Это необходимо не только как дань памяти свыше 11 тысяч гвардейцев, но и ради исторической справедливости. Ведь на постсоветском пространстве прошлое общее, а истории разные, было отмечено в ходе заседания экспертного клуба «Мир Евразии».
«История объединяет: фундамент единства прошлого и реализация возможностей будущего» – такая тема была вынесена на обсуждение экспертного клуба, прошедшего в Алматы, в котором приняли участие казахстанские и российские историки, политологи, журналисты. Но в ходе дискуссии неоднократно звучало, что наша общая история одновременно может и объединять, и разъединять. Один из таких примеров – подвиг гвардейцев-панфиловцев.
— В 1978-1980 годах служил в советской армии. После марш-бросков идем уставшие, кричат: «Запевай!». И мы поем ротную песню: «Шумела в поле злая осень, с деревьев падала листва. Их было только двадцать восемь, а за спиной была Москва…». В 1989-м впервые приехал в Алма-Ату из России. А тут Парк 28-ми гвардейцев-панфиловцев – вот он образ, вот моя ротная песня! Это то, что работает, то, что объединяет, – рассказал представитель Казахстанской коммуникативной ассоциации, PR-консультант Владимир Павленко.
Увы, но поминают в последнее время панфиловцев нередко в скандальной тональности. В частности, как отметил директор института международного и регионального сотрудничества при Казахстанско-немецком университете, доктор исторических наук Булат Султанов, скандал возник из-за того, что было поставлено под сомнение не столько число героев, до последнего защищавших Москву, сколько сам подвиг. Напомним, накануне 65-летия Победы мифом историю 28-ми панфиловцев назвал директор Госархива Российской Федерации Сергей Мироненко. Позже, как подчеркнул Султанов, министр культуры РФ снял с должности директора архива.
— Дело же не в том, 28 панфиловцев или вся рота полегла. Вопрос в том, кто остановил танки. Я просто вас призываю пойти 9 мая в парк и посмотреть на таблички, где указаны годы жизни героев: 1904, 1910 годы, там нет ни одного пацана. В Алма-Ате формировали Панфиловскую дивизию из призывников старших возрастов, там были и музыканты, и учителя. И почти все они, гвардейцы первого набора, полегли под Москвой. И правы те, кто считают, что было не просто 28 гвардейцев, там был массовый героизм, массовый подвиг. Вот о чем нам нужно говорить, – уверен Булат Султанов.
Он также выразил личную благодарность доктору исторических наук Лайле Ахметовой, которая отстаивает правдивую историю Великой Отечественной войны. Директор Центра ЮНЕСКО КазНУ им. аль-Фараби преподает долгие годы на факультете журналистики, а параллельно проводит большую работу по сохранению памяти о героях войны. В частности, работает с молодежью – с 2010 года проходит тематический конкурс школьных сочинений, которые профессор Ахметова проверяет лично, одна. А на седьмой конкурс, к примеру, было прислано 1,5 тысячи сочинений. Также она проводит немало времени в архивах, чтобы восстановить истинную картину многих событий военных лет, в том числе касающихся Панфиловской дивизии.
— У меня есть книга кыргызского автора, где описано, что боевой путь панфиловцев начинается в Бишкеке, а потом, скажу утрированно, но звучит это именно так: мимо Алма-Аты ехали, двух казахов взяли – собрали дивизию. И это пишется в учебниках. Я очень переживаю из-за подобной мифологизации. В России одно говорят о панфиловцах, в Кыргызстане – другое, у нас – третье, – признает Лайла Ахметова. – Поэтому я решила восстановить поименно 11 347 человек, входивших в состав Панфиловской дивизии. Обратилась с письмами к министрам обороны Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана – все дали ответы, пытаются помочь. Правда, пока из 11 тысяч я восстановила имена более 700 воинов. Но когда восстановим, когда всех по именам назовешь с указанием, откуда каждый был призван, тогда уже никто не соврет.
Как оказалось, в Панфиловской дивизии служил отец одного из присутствовавших на заседании – заместителя главного редактора газеты «Московский комсомолец в Казахстане» Сергея Козлова. Призван в армию он был 14 июля 1941 года в столице КазССР.
— Я не знаю, кто и что придумывает, но артиллерийский полк формировался здесь. Формировался в том самом месте, где потом бы построен Алматинский хлопчатобумажный комбинат, тогда там были яблоневые сады. С 14 июля мой отец проходил службу, и в августе они отбыли на фронт эшелоном. Что касается истории с 28-ми панфиловцами, то ее пытались интерпретировать по-своему еще в 60-70-е годы. Я из того поколения, которое слушало так называемые «западные голоса», и я спросил отца, было это или нет, потому что называли имена журналистов, которые это якобы придумали. Он ответил, что не знает, придумано это или нет, но таких панфиловцев, которые ложились под танки со связками гранат, были, по меньшей мере, сотни. Может быть, в этой истории что-то и приукрасили, но то, что это было, – чистая правда, – уверен Сергей Козлов.
По мнению многих участников заседания, интерпретация и фальсификация истории имеет несколько главных причин, одна из них – это недоступность документов, касающихся истории ХХ века. В том числе, информация о Панфиловской дивизии, как рассказала Лайла Ахметова, закрыта даже в центральном госархиве Казахстана.
— До истории Панфиловской дивизии, до ее истинной, документальной истории, пытался докопаться писатель Дмитрий Снегин. Это приятель моего отца, тоже панфиловец, какое-то время он воевал в этой дивизии, – продолжил Сергей Козлов. – В частности, о конце Панфиловской дивизии они так и не получили никаких документов, а, как известно, конец ее был страшным. Это произошло в марте 1945 года возле города Салдус в Латвии. В живых осталось меньше 300 человек, в их числе – мой отец Владимир Константинович, он вышел чудом из этого окружения. Мне кажется, это не то, чтобы преступление, но неразумно скрывать документы 70-летней давности. Все равно когда-то эта правда выйдет наружу. Снегину и другим ветеранам когда-то сказали, что в свое время им позволят покопаться в архивах. Их интересовал главным образом вопрос, почему в течение двух недель дивизии не оказывали помощь, почему дивизия была уничтожена. Это тоже правда, страшная правда, и ее могут использовать те, кто хочет развенчать героизм дивизии и наших предков, которые защищали Москву.
К сожалению, любые бреши в истории, особенно той истории, которая объединяет и сплачивает народы, используют для того, чтобы разобщить эти самые народы. В результате, рождаются нелепые предположения и устойчивые мифы, как тот, о котором поведал Булат Султанов: якобы в случае победы Гитлера в Казахстане бы ездили по автобанам на немецких автомобилях и пили немецкое пиво. Те, кто придерживается подобных взглядов, вероятно, не знают, что намеревались сделать фашисты с покоренными народами СССР…
— Перспектива Евразийского пространства – жить в мире и партнерстве – обрастает в последнее время полемикой вокруг ряда исторических событий и интерпретаций, – отметил в свою очередь руководитель общественного фонда «Мир Евразии», политолог Эдуард Полетаев. – Умных история сближает, а глупых – разъединяет. Но, кроме того, эмоциональное понимание истории во многом является источником различных «замороженных» и «горячих» конфликтов. Поэтому нам нужно понять, как сделать так, чтобы историческая наука консолидировала общество.
К счастью, здравомыслящих людей на постсоветском пространстве гораздо больше. Это подтверждает и реакция общества на интерпретацию истории Панфиловской дивизии.
— Россияне после пресловутых выступлений не только архивистов, историков, но и других общественных деятелей инициировали замечательную акцию «Нас миллионы панфиловцев», – говорит Лайла Ахметова. – Воплощают ее регионы, в том числе те, где не было войны. Например, когда я была в Челябинске, вице-губернатор с гордостью говорил, что 102 челябинца погибли в Панфиловской дивизии. А в Новосибирске утверждают, что из 28 панфиловцев шесть родились в Сибири. То есть каждый чувствует себя сопричастным, и акция «Нас миллионы панфиловцев» символизирует, что мы все едины.
К слову, в эти дни, по словам Лайлы Ахметовой, три группы молодежи из Астаны, Алматы и Павлодарского госуниверситета поехали по местам сражений Панфиловской дивизии Волоколамского направления. А 22 июня казахстанская молодежь впервые будет участвовать в реконструкции событий в Брестской крепости.
Юлия Майская
Источник: Информационно-аналитический центр