В Алматы состоялось заседание экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Дружные умы ЕАЭС: как согласовать образовательную политику?

07.11.2015

Открыл заседание экспертного клуба руководитель Общественного фонда «Мир Евразии» Эдуард Полетаев, который подчеркнул, что Евразийский экономический союз ведет активную работу над созданием общих рынков, выстраивая таким образом базис выгодного для всех сторон практического сотрудничества. Однако, по мнению Эдуарда Полетаева, несмотря на то, что ЕАЭС – экономическое объединение, являются актуальными некоторые проблемы гуманитарного сотрудничества, в частности, программа согласования образовательных стандартов, о которой много говорят, имеются некие декларации о намерениях, создаются учреждения вроде Евразийского союза ректоров, Евразийской ассоциации университетов, проводятся мероприятия, но в целом образовательные программы разбежались друг от друга за годы суверенитета бывших союзных республик.

По мнению генеральный директор консалтинговой компании «Алмагест» Айдархана Кусаинова не стоит акцентировать внимание на унификации образования, следует развивать общественные объединения вузов. «Необходимо заменять единые госстандарты негосударственными корпоративными требованиями. Например, в США есть Лига плюща – они договорились, и друг друга уважают, ценят. Или пытаться соответствовать сертификационным, квалификационным международным программам. То есть приезжают представители конкретной ассоциации, смотрят программу и говорят, соответствуют вузы или нет» — утверждает политолог.

Профессор кафедры международных отношений и мировой экономики факультета международных отношений КазНУ им. аль-Фараби Галия Мовкебаева считает, что согласование образовательных программ необходимо. «Иначе, без создания совместных образовательных программ, ЕАЭС останется конъюнктурным проектом элит» — утверждает Галия Мовкебаева.

Переходя к вопросу о едином евразийском дипломе политобозреватель республиканской общественно-политической газеты «Литер» Олег Сидоров заявил – «Учитывая уровень коррупции в постсоветских странах, евразийский диплом может оказаться «красной корочкой» для стран дальнего зарубежья. По уровню коррупции какая-нибудь республика окажется на лидирующих местах, и как паршивая овца все стадо испортит» — считает Олег Сидоров.

«Что касается унификации образования, мне кажется, оно невозможно на данном этапе и нецелесообразно» — считает главный научный сотрудник КИСИ при Президенте РК Леся Каратаева. «Во-первых, мы сейчас фокусируемся только на высшем образовании, но у нас есть среднее школьное образование, и оно действительно по-разному выглядит. Вопрос даже не в том, какая это система – 11-ти или 12-летняя. Дело в другом. Скоро, например, Казахстан перейдет на трехъязычное образование и у наших детей будут совсем другие компетенции» — утверждает эксперт.

Главный редактор делового журнала «Эксперт Казахстан» Сергей Домнин высказал аналогичное мнение: «Образование – это такой сектор, который очень слабо держится в национальных или региональных границах. Надо больше двигаться согласно логике глобальных процессов. Интеграция в мировое образовательное пространство — вот рациональное направление. Строить же какую-то общую для ЕАЭС образовательную политику, с моей точки зрения, излишне. Она может стать источником противоречий между партнерами по ЕАЭС» — убежден Сергей Домнин.

Директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев в своем выступлении подчеркнул, что в настоящее время сфера образования пока не вошла в утвержденный странами-участницами союза перечень секторов единого рынка услуг. «Создать что-то вроде рабочей группы с участием официальных представителей министерств образования в рамках ЕАЭС трудно. Но есть пространство СНГ, которое позволяет это сделать. Так что соответствующие органы стран-участниц ЕАЭС могут предложить определенные инициативы в рамках СНГ. В частности, это может быть создание рабочей группы по унификации учебников точных наук (математика, химия, физика и т.д.). Какой-то общий учебник истории написать вряд ли получится, так как у всех республик сейчас своя история и отличающиеся подходы к ее содержанию и изучению. Но с точными науками, которые универсальны для всех и не несут какой-либо идеологической составляющей, попробовать можно. В общем, поле для совместной деятельности имеется достаточно большое» — отметил Андрей Полетаев.

Подводя итоги заседания экспертного клуба можно отметить, что несмотря на экономические, политические приоритеты в некоторой степени поменялись в странах СНГ, образовательные приоритеты хоть и отличаются сейчас по форме, по сути, остались прежними – взрастить образованного человека для работы на благо своей страны. Так что у стран ЕАЭС есть какие-то базисные конструкции, на которых можно совместно работать и сформировать единую конструкцию.

Справочно:

Евразийский экономический союз ведет активную работу над созданием общих рынков, выстраивая таким образом базис выгодного для всех сторон практического сотрудничества. Но общим рынкам необходим соответствующий общий подход к формированию кадров. Органы образования стран ЕАЭС уже давно в авангарде интеграции: взаимодействуют друг с другом министерства образования, много совместных образовательных программ и проектов, работает Евразийская ассоциация университетов. Даже идея создания ЕАЭС была провозглашена 21 год назад в стенах МГУ им. Ломоносова.

В настоящее время процесс развития образовательного сотрудничества в рамках ЕАЭС активизировался. В Договоре о создании Союза указано, что члены союза признают все образовательные квалификации, кроме специальностей по правоведению, медицине, фармакологии и педагогике. Для молодежи будет создана единая образовательная программа «Евразийская интеграция».

Для успешного сотрудничества необходимо, чтобы у сторон был взаимный интерес. Часто говорится о том, что требуется унифицировать системы, что будет устраивать и работодателей, которые поймут, чего ожидать от того или иного выпускника.

Пока же системы образования отличаются друг от друга. В Казахстане, например, сдают ЕНТ, в России и Армении — ЕГЭ, а в Беларуси выпускной экзамен по четырем предметам. Возникают вопросы. Есть ли смысл вводить единую систему оценок или надо найти другое решение вопроса? Действительно ли унификация образовательных стандартов будет происходить безболезненно и подтолкнет к новому витку сотрудничества между странами СНГ?

Источник: Евразийский центр – «Самрау»