо: соцсети не только способствуют взаимодействию граждан, они могут использоваться для проведения политики отчуждения стран и их жителей, настроенных на дружбу и сотрудничество, что производит новые риски и уязвимости.

«Особо опасны тенденции запуска экстремистских идей в социальные сети, – сказал Полетаев. – Как было отмечено на недавнем саммите ОДКБ в Минске, одним из ключевых направлений деятельности организации будут коллективные усилия в такой важной и актуальной сфере, как информационная безопасность. Взаимодействие стран-участников в этой области в последние годы заметно активизировалось.

Накопленный опыт и стоящие новые задачи нашли отражение в подписанном соглашении о сотрудничестве государств-членов ОДКБ в области обеспечения информационной безопасности. Было подчеркнуто, что значительная доля вербовок террористов и случаев распространения запрещенных материалов происходит посредством социальных сетей. Киберугроз становится все больше, поэтому документ предусматривает проведение совместных мероприятий, в том числе практического характера, направленных на укрепление информационной безопасности и противодействие противоправной деятельности в информационном пространстве государств-членов ОДКБ».

Эксперт напомнил, что в конце 2017 года в Казахстане был принят закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам информации и коммуникаций», предусматривающий внесение 280 поправок.

«И хотя во время обсуждения законопроекта было решено, что социальные сети и блогеры не будут приравниваться к СМИ, тем более что самые популярные социальные сети в стране являются зарубежными, без внимания они не останутся, – уверен Полетаев. – Контент, публикуемый на территории Казахстана, будет контролироваться, и в случае, если он окажется противоправным, власти будут отправлять уведомления о необходимости его устранения».

Значение соцсетей преувеличено

Все чаще в странах Евразии суды выносят обвинительные приговоры в отношении граждан за возбуждение ненависти либо вражды в соцсетях, распространение запрещенной информации, констатировали эксперты. В прошлом году, напомнил модератор заседания, в интернете активно распространялись памятки о том, как не сесть за репост.

«Ужесточение законодательства за противоправную деятельность в соцсетях– это мировой тренд, – отметил президент Интернет ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров. – Если мы проведем сравнение с немецким законом, который вступил в действие с нынешнего года, то наши ограничения покажутся цветочками, потому что за оскорбление и разжигание социальной розни там предусмотрены серьезные наказания».

Сабиров рассказал о том, что сегодня в Казахстане аудитория соцсетей растет за счет роста казахскоязычного населения. При этом если во всем мире самой популярной соцсетью является Facebook, то в нашей стране пользователи этого сайта составляют менее 5% всей аудитории. «Переход на ссылки c Facebook на новости – 8%, не больше, очень редко доходит до 20%. Наша аудитория сидит в Instagram и во «ВКонтакте», – рассказал эксперт.

По данным компании Beeline по Казахстану, в октябре 2017 года в тройку самых популярных в республике соцсетей вошли «ВКонтакте» с 4 млн пользователей, Facebook –3,3 млн и Instagram – 3 млн человек. Среди мессенджеров лидируют WhatsApp (2,5 млн), Telegram (2 млн) и Viber (1 млн). В мире, согласно исследованию агентства WeAreSocial и менеджера соцсетей HootSuite, число пользователей соцсетей превысило 3 млрд человек, то есть уже почти половина жителей Земли пользуются различными сервисами.

Тем не менее, многие участники заседания считают, что значение соцсетей преувеличено. «Мы сами себя убедили, что Facebook популярный и очень всем нужен. Учитывая краткосрочность жизни постов в Facebook, реальный охват людей достигает 1000 человек максимум. Как правило, 200–300 человек в среднем. Государству надо продолжать поддерживать всех тех, кто является профессионалом в своей среде. Лучше заплатить медийному изданию за новость, а не за блог-пост. Потому что КПД у медийного ресурса существенно больше», – сказал Сабиров.

Казахстанский сегмент аполитичен

Социальные сети не входят даже в пятерку наиболее используемых в Казахстане источников информации, утверждает, опираясь на данные разных исследований, директор центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев. В регионах по-прежнему большую роль в процессе получения всевозможной информации играет телевидение, добавил он.

«Если брать политический аспект, то социальные сети в свое время активно обсуждались на фоне арабской весны и украинского евромайдана, причем, чуть ли не в качестве одного из движущих соответствующие процессы и события факторов. В связи с этим очень часто у нас преувеличивают значимость и влияние соцсетей в политической жизни страны. Хотя они всего лишь инструмент. К тому же, как показали некоторые события, в нашем в значительной степени аполитичном обществе соцсети способны обеспечить выход на улицу весьма небольшого количества людей. Да и на последних парламентских и местных выборах соцсети не проявили себя в качестве серьезного механизма предвыборной агитации», – отметил Чеботарев.

Политолог констатировал, что казахстанцы практически не проявляют интереса к политике, поэтому сегодня социальные сети в политическом плане используют главным образом для пропаганды среди сравнительно узкой аудитории, а также для критики потенциальных оппонентов.

На самом деле, значимость соцсетей, как и традиционных СМИ, зависит не от размера аудитории. Дело в их влиятельности, уверен писатель и журналист Дмитрий Шишкин.

«Например, В России, несмотря на сегодняшние небольшие тиражи, газеты «Коммерсант» и «Известия» считались и считаются влиятельными, потому что их читает определенная аудитория. Та же история с британской Financial Times, у которой тираж всего 300 тыс. экземпляров. Но это одна из самых влиятельных газет в мире», – пояснил он.

По мнению Шишкина, надо поднимать уровень как традиционных СМИ, так и качество работы в соцсетях. «В газету нельзя прийти, сунуть 100 долларов и сказать: пиши про меня как мне надо. А блогеру можно. Во многих странах блогеры уже беспокоятся о своей репутации. Для нас это вопрос роста и времени», – считает Шишкин.

По мнению участников заседания, дальнейшее развитие соцсетей трудно спрогнозировать, однако считаться с этим инструментом нужно. Так же как необходимо использовать их возможности в позитивном, созидательном русле, в том числе для консолидации общества внутри страны и укрепления связей с партнерами на евразийском пространстве.

Сергей Михайличенко

Источник: Информационно-аналитический портал «Polit-asia.kz»

от wefund